Размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет зависит от величины среднемесячной заработной платы работников
С 1 января 2013 г. расчет размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет осуществляют исходя из величины среднемесячной заработной платы работников в республике. До этой даты для расчета пособия использовался показатель утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее – БПМ).
Кроме того, теперь размер пособия дифференцируется в зависимости от очередности рождения детей в семье.
Ежеквартальный пересмотр размеров пособий сохранен
При введении нового порядка расчета размера пособия сохранен ежеквартальный пересмотр размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в сроки, аналогичные предусмотренным в порядке пересмотра размеров других государственных пособий, расчет которых производится из величины БПМ (например, пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет).
Определение размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет
Размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет с 1 января 2013 г. исчисляют исходя из величины среднемесячной заработной платы работников в республике за квартал в порядке, приведенном в табл. 1.
Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначают и выплачивают на каждого ребенка в следующих размерах:
– на 1-го ребенка – 35 % среднемесячной заработной платы;
– на 2-го и последующих детей – 40 % среднемесячной заработной платы;
– на ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет – 45 % среднемесячной заработной платы (независимо от очередности рождения ребенка-инвалида в семье).
При воспитании в семье двойни и более детей размер пособия также выплачивается дифференцированно: 35 % среднемесячной заработной платы на 1-го ребенка, 40 % – на второго и последующих детей.
Среднемесячная заработная плата работников по стране за III квартал 2012 г. составила 4 037 686 руб.
Соответственно размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет на период с 1 января по 31 января составит:
– на 1-го ребенка – 1 413 190 руб.;
– на 2-го и последующих детей – 1 615 070 руб.;
– на ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет – 1 816 960 руб.
Возможен только рост размера пособия
С 1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября производится перерасчет размера пособия в связи с ростом среднемесячной заработной платы.
В случае уменьшения среднемесячной заработной платы, применяемой для исчисления пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, пособие назначается и выплачивается в размере, исчисленном до ее уменьшения.
Выплата пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в размере 50 %: условия изменились
Произошел ряд изменений, касающихся выплаты пособия в размере 50 % от установленного.
Так, при оформлении детей в возрасте до 3 лет в учреждение, обеспечивающее получение дошкольного образования, сохраняется полный размер пособия. Соответственно лицам, получающим пособие в размере 50 % по этому основанию, его выплата с 1 января осуществляется в полном размере.
Наряду с лицами, работающими более половины месячной нормы рабочего времени у одного или нескольких нанимателей, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается и выплачивается в размере 50 % от установленного, если лицо, осуществляющее уход за ребенком в возрасте до 3 лет:
– работает на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы рабочего времени) и одновременно выполняет работу на дому у одного или нескольких нанимателей;
– выполняет работу на дому более чем у одного нанимателя;
– выполняет работу по гражданско-правовому договору, предметом которого являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности;
– является индивидуальным предпринимателем, частным нотариусом, адвокатом;
– осуществляет предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
– получает послевузовское образование в дневной форме получения образования и получает стипендию;
– проходит подготовку в клинической ординатуре в очной форме.
Не все дети учитываются при определении размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет
При определении размера пособия учитываются родные дети в возрасте до 18 лет, воспитываемые в семье, в т.ч. усыновленные (удочеренные), а также пасынки и падчерицы в возрасте до 18 лет.
Не учитываются дети:
– в отношении которых родители (единственный родитель) лишены родительских прав;
– отобранные из семьи;
– умершие;
– воспитываемые в приемных семьях, детских домах семейного типа.
Лицам, проживающим на территории радиоактивного загрязнения, выплата пособия сохранена в размере 150 % от установленного размера.
Исключены назначение и выплата пособий на детей старше 3 лет с учетом совокупного дохода семьи
Учитывая, что комплексные меры поддержки малообеспеченных семей предусмотрены в системе государственной адресной социальной помощи (Указ Президента РБ от 19.01.2012 № 41), назначение и выплата пособий на детей старше 3 лет в соответствии с Законом с 1 января не осуществляются.
Согласно Закону пособия на детей старше 3 лет назначаются только тем категориям семей, которые ранее имели право на пособия без учета доходов. Эти категории расширены.
Так, определено, что пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей назначаются без учета совокупного дохода семьи, если в семье:
– воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет; воспитывается ребенок в возрасте до 18 лет, инфицированный вирусом иммунодефицита человека;
– отец (отчим), усыновитель (удочеритель) является военнослужащим, проходящим срочную военную службу;
– оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) либо родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) являются инвалидами I или II группы, а также если один из родителей в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает пособие, предусмотренное законодательством.
Размер пособия не изменяется и составляет:
– на ребенка-инвалида – 70 % БПМ (ранее 50 % БПМ + надбавка 40 % от установленного размера);
– на других детей, воспитываемых в семьях указанных категорий, – 50 % БПМ.
Условие занятости, предъявляемое к трудоспособному отцу в полной семье либо трудоспособному родителю в неполной семье, сохраняется.
Усовершенствован порядок обеспечения пособиями по беременности и родам
Увеличена с 2 до 6 месяцев продолжительность периода, за который определяется среднедневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам женщинам, работающим на основе трудовых договоров, членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм. При этом пособие по беременности и родам назначается за календарные дни периода, удостоверенного листком нетрудоспособности.
Максимальный размер пособия по беременности и родам за каждый календарный месяц исчисляется из 3-кратной величины средней заработной платы работников в республике в месяце, предшествующем месяцу наступления отпуска по беременности и родам (ранее применялась средняя заработная плата рабочих и служащих в месяце, предшествующему каждому месяцу отпуска по беременности и родам).
Увеличен максимальный размер пособия по беременности и родам, который находится в прямой зависимости от размера уплаченных обязательных страховых взносов, женщинам – индивидуальным предпринимателям и другим лицам, уплачивающим обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты самостоятельно, а также выполняющим работы по гражданско-правовому договору, предметом которого являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности (с 70 % до 100 % от суммы обязательных страховых взносов).
Женщинам, за которых обязательные страховые взносы на социальное страхование уплачивались в общей сложности менее чем за 6 месяцев до наступления случая беременности и родов, пособие по беременности и родам назначается и выплачивается в минимальном размере – 50 % БПМ относительно каждого месяца отпуска по беременности и родам.
Упраздняется система надбавок к пособиям
Согласно законодательству, действовавшему до 31 декабря 2012 г., к пособиям назначались надбавки следующим категориям:
– на детей, рожденных женщинами вне брака, если сведения об отце ребенка в книге регистрации актов о рождении произведены по указанию матери;
– усыновленных (удочеренных) одинокими лицами;
– воспитываемых одним родителем, расторгнувшим брак и не вступившим в новый брак, в случаях, когда другой родитель уклоняется от уплаты алиментов, детей, находящихся под опекой или попечительством, в случаях, когда родители уклоняются от уплаты алиментов, в других случаях, когда взыскание алиментов невозможно;
– на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, воспитываемых в семье;
– на детей военнослужащих, проходящих срочную военную службу, детей курсантов учреждений образования, детей военнообязанных, призываемых на военные или специальные сборы, детей резервистов на время прохождения ими занятий и учебных сборов.
Так как размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет увеличен, Закон предусматривает равноценную поддержку семей, воспитывающих детей, независимо от категории.
Семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, вместо надбавок устанавливается повышенный по сравнению с базовым размер пособий:
– на детей-инвалидов в возрасте до 3 лет – 45 % среднемесячной заработной платы работников в республике, применяемой для исчисления пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
– на детей-инвалидов старше 3 лет – 70 % БПМ.
Пособия следует выплачивать за текущий месяц
Ежемесячные пособия, назначенные по месту работы, с 1 января 2013 г. выплачиваются за текущий месяц. Это пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей (ст. 20 Закона). Этим достигнут единый подход к срокам выплаты государственных пособий в органах по труду, занятости и социальной защите и по месту работы.
Напомним, что ранее выплата осуществлялась в сроки, установленные для выплаты заработной платы, т.е. за предшествующий месяц.
В январе 2013 г. размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей, будут следующие (см. табл. 2):
Иные изменения и дополнения в Закон
Иные изменения и дополнения, внесенные в Закон, обусловлены наличием правовых пробелов, неоднозначным толкованием некоторых норм, а также необходимостью приведения действующих правовых норм в соответствие с принятыми нормативными правовыми актами: Указом Президента РБ от 30.12.2011 № 616, законами РБ "О вспомогательных репродуктивных технологиях", "Об адвокатуре", "О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и др.
Так, в ст. 1 Закона уточнен круг лиц, которые имеют право на государственные пособия семьям, воспитывающим детей. Круг получателей государственных пособий дополнен:
– временно проживающими в Республике Беларусь гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства – если за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы;
– лицами, которым в Республике Беларусь предоставлен статус беженца, что согласуется с нормами Закона РБ "О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь".
В ст. 3 Закона систематизированы виды государственных пособий с учетом международной практики:
– по материнству;
– семейные пособия;
– пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком.
Статьей 4 Закона установлены источники финансирования государственных пособий в зависимости от категории получателей. С целью определения полномочий государственных органов, иных организаций, назначающих и выплачивающих пособия, а также прав и обязанностей граждан, получающих государственные пособия, Законом закрепляются соответствующие нормы (ст. 5, 6).
В ст. 7, 10 и 11 Закона урегулированы вопросы назначения государственных пособий суррогатным матерям и женщинам, заключившим договор суррогатного материнства, что обусловлено принятием Закона РБ "О вспомогательных репродуктивных технологиях".
Статья 17 Закона конкретизирует условия назначения пособия по уходу за ребенкоминвалидом, а именно виды занятости, при которых пособие не назначается и не выплачивается. При этом право на пособие наряду с лицами, находящимися в отпуске по уходу за ребенком, дополнительно предоставлено лицам, находящимся в академическом отпуске, а также инвалидам (матери, отцу, усыновителю, опекуну), получающим пенсию либо ежемесячную страховую выплату.
В целях усиления социальной защиты семей, воспитывающих детей-инвалидов, в ст. 19 Закона предусмотрено назначение пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет не только в случае его санаторно-курортного лечения, но и на период медицинской реабилитации в стационарных условиях центров медицинской или медико-социальной реабилитации.
В ст. 20 Закона определен общий порядок назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, в т.ч. пособий по временной нетрудоспособности. Установлено, что государственные пособия назначают комиссии по назначению пособий, создаваемые в государственных органах, организациях любых организационно-правовых форм в порядке, определяемом Правительством.
В ст. 21 Закона определен день возникновения права на государственные пособия для тех категорий граждан, которые впервые включены в число получателей пособий в соответствии со ст. 1 Закона. Одновременно конкретизировано, что для лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет либо академическом отпуске право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом возникает не ранее дня предоставления указанных отпусков.
В ст. 22 Закона установлен порядок обжалования решений по назначению государственных пособий.
Порядок возврата получателем сумм излишне выплаченных государственных пособий изложен в ст. 24 Закона. Аналогичная норма содержится в п. 14 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.03.2008 № 490 (далее – Положение № 490). Учитывая, что норма широко применяется на практике, ей придан законодательный статус.
Переходный период
Порядок реализации Закона установлен в ст. 28 "Переходные положения" Закона. Так, вне зависимости от того, когда семья обратилась за государственными пособиями (до вступления в силу Закона или после), размер государственных пособий и право на них определяют на день возникновения права на пособие:
– за период по 31 декабря 2012 г. включительно – по нормам старого Закона;
– с 1 января 2013 г. – по нормам нового Закона.
При этом до внесения изменений в Положение № 490 и Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 30.09.1997 № 1290, нормы действующих положений применяются в той части, в которой они не противоречат новому Закону.