С 2014 г. на подзаконном уровне вопросы бухгалтерского учета и отчетности будут регулироваться новой разновидностью нормативных правовых актов – национальными стандартами бухгалтерского учета и отчетности, принимаемыми Минфином и определяющими правила бухгалтерского учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации и (или) раскрытия информации в отчетности. Наряду с ними могут приниматься и иные нормативные правовые акты Минфина, в частности инструкции.
В ЗАКОНЕ ОТСУТСТВУЮТ НОРМЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Из сферы регулирования Закона исключены некоторые вопросы бухгалтерского учета и отчетности, например вопросы отражения в бухгалтерском учете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета (части четвертая – седьмая ст. 12 действующего Закона). Теперь соответствующий порядок поручено устанавливать Минфину (для банков – Нацбанку). В настоящее время данные вопросы регулируют как действующий Закон, так и гл. 9 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180.
В УСТАНОВЛЕННЫХ СЛУЧАЯХ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ЗАДОКУМЕНТИРОВАНА КАЖДОЙ ИЗ ЕЕ СТОРОН ЕДИНОЛИЧНО
Существенных изменений в вопросы составления первичных учетных документов Закон не привнес. В нем реализованы уже знакомые нормы Указа Президента РБ от 15.03.2011 № 114 "О некоторых вопросах применения первичных учетных документов".
Новацией является правило п. 6 ст. 10 Закона о том, что первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично в случаях, определенных Минфином, при условии, что договором, заключенным в письменной форме между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком, предусмотрен такой порядок оформления выполненных работ (оказанных услуг).
В действующем Законе предусмотрено, что не допускаются исправления в кассовых и банковских документах. Новый Закон запрещает исправления в первичных учетных документах, которыми оформляются прием и выдача наличных денежных средств, и в первичных учетных документах, составленных в форме электронного документа. В то же время следует помнить, что банк не принимает к исполнению (на инкассо) расчетные и иные документы в случаях наличия в них исправлений и подчисток (п. 21 Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66).
В Законе установлено, что первичный учетный документ, составленный в форме электронного документа, должен соответствовать требованиям законодательства об электронных документах и электронной цифровой подписи. Такие требования определены, в частности, Законом РБ от 28.12.2009 "Об электронном документе и электронной цифровой подписи".
ЗА НАРУШЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА БУДЕТ ВОЗМОЖНО НАЛОЖЕНИЕ ВЗЫСКАНИЯ В ВИДЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
27 июля 2013 г. официально опубликован (см. сайт pravo.by, раздел "Официальное опубликование") Закон РБ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях". С 28 августа 2013 г. (дата вступления Закона в силу) из Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП) будет исключена ст. 23.17, устанавливающая ответственность за неуказание в товарных, товарно-транспортных накладных, платежных инструкциях и других первичных учетных документах сведений, предусмотренных законодательством, и (или) за указание недостоверных сведений (предусматривается наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 5 % суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в этих документах). В настоящее время действие данной статьи приостановлено на основании подп. 5.6 п. 5 Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь".
Еще одно изменение внесено в ст. 12.1 КоАП. Так, после вступления в силу названного Закона за нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка ведения бухгалтерского учета (учета предпринимательской деятельности, учета доходов и расходов, применяемого при УСН) и отчетности в качестве альтернативы сегодняшнему штрафу в размере от 4 до 20 базовых величин предусмотрена возможность наложения взыскания в виде предупреждения.
К ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ БУДУТ ПРЕДЪЯВЛЯТЬСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
С 1 января 2017 г. вводится ряд дополнительных требований к общественно значимым организациям.
Закон относит к последним 3 группы организаций:
– открытые акционерные общества, являющиеся учредителями унитарных предприятий и (или) основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозяйственным обществам.
– страховые организации.
Главный бухгалтер должен получить сертификат профессионального бухгалтера
Главные бухгалтеры общественно значимых организаций обязаны получить сертификат профессионального бухгалтера (для банков – сертификат профессионального бухгалтера банка).
Данные сертификаты с 1 января 2017 г. должны будут иметь не только те, кто будет назначаться на должность главного бухгалтера общественно значимой организации с 2017 г., но и те, кто был назначен на нее ранее (п. 2 ст. 20 Закона).
Отчетность по МСФО нужно будет составлять начиная с отчетности за 2016 год
Еще одно требование, предъявляемое к общественно значимым организациям, – составление, представление и публикация годовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и их разъяснениями, принимаемыми Фондом Международных стандартов финансовой отчетности (далее – МСФО).
МСФО будут:
1) вводиться в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов Советом Министров совместно с Нацбанком в установленном ими порядке. Необходимые меры по введению в действие МСФО должны быть приняты до 1 января 2016 г. При введении МСФО в действие могут быть предусмотрены особенности их применения на территории Республики Беларусь: например, определенные изъятия из правил МСФО или конкретизированные положения для тех или иных ситуаций или организаций;
2) официально размещаться согласно законодательству (т.е. на портале pravo.by), а также на официальном сайте Минфина.
Годовая отчетность в соответствии с МСФО в официальной денежной единице Республики Беларусь должна будет составляться за 2016 г. и последующие годы:
– банками – консолидированная или индивидуальная отчетность;
– иными общественно значимыми организациями (за исключением банков) – только консолидированная отчетность.
РУКОВОДИТЕЛИ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И СТАЖА НЕ СМОГУТ ВЕСТИ УЧЕТ И СОСТАВЛЯТЬ ОТЧЕТНОСТЬ ЛИЧНО
С 2014 г. руководитель уже не сможет возлагать ведение бухгалтерского учета в организации на обычного бухгалтера, а должен будет избрать один из следующих вариантов:
– создать структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
– возложить ведение бухгалтерского учета и составление отчетности на главного бухгалтера;
– передать на договорной основе ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.
Исключена возможность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности лично руководителем унитарного предприятия. Напомним, что действующим Законом такое допускается, если это закреплено в уставе предприятия, независимо от наличия у руководителя соответствующего образования иопыта работы.
Право вести учет и составлять отчетность лично получили руководители микроорганизаций (в т.ч. унитарных предприятий, отвечающих установленным критериям микроорганизации), товариществ собственников, общественных и религиозных организаций (объединений), но лишь при условии, что они:
– имеют высшее или среднее специальное образование, предоставляющее в соответствии с законодательством право работать по специальности бухгалтера, и стаж работы по специальности бухгалтера не менее 3 лет;
– не имеют непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.
Товарищество собственников применительно к жилищному фонду – это организация, создаваемая собственниками жилых и (или) нежилых помещений в целях сохранения и содержания общего имущества, владения и пользования им, а также в иных целях, предусмотренных Жилищным кодексом РБ и уставом товарищества собственников (п. 56 ст. 1 Жилищного кодекса РБ).
Применительно к совместному домовладению в нежилом фонде товарищество собственников – это объединение собственников нежилых помещений, создаваемое в целях обеспечения сохранения, содержания и пользования недвижимым имуществом совместного домовладения, а также в целях, предусмотренных Законом РБ от 08.01.1998 "О совместном домовладении" и его уставом (ст. 20 названного Закона).
ЗАКОНОМ "СМЯГЧЕНЫ" КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ГЛАВНЫХ БУХГАЛТЕРОВ ОБЫЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Законом скорректированы квалификационные требования к главным бухгалтерам. Рассмотрим новые требования в табл. 1.
– организация, оказывающая услуги, в зависимости от того, какой организации оказываются услуги (обычной, общественно значимой), должна обеспечить оказание этих услуг не менее чем одним работником, с которым заключен трудовой договор и который отвечает требованиям, предъявляемым в табл. 1 к главному бухгалтеру обслуживаемой организации;
– индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги, в зависимости от того, какой организации оказываются услуги, должен или сам отвечать требованиям, предъявляемым в табл. 1 к главному бухгалтеру обслуживаемой организации, или обеспечить оказание этих услуг не менее чем одним работником, с которым заключен трудовой договор и который отвечает таким требованиям.
СОСТАВ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕ ИЗМЕНИЛСЯ
Вся отчетность, согласно Закону, как и в настоящее время, делится на 3 вида:
– индивидуальная;
– консолидированная;
– сводная.
В свою очередь, индивидуальная отчетность делится на годовую и промежуточную (квартальную или месячную).
Состав отчетности для коммерческих организаций принципиально не изменился (вместо пояснительной записки предусматривается составление примечаний к отчетности). А вот для некоммерческих есть некоторые уточнения.
Так, если сегодня некоммерческие организации (кроме бюджетных), осуществляющие предпринимательскую деятельность и (или) имеющие, за исключением выбывших активов, обороты по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг, должны составлять такую же годовую отчетность, что и коммерческие организации (т.е. бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет об изменении капитала; отчет о движении денежных средств; пояснительную записку), то с 1 января 2014 г. все некоммерческие организации (кроме бюджетных) будут составлять годовую отчетность в особом составе (бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет об использовании целевого финансирования; примечания к отчетности). Аналогичный состав будет иметь согласно Закону и квартальная отчетность таких организаций. В настоящее время состав квартальной отчетности для некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, за исключением выбывших активов, оборотов по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг, ни действующим Законом, ни Инструкцией о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 111, не регламентирован.
Для бюджетных организаций по-прежнему состав отчетности будет устанавливать Минфин.
Рассмотрим, как урегулированы в Законе вопросы составления и представления индивидуальной (см. табл. 2), а также консолидированной и сводной (см. табл. 3) отчетности.
Таблица 2
** Государственные органы, иные государственные организации, подчиненные Правительству, если отчитывающиеся организации находятся в их подчинении (входят в их состав) или являются хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь или административно-территориальным единицам и переданы в управление этим органам, организациям.
Таблица 3