За отсутствие инструкции организация будет привлечена к административной ответственности
Собственники отходов производства обязаны иметь инструкцию по обращению с отходами производства (далее – инструкция) и соблюдать ее требования (подп. 1.3 п. 1 ст. 17 Закона РБ "Об обращении с отходами" (далее – Закон)).
Отсутствие инструкции влечет административную ответственность до 1 000 базовых величин, которая применяется к юридическим лицам (ст. 15.63 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП)).
Наличие инструкции у собственника отходов дает основание не уплачивать экологический налог за хранение отходов при накоплении отходов до одной транспортной единицы (абз. 11 п. 2 ст. 205 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
Одна транспортная единица – это специальный показатель, который собственник отходов устанавливает в инструкции.
Порядок разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства с 4 февраля 2011 г. регламентирован Инструкцией, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45 (далее – Инструкция № 45). До этого периода собственники отходов обязаны были использовать Правила разработки, согласования и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденные постановлением Минприроды РБ от 28.11.2001 № 28 (далее – Правила № 28).
В инструкции необходимо указать одну транспортную единицу
По новому документу инструкция включает в себя титульный лист, обязательные разделы и приложения (п. 8 Инструкции № 45). Одним из таких приложений является "Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения". Собственники отходов в этом приложении указывают:
– допустимое количество накопления отходов производства, необходимое для перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов (одна транспортная единица), и обоснование этого количества;
– периодичность вывоза отходов производства и обоснование установления такой периодичности.
Ранее собственники отходов должны были также включать в инструкцию приложение "Расчет-обоснование количества отходов для хранения" (подп. 11.5 п. 11 Правил № 28). В нем указывали количество отходов, хранимых для вывоза одной транспортной единицей, максимальное количество отходов, накапливаемых для хранения, и срок хранения отходов.
Требование установить одну транспортную единицу не новое в законодательстве: отличаются только редакции этой фразы в разных нормативных актах (см. табл. 1).
Одна транспортная единица – это количество отходов, накапливаемое до вывоза
В инструкции указывают накопление отходов в "тоннах", "м куб.", "штуках" и других единицах учета отходов (см., например, табл. 2).
Соответственно, например, хранение отходов "лом стальной несортированный" в количестве до 20 т не облагают экологическим налогом за хранение отходов. А хранение этих отходов на конец отчетного квартала в количестве более 20 т влечет уплату налога за объем, превышающий 20 т.
Одну транспортную единицу всегда указывают в инструкции для отходов, накапливаемых для передачи на использование, обезвреживание, захоронение. Это хранение часто называют временным хранением отходов. Именно такое хранение узаконивает инструкция. Иного документа для организации временного хранения отходов собственник отходов получать не должен.
В инструкции собственник отходов не только указывает собственно значение одной транспортной единицы, но и обосновывает его. Способы обоснования не регламентированы в Инструкции № 45(они не были установлены и Правилами № 28).
Обоснованиями предлагаемой одной транспортной единицы могут быть:
– количество отходов, образуемое за определенный период времени (месяц, год и др.) и направляемое на хранение (например, "расчетный годовой объем образования отходов 100 шт.", "расчетный объем образования отходов за месяц 5 т");
– количество отходов, которое определяется условиями хранения отходов у собственника (например, "один контейнер объем 5 м куб.", "площадка с возможностью хранения на ней 20 т" и др.);
– количество отходов, удобное для перевозки (например, "вместимость транспорта для перевозки отходов 4 т").
Само значение одной транспортной единицы и обоснование этого значения рассматривают при согласовании инструкции специалисты органов Минприроды РБ. Они должны согласиться с предложениями собственника отходов.
За нарушение законодательства об обращении с отходами возникает административная ответственность (ст. 15.63 КоАП). Собственник отходов обязан:
– хранить отходы в санкционированных местах (это места временного хранения отходов, определенные в инструкции) (п. 28 ст. 1 и пп. 1, 2 ст. 25 Закона);
– выполнять требования инструкции (подп. 1.3 п. 1 ст. 17 Закона) (в частности, не нарушать периодичности вывоза отходов, не превышать допустимое количество накопления отходов при временном хранении) (п. 2 ст. 25 Закона ).
Допустимое количество накопления отходов при временном хранении – это самостоятельный показатель, который собственник устанавливает в инструкции, если планирует хранить отходы сверх одной транспортной единицы. Если не планирует, то одна транспортная единица, указанная в инструкции, будет допустимым количеством накопления отходов при временном хранении.
Пример
Организация в инструкции установила для отходов:
– лом стальной несортированный – одну транспортную единицу – 5 т, допустимое количество накопления отходов при временном хранении – 15 т;
– свинцовые аккумуляторы отработанные неповрежденные с неслитым электролитом – одну транспортную единицу – 0,2 т.
Соответственно организация вправе хранить лом стальной несортированный до 15 т, свинцовые аккумуляторы отработанные неповрежденные с неслитым электролитом до 0,2 т.
От редакции:
Как видим, термин "одна транспортная единица" – это не количество отходов, которое фактически можно поместить в одну автомашину, трактор, вагон и т.д., а количество отходов, которое разрешено хранить на предприятии до дня их вывоза в соответствии с возможностями организации, даже если это количество отходов вывозят не одной, а двумя, тремя и т.д. транспортными единицами (автомобилями, тракторами, вагонами и т.д.).
Одна транспортная единица и заполнение налоговой декларации
Как мы уже упоминали ранее, показатель "одна транспортная единица", устанавливаемый собственником отходов в инструкции, – это основание для освобождения от экологического налога за хранение отходов. При расчете суммы экологического налога за хранение отходов плательщик обязан учесть эту величину и правильно заполнить часть I "Расчет экологического налога за хранение отходов производства" в налоговой декларации по экологическому налогу за хранение, захоронение отходов производства.
Напомним, что налоговая декларация (расчет) по экологическому налогу за хранение, захоронение отходов производства определена постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82. Она содержится в приложении 13 к этому постановлению. Рассмотрим практические ситуации и порядок заполнения налоговой декларации.
Ситуация 1
Расчет налога и заполнение декларациидля временного хранения отходов "изношенные шины с металлокордом"
В организации образовались отходы "изношенные шины с металлокордом" (код 5750201, 3-й класс опасности согласно классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь). В инструкции по обращению с отходами производства организации, согласованной с Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды 5 января 2011 г., установлена одна транспортная единица для отходов "изношенные шины с металлокордом" – 0,5 т. Учет отходов осуществляют в книге общего учета по форме ПОД-10 (утверждена постановлением Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33).
Результаты образования и движения отходов, расчет налоговой базы и суммы налога представим в табл. 3.
Из табл. 3 видно, что налоговое обязательство для организации возникло только за хранение отходов во 2-м квартале, так как хранение отходов на конец квартала больше одной транспортной единицы. Согласно приложению 8 к НК ставка налога за хранение отходов 3-го класса опасности составляет 22 399 руб. за 1 т.
Заполним декларацию с учетом вышеизложенных данных.
Ситуация 2
Расчет налога и заполнение декларации для долговременного хранения отходов "нефтесодержащий шлам"
В организации образовались отходы "нефтесодержащий шлам" (код 5450300, 4-й класс опасности согласно классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь). Разрешение на хранение и захоронение отходов производства от 05.01.2011 № 5 выдано Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды. По разрешению хранение отходов "нефтесодержащий шлам" допускают на объекте хранения организации в количестве 20 т в год. Согласно решению Минского горисполкома это количество является лимитом хранения отходов.
До начала 2011 г. организация накопила 30 т отходов. Но это количество не надо учитывать при расчете суммы налога, так как налогом необходимо облагать только то количество отходов, которое направлено на хранение в отчетном налоговом периоде сверх 30 т. Поэтому можно условно принять для расчета суммы налога, что на начало 2011 г. хранилось 0 т отходов. Учет отходов осуществляют в книге общего учета по форме ПОД-10.
Результаты образования и движения отходов, расчет налоговой базы и суммы налога представим в табл. 4.
Из табл. 4 видно, что налоговое обязательство для организации возникает в 1-м, 3-м и 4-м кварталах. В 4-м квартале организация нарушает разрешение. Экологический налог за хранение отходов в данном случае следует исчислить в установленном порядке. Однако органы Минприроды РБ направят претензию по возмещению вреда, причинного окружающей среде.
Ставка налога за хранение отходов 3-го класса опасности по приложению 8 к НК составляет 11 186 руб. за 1 т.
Учитывая вышеизложенные данные, заполним декларацию.
Разрешение на хранение отходов производства от 05.01.2011 № 5 действительно до 05.01.2016.
От редакции:
Дополнительно с порядком заполнения налоговой декларации по экологическому налогу за хранение, захоронение отходов производства можно ознакомиться в данном номере журнала на с. 49–53.