С 1 мая 2013 г. вступает в силу Указ Президента РБ от 15.04.2013 № 191 "Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта" (далее – Указ № 191). Первые 4 месяца текущего года существовал своего рода "правовой вакуум" в данной сфере, поскольку срок действия предыдущего аналогичного Указа Президента РБ от 03.11.2011 № 497 "Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта" (далее – Указ № 497) истек с окончанием 2012 г. В целом Указ № 191 сохранил преемственность по отношению к своему предшественнику, хотя появились и новые положения.
Действие мер государственной поддержки, как и ранее, распространяется на Национальный олимпийский комитет (НОК), республиканские федерации (союзы, ассоциации) по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр, клубы по игровым видам спорта, а также некоторые другие организации, перечисленные в приложении 1 к Указу № 191. Однако теперь меры поддержки в виде безвозмездной помощи распространяются только на спортивные клубы, команды которых участвуют в высшей (экстра-) лиге чемпионата Республики Беларусь и (или) чемпионатах, розыгрышах кубков других государств, а субсидии из местных бюджетов не распространяются на команды по бейсболу, мини-футболу, мотоболу (т.е. неолимпийским видам спорта).
Меры государственной поддержки не изменились
Меры государственной поддержки в целом остались прежними:
1. В виде безвозмездной передачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями спортивным организациям в соответствии с законодательством и с учетом особенностей, установленных Указом № 191, денежных средств (в т.ч. путем направления на оплату товаров (работ, услуг) для спортивных организаций по договорам о переводе долга), безвозмездного оказания услуг (выполнения работ) и (или) безвозмездной передачи имущества, в т.ч. имущественных прав, с включением сумм расходов по оказанию такой безвозмездной (спонсорской) помощи в состав внереализационных расходов для целей налогообложения.
В учете передающей стороны:
Д-т 90-10 (аналитический счет "Расходы, учитываемые при налогообложении") – К-т 51
– на сумму денежных средств, перечисленных спортивной организации, либо на сумму оплаты товаров, работ или услуг для такой организации*.
__________________________
* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.
В учете спортивной организации, являющейся некоммерческой:
Д-т 08, 10, 41 и др. – К-т 86 "Целевое финансирование"
– при безвозмездном получении товаров;
Д-т 51 – К-т 86
– при безвозмездном получении денежных средств;
Д-т 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" – К-т 86
– безвозмездная передача денежных средств произведена путем оплаты оказанных услуг, выполненных работ.
Важно! В настоящее время от обложения налогом на прибыль освобождается прибыль организаций (в размере не более 10 % валовой прибыли), переданная зарегистрированным на территории Республики Беларусь бюджетным организациям, в т.ч. физкультуры и спорта (подп. 1.2 п. 1 ст. 140 Налогового кодекса РБ; далее – НК).
В данном случае нельзя говорить о дублировании налоговых льгот, поскольку:
а) далеко не все спортивные организации являются бюджетными;
б) Указ № 191 не касается спортивных команд низших лиг.
2. В виде субсидий за счет средств местных бюджетов на частичное финансирование (как и ранее, не более 40 % суммы средств, исчисленной исходя из норм и нормативов для бюджетных организаций) согласно перечню видов расходов, указанных в приложении 2 к Указу № 191. Эти расходы являются, как правило, нормируемыми (зарплата, командировки, питание, спортивная одежда и оборудование, прием иностранных организаций и др.).
Справочно: субсидия – бюджетный трансферт, предоставляемый организации, физическому лицу на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов (подп. 1.52 п. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса РБ).
3. Предоставление права спортивным организациям, созданным в форме некоммерческих организаций (общественных объединений, ассоциаций, союзов) осуществлять следующие виды предпринимательской деятельности без образования коммерческих организаций и (или) участия в них:
а) деятельность в области спорта;
б) туристическую деятельность;
в) оптовую и розничную торговлю;
г) рекламную деятельность;
д) прочую деятельность по организации отдыха и развлечений;
е) прокат прочих бытовых изделий и предметов личного пользования;
ж) деятельность водного транспорта;
з) деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не подчиняющегося расписанию;
и) услуги автомобильных стоянок;
к) строительство;
л) издательскую деятельность;
м) полиграфическую деятельность и предоставление услуг в этой области.
Важно! Виды деятельности, указанные в подп. "ж", "к", "л", "м", являются новыми по сравнению с перечисленными в Указе № 497.
Кроме того, сохранилось право всех спортивных организаций (вне зависимости от вида и организационно-правовой формы):
а) размещать во вклады (депозиты) в банках РБ денежные средства, полученные от спонсоров.
Д-т 55-1 (субсчет "Депозитные счета") – К-т 51
– на сумму средств, размещенных в банковские вклады (депозиты);
б) передавать, в т.ч. на возмездной основе, права на теле-, радио- и иные способы трансляции спортивных соревнований, продавать билеты на проводимые ими либо с их участием спортивные соревнования;
в) осуществлять сдачу в аренду собственного недвижимого имущества.
Доходы, полученные от осуществления указанных выше видов деятельности, спортивные организации используют на уставные цели.
Указ № 191 никак не ограничивает право спортивных организаций (как коммерческих, так и некоммерческих) создавать УП, хозяйственные общества и иные коммерческие организации в соответствии с законодательством и финансироваться за их счет.
4. Налоговые льготы, в т.ч.:
а) валовая прибыль спортивных организаций уменьшается на сумму прибыли, использованной ими на уставные цели, с учетом установленных в приложениях 2 и 3 к Указу № 191 нормативов расходов;
б) суммы прибыли, полученной спортивными организациями от размещения рекламы, освобождаются от обложения налогом на прибыль;
в) освобождаются от подоходного налога с физических лиц доплаты на питание спортсменов-инструкторов и стажеров спортсменов-инструкторов сверх установленных норм вовремя учебно-тренировочных сборов и спортивных соревнований в размере до 25 % их годовой заработной платы по основному месту работы.
Данная льгота дополняет многие другие льготы по подоходному налогу, предусмотренные НК (в частности, подп. 2.4–2.5 п. 2 ст. 153, подп. 1.20 п. 1 ст. 163, подп. 1.4 п. 1 ст. 168), а также постановлением Совета Министров РБ от 30.12.2002 № 1835 "Об утверждении стоимости призов для победителей и участников спортивных соревнований, а также размеров вознаграждений тренерам, принимавшим участие в их подготовке";
г) освобождаются от НДС ввозимые на территорию Республики Беларусь спортивными организациями (за исключением клубов по игровым видам спорта, не участвующих в европейских клубных турнирах по игровым видам спорта, проводимых международными спортивными федерациями по игровым видам спорта, Континентальной хоккейной лиге и Молодежной хоккейной лиге) спортивная одежда и обувь общего и специального назначения, спортивное оборудование, инвентарь, снаряжение, в т.ч. маломерные суда, катера, лодочные моторы, швертботы и их части, спортивное оружие и боеприпасы к нему, спортивные лошади, транспортные средства для перевозки лошадей, предназначенные для собственных нужд национальных команд Республики Беларусь по виду (видам) спорта, специализированных учебно-спортивных учреждений, средних школ – училищ олимпийского резерва по соответствующим видам спорта, а также для проведения на территории Республики Беларусь международных спортивных соревнований (чемпионатов, первенств, розыгрышей кубков мира и Европы).
Основанием для применения освобождения от НДС является подтверждение Минспорта об отнесении ввозимых товаров к товарам данной категории и их назначении, содержащее сведения о наименовании, количестве, стоимости ввозимых товаров, реквизитах контрактов, на основании которых осуществляется ввоз таких товаров, и о спортивных организациях, осуществляющих их ввоз и имеющих право на использование данного освобождения.
За некоторым исключением (в частности, льгота по НДС ранее не распространялась на команды КХЛ и МХЛ) налоговые льготы, названные в подп. "б"–"г", действовали и согласно Указу № 497.
5. В виде предоставления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями безвозмездной (спонсорской) помощи в соответствии с Указом Президента РБ от 01.07.2005 № 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи", а также в иных видах в соответствии с законодательством (подп. 1.5 п. 1 Указа № 191).
В Указе № 191 предусмотрено два вида безвозмездной помощи
В отличие от безвозмездной передачи, упомянутой в подп. 1.1 п. 1 Указа № 191, которая полностью включается у передающей стороны в состав внереализационных расходов, безвозмездная (спонсорская) помощь, оказываемая в соответствии с подп. 1.5 п. 1 Указа № 191, включается в объем реализации у передающей стороны и в состав внереализационных доходов у принимающей.
Еще одно важное отличие предусмотрено п. 13 Указа № 191: при оказании поддержки спортивным организациям в соответствии с подп. 1.1 п. 1 Указа № 191 на основании договора безвозмездной (спонсорской) помощи:
а) ее размер не ограничивается;
б) виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены спортивными организациями за счет этих средств, в договоре не указываются (если безвозмездная (спонсорская) помощь предоставляется в виде денежных средств).
Безвозмездная (спонсорская) помощь (подп. 1.5 п. 1 Указа № 191), полученная не от государственных организаций, не ограничивается целевыми условиями использования.
Клубы могут получить помощь, если…
Условиями получения перечисленных выше льгот клубами по игровым видам спорта являются следующие (п. 2 Указа № 191):
1) наличие планов развития клубов по игровым видам спорта, утвержденных местными исполнительными и распорядительными органами, на территории которых находятся эти клубы, с учетом обязательного наличия в них иных источников доходов, и согласованных ими смет;
2) представление ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчета об исполнении сметы расходов клубов по игровым видам спорта местным исполнительным и распорядительным органам, на территории которых находятся эти клубы;
3) доход клуба по игровым видам спорта от осуществления предпринимательской деятельности, международных спортивных организаций, трансферных сделок в 2013 г. составляет не менее 20 % от общих его доходов из всех возможных источников – для получения поддержки в 2014 г.
Справочно: трансферные сделки – действия спортсменов и клубов по игровым видам спорта, направленные на установление, изменение или прекращение своих прав и обязанностей, урегулированные трансферным договором (контрактом), определяющим условия перехода спортсмена из одного клуба по игровым видам спорта в другой.
С 2015 г. поддержка клубу по игровым видам спорта оказывается в размерах, не превышающих доход от осуществления предпринимательской деятельности, международных спортивных организаций, трансферных сделок, полученный этим клубом в предшествующем году, за исключением клубов по игровым видам спорта, достигших высоких спортивных результатов на европейских клубных турнирах по игровым видам спорта, в КХЛ и МХЛ.
Это требование является самым важным новшеством Указа № 191 по сравнению с Указом № 497 и коротко его можно свести к формуле: "спортивный клуб должен или показывать высокие спортивные результаты, или самостоятельно зарабатывать деньги". В противном случае он лишается мер господдержки;
4) направление на развитие детско-юношеского спорта и инфраструктуры соответствующих видов спорта не менее 25 % денежных средств, работ, услуг и имущества, в т.ч. имущественных прав, полученных клубами по игровым видам спорта безвозмездно (подп. 1.2и 1.5 п. 1 Указа № 191), в т.ч. на развитие детско-юношеского спорта не менее 15 %. Это еще одно новое положение, ранее отсутствовавшее в Указе № 497.
Зарплата работников спортивных клубов под контролем
Предусмотрено также регулирование заработной платы работников спортивных клубов, за исключением тех, которые добились высоких спортивных результатов на европейских клубных турнирах по игровым видам спорта, в КХЛ и МХЛ в течение 2 лет, следующих за спортивным сезоном, в котором достигнуты эти результаты (их уровень определяет Минспорта). Во всех остальных случаях должны применяться условия оплаты труда работников клубов по игровым видам спорта, установленные Советом Министров.
Справочно: в настоящее время новый нормативно-правовой акт еще не принят. Во время действия Указа № 497 применялись:
– постановление Совета Министров РБ от 04.11.2011 № 1479 "О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников клубов по игровым видам спорта, получающих поддержку";
– постановление Минспорта РБ от 13.12.2011 № 29 "Об установлении перечня спортивных результатов, достигнутых клубами по виду (видам) спорта на европейских клубных турнирах по игровым видам спорта и Континентальной хоккейной лиге, в том числе Молодежной, относимых к высоким, на 2012 год".