Справочная информация
Вступающий в силу 1 августа т.г. Указ Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313) принят для реализации природоохранных целей – сокращения объемов захоронения отходов потребления, повышения уровня вовлечения в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов и др. В целом реализация положений Указа № 313 должна решить проблему отходов потребления, образующихся у населения при использовании отдельный группы товаров и тары.
Указ № 313 не является чем-то абсолютно новым в законодательстве Республики Беларусь. Анализ его текста позволяет сделать вывод, что он разработан исходя из практики применения ранее действовавших постановлений Правительства РБ от 27.02.2003 № 261 "О некоторых вопросах обращения с отходами пластмасс", № 269 "О совершенствовании системы сбора (заготовок) и использования некоторых видов вторичного сырья" и порядка взимания экологического налога за производство и импорт тары и отдельных товаров. В новом документе также учтены положения ст. 20 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" (далее – Закон).
Указом № 313 определен перечень лиц, которые обязаны обеспечить сбор некоторых отходов
Указ № 313 ввел на территории республики обязанность обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств (далее – обязанность):
– товаров, названных в приложении 1 к нему;
– пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, в которую упакованы ввезенные потребительские товары.
Указанная обязанность введена для юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) (далее – обязанные лица), которые осуществляют:
а) производство товаров, названных в приложении 1;
б) ввоз товаров, названных в приложении 1;
в) ввоз потребительских товаров, упакованных в тару из пластмассы, стекла, на основе бумаги и картона (далее – тара).
В перечень товаров согласно приложению 1 включены собственно тара как изделие (например, стеклянные бутылки, пластмассовые бутылки) и различные изделия длительного использования (например, холодильники, покрышки для легковых автомобилей). Товары и тара в приложении 1 указаны через коды ТН ВЭД.
В Указе № 313 отсутствует для целей применения его норм определение термина "потребительский товар". Отметим, что однозначного определения этому понятию нет и в белорусском законодательстве. Отнесение товаров к группе потребительских, по-видимому, должно производиться исходя из их назначения (личное, семейное пользование и т.п.).
Из-за отсутствия четкого определения термина "потребительский товар" достаточно проблематично будет определить среди ввозимых товаров товар, относимый к категории потребительских, на использованную тару которого действует установленная Указом № 313 обязанность по уплате сбора.
Справочно: термин "тара" должен применяться согласно ГОСТ 17527-2003 "Упаковка. Термины и определения".
Указ № 313 разъяснил понятие "ввоз товаров" – это действия, связанные с пересечением товарами Государственной границы РБ, в результате чего товары прибыли для постоянного размещения на территории Республики Беларусь любым способом. Поэтому ввоз товаров из Российской Федерации и других стран Таможенного союза будет являться основанием для возникновения обязанности согласно Указу № 313.
Пример 1
К обязанным лицам, в частности, могут относиться организации:
а) импортирующие из-за пределов Беларуси (например, из Украины) стеклянную бутылку;
б) производящие в Республике Беларусь стеклянную бутылку в качестве товара и реализующие ее предприятиям на территории республики;
в) ввозящие на территорию Республики Беларусь товар, упакованный в стеклянную бутылку или банку (масло растительное, кетчуп, соки и т.д.);
г) производящие жидкое мыло (потребительский товар), которое упаковывается в тару из ПЭТФ, производимую этими организациями;
д) ввозящие из-за пределов Беларуси (например, из Германии, России и т.д.) холодильники для реализации их на территории Беларуси.
Не является обязанным лицом организация, которая приобрела на территории Республики Беларусь стеклянную бутылку и использовала ее для упаковки своих товаров.
Обратим внимание на такие товары, как бытовая техника, названные в приложении 1к Указу № 313. Многие из товаров приложения 1 (например, холодильники) являются потребительскими товарами. Поэтому в отношении тары, в которую они упакованы, возникает обязанность ее сбора. То есть у поставщика появляется обязанность как в отношении холодильника (ввоз товара, названного в приложении 1), так и в отношении картонной коробки, полиэтиленового мешка, использованных для его упаковки (ввоз потребительских товаров, упакованных в тару).
Производители и поставщики освобождены от обязанности в части:
1) товаров, тара которых не является предметом выполнения обязанности производителей и поставщиков этих товаров. К "льготным" товарам относят хлебобулочные изделия, детское питание, медицинские изделия и др. (абз. 2 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313).
Пример 2
Организация производит кефир и упаковывает его в пластмассовую тару, которую также сама производит. Данная организация освобождается от обязанности по сбору пластмассовой тары, так как кефир – "льготируемый" товар;
2) товаров, названных в приложении 1, которые произведены на территории Беларуси и вывезены за ее пределы (например, организация произвела на территории Беларуси масло машинное и реализовала его за ее пределы).
Справочно: указанные 2 случая предоставления льгот производителям и поставщикам мало отличаются от случаев льготирования, которые были установлены в законодательстве при уплате экологического налога за производство и импорт тары (к товарам добавлены только крупы и крупяные изделия). Однако Указ № 313 не устанавливает порядок учета "льготных" товаров, требования к документам, подтверждающим "льготу". Ранее в налоговом законодательстве было определено требование "при условии раздельного учета". Видится, что, хотя в Указе № 313 нет подобного требования, фактически производителю и поставщику для льготирования нужно иметь раздельный учет товаров, подтвержденный соответствующими бухгалтерскими и иными документами.
Есть еще одна льгота, но она касается только производителей, причем закрытого перечня изделий. Установлено, что если при производстве масел, пластмассовой, стеклянной, бумажной, картонной тары были использованы не менее 30 % отходов масел, тары соответственно, то такой производитель освобождается от обязанности согласно Указу № 313 (абз. 4 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313).
Обращаем внимание на следующее. В Указе № 313 названы "отходы масел", "отходы пластмассовой тары" без указания источников происхождения этих отходов (например, отходы производства или отходы потребления). Хотя Указ № 313 не устанавливает требования к документам, подтверждающим право на льготу по этому условию, организации должны сами позаботиться о документарном учете отходов, использованных в качестве сырья.
Производители и поставщики, которые планируют получить льготу по рассмотренным выше основаниям, должны понимать, что, если в ходе проверки будут установлены факты неправомерного освобождения от установленной Указом № 313 обязанности, они будут признаны обязанными лицами. А так как период выполнения обязанности для них будет просрочен, то к ним можно применять санкции, предусмотренные Указом № 313.
Важно! Ранее организации (индивидуальные предприниматели), применяющие УСН, не уплачивали экологический налог за производство и импорт тары. Указ № 313 не предусматривает таких льгот.
О выполнении обязанности надо информировать оператора 2 раза в год
1. Как мы уже ранее упоминали, поставщики и производители обязаны обеспечить сбор, обезвреживание или использование отходов, образовавшихся после утраты потребительских свойств товаров.
Для поставщиков потребительских товаров, упакованных в тару, предусмотрена обязанность обеспечить сбор, обезвреживание или использование тары пластмассовой, стеклянной, бумажной, картонной.
Важно! Сбору, обезвреживанию и использованию подлежат только отходы потребления, т.е. отходы товаров и тары, образующиеся у населения.
Отходы потребления – это отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов (ст. 1 Закона).
Например, поставщику холодильников из Германии необходимо обеспечить сбор на территории Беларуси отработавших свой срок холодильников, а импортеру масла растительного, упакованного в стеклянную тару, следует обеспечить сбор использованной стеклянной тары. Все эти отходы должны собираться у населения.
Выполнение этой обязанности может осуществляться 2 путями. Обязанные лица самостоятельно осуществляют сбор отходов потребления и далее:
– или сами осуществляют их использование (обезвреживание);
– или передают их третьим лицам на использование (обезвреживание).
В качестве альтернативы первому пути обязанные лица должны перечислить плату на счет специальной организации, названной в Указе № 313 "оператором в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами" (далее – оператор). После внесения платы производители и поставщики полностью освобождаются от своих обязанностей по сбору, обезвреживанию, использованию отходов потребления (подп. 1.4 п. 1 Указа № 313).
Указом № 313 установлены специальные требования к порядку сбора, обезвреживания, использования отходов потребления и требования к порядку расчета, оплаты и заключения договоров с оператором.
По мнению автора, если учесть многие аспекты, связанные с деятельностью по сбору отходов потребления, их использованию, обезвреживанию, получается, что обязанным лицам проще всего правильно рассчитать плату и перечислить ее на счет оператора.
2. Обязанные лица должны регистрироваться в специальном реестре производителей и поставщиков товаров. Для этого им необходимо подать оператору уведомление (в произвольной форме с указанием вида деятельности, в отношении которой возникает обязанность согласно Указу № 313) с приложением к нему копии документа о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).
3. Обязанные лица должны 2 раза в год информировать оператора о выполнении обязанности, которая им установлена Указом № 313. Делать это необходимо по специальной форме, которая изложена в приложении 2 к нему.