Статья 37 НК, в ред. Закона № 431-З, приведена в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза.
В ней наряду с такой формой исполнения налогового обязательства, как проведение налоговым либо таможенным органом зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), предусмотрены еще 2 формы, касающиеся исполнения обязанностей по уплате таможенных платежей:
– зачет таможенным органом в таможенные платежи сумм авансовых платежей;
– обращение (зачет) в таможенные платежи денежных средств, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (далее – суммы обеспечения).
Закон № 431-З также закрепил в ст. 46 НК, что днем уплаты налога, сбора (пошлины), является:
– при зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин) – день, определенный в подп. 3.1–3.3, 3.5–3.7п. 3 этой статьи либо в п. 5 ст. 55 НК в зависимости от формы, в которой были уплачены или взысканы суммы налогов, сборов (пошлин) (соответствующие изменения внесены в часть первую п. 6 ст. 46 НК);
– при зачете сумм авансовых платежей в таможенные платежи – день, определенный в подп. 3.1–3.3, 3.5–3.7 п. 3 ст. 46 НК, в зависимости от формы, в которой были уплачены авансовые платежи (соответствующие нормы определены в новой части второй п. 6 ст. 46 НК);
– при обращении (зачете) в таможенные платежи сумм обеспечения – день, определенный в подп. 3.1–3.3, 3.5 или 3.6 п. 3 ст. 46 НК, в зависимости от формы, в которой были уплачены суммы обеспечения (соответствующие уточнения сделаны в подп. 3.4 п. 3 ст. 46 НК).
Например, если суммы авансовых платежей или суммы обеспечения были уплачены в безналичном порядке, то в случае последующего зачета первых в таможенные платежи или обращения (зачета) вторых в таможенные платежи (как по ранее обеспеченному обязательству, так и по иному обязательству по уплате таможенных платежей) днем уплаты таможенного платежа будет считаться день выдачи плательщиком банку платежных инструкций на перечисление причитающихся сумм авансовых платежей или сумм обеспечения посредством представления в банк платежного поручения на бумажном носителе, направления платежных инструкций в банк в электронном виде посредством систем дистанционного банковского обслуживания (Клиент-банк, Интернет-банк, Телефон-банк и др.) либо систем расчетов с использованием электронных денег при условии наличия на счете (в электронном кошельке) плательщика средств, достаточных для исполнения банком платежных инструкций плательщика в полном объеме.
С 1 января 2013 г. днем уплаты налогов за счет бюджетных средств будет признаваться день исполнения банком платежного поручения органа казначейства
Бюджетным организациям, налоговые и иные обязательства которых исполняются за счет денежных средств на счетах государственного казначейства (бюджетных средств) на основании заявок таких организаций, представляемых в главные управления Минфина по областям и г. Минску, следует обратить внимание на новое правило подп. 3.7 п. 3 ст. 46 НК.
Так, в случае исполнения налоговых обязательств плательщика (иного обязанного лица) за счет средств бюджета днем уплаты налога, сбора (пошлины) является день исполнения банком платежных инструкций на перечисление причитающихся сумм налога, сбора (пошлины) со счетов Минфина, главных управлений Минфина по областям и г. Минску. То есть даже при заблаговременном представлении в органы государственного казначейства соответствующей заявки на перечисление средств в уплату налоговых платежей бюджетная организация может быть вынуждена уплатить пени за несвоевременную уплату налога, сбора (пошлины), если соответствующее платежное поручение будет представлено Минфином или главным управлением Минфина по области или г. Минску в банк позже установленного законодательством срока уплаты налога, сбора (пошлины).
В НК определены четкие правила о дне, признаваемом днем уплаты налога, сбора (пошлины) или пени при их принудительном взыскании
Существенной новацией является определение в НК момента, когда налог, сбор (пошлина) или пеня считаются уплаченными в различных ситуациях их взыскания налоговыми или таможенными органами (см. таблицу).
Хотя такие правила важны для определения момента, когда прекращается начисление пеней на суммы имеющейся у плательщика задолженности по налогам, сборам (пошлинам) (п. 3 ст. 52 НК), ранее они установлены не были.
В настоящее время такие особенности предусмотрены ст. 271 Таможенного кодекса РБ в виде ограничений по взысканию налогов, сборов (пошлин) за счет товаров, находящихся под таможенным контролем. Так, неуплаченные налоги, сборы (пошлины) могут быть взысканы за счет товаров, находящихся под таможенным контролем, только в случае, когда за счет этих товаров взыскиваются неуплаченные таможенные платежи, пени и проценты. То есть налоговые органы взыскать контролируемые ими налоговые платежи, обратив взыскание на такие товары, не вправе. Вместе с тем взыскание таможенными органами неуплаченных таможенных платежей, пеней и процентов за счет товаров, находящихся под таможенным контролем, не допускается, если указанные таможенные платежи, пени и проценты не уплачены в отношении этих же товаров.
В 2013 г. заявление о возврате излишне взысканных с дебитора сумм налоговых платежей необходимо подавать в 2-месячный срок со дня направления ему соответствующего сообщения налогового органа
До настоящего времени вопросы возврата дебитору излишне взысканной суммы урегулированы не были. С 2013 г. будут действовать следующие правила.
Так, налоговые органы вправе взыскивать налоги, сборы (пошлины), пени за счет денежных средств на счетах дебиторов плательщиков – организаций (ст. 58 НК). В 2012 г. и ранее в налоговой практике имели место факты, когда налоговые органы выставляли платежные требования одновременно к нескольким счетам одного и того же дебитора. В связи с этим один или несколько банков исполняют данные требования и, следовательно, взысканная с дебитора сумма превышает сумму фактической дебиторской задолженности дебитора плательщику.
В 2013 г. налоговый орган будет обязан:
1) сообщить дебитору о каждом ставшем известным налоговому органу факте взыскания денежных средств в сумме, превышающей размер дебиторской задолженности (далее – сумма дебиторской задолженности), не позднее 5 рабочих дней со дня обнаружения каждого такого факта.
Данное сообщение налоговый орган должен будет довести до дебитора на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа.
В противном случае налоговый орган самостоятельно произведет зачет суммы дебиторской задолженности в счет исполнения обязательств дебитора по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней в течение 5 рабочих дней со дня выявления такого факта и не позднее 5 рабочих дней со дня проведения зачета обязан будет проинформировать дебитора о произведенном зачете. Оставшаяся после проведения зачета сумма дебиторской задолженности подлежит возврату дебитору в течение 5 рабочих дней со дня проведения зачета.
Для возврата суммы дебиторской задолженности дебитору следует подать письменное заявление в налоговый орган, вынесший решение о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств дебитора.
Возврат денежных средств дебитора будет осуществляться без начисления процентов в той валюте, в которой законодательными актами предусмотрена уплата налога, сбора (пошлины), пени, взысканных за счет средств дебитора.
В завершение обращаем внимание, что в силу изменений, внесенных в ст. 58 НК, основанием для взыскания налоговым органом суммы налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов могут послужить также документы, представленные органами КГК и свидетельствующие о наличии дебиторской задолженности.
– документов о дебиторской задолженности, представленных самим плательщиком в соответствии с подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК;
– результатов проведенных налоговым органом мероприятий по выявлению имущества плательщика, а также его дебиторов;
– результатов проверки, проведенной налоговым органом;
– заявления плательщика об уступке требования кредитора и документа (акта сверки или иного подписанного дебитором и плательщиком документа), подтверждающего наличие дебиторской задолженности у плательщика и кредиторской задолженности у его дебитора.