18 марта 2011 г. вступило в силу постановление МНС РБ от 28.02.2011 № 12 (далее – постановление № 12). Постановлением утверждена Инструкция о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком (иным обязанным лицом) (далее – Инструкция).
Основной новацией постановления является то, что оно предусмотрело возможность проведения так называемых бюджетных взаимозачетов не только при наличии у плательщика задолженности по налогам, сборам и пошлинам (далее – платежи) в республиканский бюджет, но и в местные бюджеты.
Что такое бюджетный взаимозачет?
Бюджетный взаимозачет – это особый способ исполнения налоговых обязательств плательщика, имеющего как кредиторскую задолженность по платежам, так и дебиторскую задолженность по расчетам за постановленные им товары, выполненные им работы, оказанные им услуги, подлежащие оплате бюджетной или иной организацией за счет бюджетных средств. При таком способе одновременно погашают обязательства:
– плательщика по платежам в бюджет соответствующего уровня;
– получателя бюджетных средств перед плательщиком за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
– бюджета соответствующего уровня по финансированию получателя бюджетных средств.
Взаимозачет проводят в пределах наименьшей из сумм обязательств.
В каком порядке будут проводить взаимозачет?
По средствам местных бюджетов взаимозачет будут проводить местные финансовые органы – финансовые управления (отделы) местных исполкомов. Взаимозачет по средствам республиканского бюджета, как и ранее, будет осуществлять Минфин РБ.
Инициатором проведения взаимозачета могут выступить сам плательщик, его кредитор – получатель бюджетных средств, Минфин РБ, местный финансовый орган и др. (п. 2 постановления № 12)
Плательщику или его кредитору нужно представить в Минфин РБ или местный финансовый орган письмо-ходатайство.
К ходатайству не надо прилагать, как ранее:
– подтверждение получателя бюджетных средств об остатках бюджетных ассигнований, заверенное территориальным органом государственного казначейства, обслуживающим получателя бюджетных средств;
– документы, подтверждающие наличие неисполненных обязательств получателя бюджетных средств перед плательщиком (копии договоров на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг, копии товаросопроводительных документов, подтверждающих факт поставки товарно-материальных ценностей, копии справок о стоимости выполненных работ и услуг, акты сверки взаиморасчетов и др.).
Подтверждением наличия таких неисполненных обязательств будут неоплаченные платежные документы получателя бюджетных средств, зарегистрированные в автоматизированной системе государственного казначейства. Минфин РБ или местный финансовый орган смогут проверить это самостоятельно. Комментируемым постановлением исключено также право Минфина РБ требовать от участников взаимозачета представления дополнительных документов, имеющих значение для принятия решения о проведении взаимозачета.
Сведения о подлежащих уплате плательщиком платежах в бюджет Минфин РБ или местные финансовые органы должны запросить самостоятельно:
– у налогового органа – для проведения взаимозачета по платежам в бюджет, контроль за исчислением и (или) уплатой которых возложен на налоговые органы;
– у таможенного органа – для проведения взаимозачета по платежам в бюджет, контроль за уплатой которых возложен на таможенные органы.
Они должны быть запрошены не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем получаемого письма-ходатайства от инициатора взаимозачета.
Срок на принятие решения о проведении взаимозачета не изменился – не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем получения Минфином РБ или местным финансовым органом сведений от налогового органа или таможни.
При принятии указанными органами:
– положительного решения – всем участникам взаимозачета не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, направляют извещение о проведении взаимозачета (приложение 2 к Инструкции).
Это извещение служит основанием для отражения проведенной операции по данным бухгалтерского учета плательщика. При этом дата оформления извещения является днем уплаты платежей в бюджет и датой отражения в бухгалтерском учете, лицевых счетах плательщиков, получателей бюджетных средств. Результаты взаимозачета должны быть отражены в бухгалтерском учете не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения извещения о проведении взаимозачета;
– решения в виде отказа в проведении взаимозачета – инициатору будет направлено письменное уведомление с указанием причин отказа.