Ассортиментный перечень реализуемых товаров зависит от типа и вида розничного торгового объекта
С 22 июля 2014 г. вступило в силу Положение № 703, в котором предусмотрено, что субъект торговли разрабатывает и утверждает для розничного торгового объекта ассортиментный перечень товаров исходя из ассортимента предлагаемых к продаже товаров на основании перечня товаров, утверждаемого Минторгом.
Важно! Ассортимент (совокупность) реализуемых товаров продавец определяет самостоятельно. Ассортиментный перечень товаров разрабатывается для определенного вида и типа торгового объекта, в зависимости от наличия торговой площади и ее размера с указанием классов и (или) групп товаров, видов товаров и количества их разновидностей (моделей, размеров, артикулов, сортов и иных разновидностей), которых в таком перечне должно быть не менее, чем в перечне товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров, для соответствующего вида и типа розничного торгового объекта, утверждаемый Минторгом.
При разработке ассортиментного перечня продукции общественного питания следует учитывать, что он также должен разрабатываться исходя из ассортимента предлагаемой к продаже продукции общественного питания на основании перечня продукции общественного питания и товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень продукции общественного питания, утверждаемого Минторгом.
Ассортиментный перечень продукции общественного питания зависит от типа и класса объекта общественного питания. В этом перечне должны быть указаны виды продукции общественного питания и количество их наименований, виды товаров и количество их разновидностей, которых в таком перечне должно быть не менее, чем в перечне продукции общественного питания и товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень продукции общественного питания.
Справочно: виды и типы розничных торговых объектов определены в Инструкции о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам, утвержденной постановлением Минторга РБ от 26.06.2014 № 25 (далее – Инструкция № 25).
В соответствии с Инструкцией № 25 розничные торговые объекты в зависимости от формата подразделяются на магазины, павильоны, киоски, палатки, неизолированные торговые объекты, автомагазины, торговые автоматы, лотки, емкости для хранения и (или) продажи товаров, тележки для продажи товаров, подлежащих включении субъектами торговли в ассортиментные перечни товаров.
Из указанных видов розничных торговых объектов ассортиментные перечни товаров требуются для магазинов, павильонов, киосков и автомагазинов.
Магазины в зависимости от ассортимента реализуемых товаров классифицируются следующим образом: продовольственные, непродовольственные, с универсальным ассортиментом товаров, специализированные, узкоспециализированные, неспециализированные (с комбинированным либо со смешанным ассортиментом товаров).
Типы магазинов определяются в зависимости от ассортимента предлагаемых к продаже товаров, размера их торговой площади и методов продажи товаров (самообслуживание, традиционное обслуживание, индивидуальное обслуживание, продажа по образцам, продажа по предварительным заказам).
В зависимости от вида и типа розничного торгового объекта, наличия и размера торговой площади постановлением Минторга РБ от 08.05.2014 № 20 "О перечнях товаров" утверждены перечни товаров, подлежащих включению субъектами торговли в ассортиментные перечни товаров (далее – постановление № 20).
Справочно: постановление № 20 опубликовано на Национальном правовом Интернет-портале РБ и вступило в силу с 13 августа 2014 г.
В постановлении № 20 приведено 7 приложений, которые включают в себя следующие перечни товаров, подлежащих включению субъектами торговли в ассортиментные перечни товаров:
– для магазинов с универсальным ассортиментом продовольственных товаров (типы: гастроном, универсам, супермаркет, гипермаркет) – приложение 1;
– специализированных и узкоспециализированных продовольственных магазинов (типы: магазин "Хлеб", "Булочная", "Мясные продукты", "Бакалея", "Табаки", "Вина", "Торты", "Мед" и т.п.) – приложение 2;
– киосков, павильонов и неспециализированных продовольственных магазинов (типы: мини-магазин, мини-маркет, магазин "Продукты" (с комбинированным ассортиментом продовольственных товаров), "Мясо, молоко", "Кулинария", "Хлебокондитерский", магазин "Товары повседневного спроса" (со смешанным ассортиментом товаров) и т.п.) – приложение 3;
– магазинов с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров (типы: универмаг, дом торговли, гипермаркет), специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов (типы: магазин "Трикотаж", "Обувь", "Бытовая техника", "Стройматериалы", "Мебель", "Ковры", "Обои" и т.п.); для магазинов с комбинированным ассортиментом непродовольственных товаров (типы: магазин "Одежда, обувь", "Товары для дома", "Товары для женщин", "Детский мир", "Промтовары", "Галантерея, парфюмерия", "Сделай сам" и т.п.) и павильонов – приложение 4;
– киосков и магазинов со смешанным ассортиментом товаров (типы: магазин "Товары повседневного спроса", "Продтовары, промтовары" и т.п.) – приложение 5;
– автомагазинов, магазинов и павильонов, расположенных в сельских населенных пунктах, – приложения 6 и 7.
Важно! В каждый из вышеперечисленных перечней товаров включены группы и (или) виды продовольственных и непродовольственных товаров с указанием количества разновидностей для товаров отечественного производства и с учетом товаров иностранного производства.
Учтите особенности при разработке ассортиментного перечня товаров
В соответствии с постановлением № 20 субъектам торговли необходимо учитывать некоторые особенности при разработке ассортиментного перечня товаров:
1) в ассортиментные перечни товаров для магазинов, в которых реализуются продовольственные и непродовольственные товары (магазины с универсальным ассортиментом товаров и неспециализированные магазины со смешанным ассортиментом товаров), включаются реализуемые группы и (или) виды товаров с указанием количества разновидностей товаров, соответствующего фактической торговой площади, отведенной соответственно под продовольственные и непродовольственные товары;
2) в ассортиментные перечни для специализированных и узкоспециализированных магазинов, неспециализированных магазинов с комбинированным ассортиментом товаров субъект торговли должен включать реализуемые группы и (или) виды продовольственных или непродовольственных товаров с указанием количества разновидностей товаров, соответствующего торговой площади магазина;
3) в ассортиментные перечни товаров для киосков, павильонов и автомагазинов субъект торговли должен включать реализуемые группы и (или) виды продовольственных или непродовольственных товаров с указанием количества разновидностей товаров из соответствующих приложений;
4) группы и (или) виды продовольственных товаров, условия хранения которых предусматривают низкотемпературный режим, подлежат включению в ассортиментный перечень товаров для автомагазинов при наличии холодильного оборудования;
5) ассортиментные перечни товаров для розничных торговых объектов придорожного сервиса должны разрабатываться на основании перечней товаров для розничных торговых объектов, расположенных в сельских населенных пунктах;
6) для сезонных товаров (товаров, производство которых носит сезонный характер) постановлением № 20 установлены периоды, предназначенные для их продажи.
Важно! Субъект торговли вправе реализовывать товары, не включенные в ассортиментный перечень товаров, при соблюдении условий их хранения и продажи, установленных законодательством РБ.
В каких случаях наличие ассортиментного перечня при реализации товаров не требуется
В отдельных случаях при продаже товаров в розничной торговой сети не требуется обязательное наличие и утверждение ассортиментного перечня товаров (п. 5 Положения № 703).
К таким случаям относятся:
– продажа товаров на торговых местах на рынках;
– продажа товаров в розничных торговых объектах, в которых осуществляется продажа непродовольственных товаров, бывших в употреблении (магазины second hand);
– реализация товаров в комиссионных и стоковых магазинах;
– продажа товаров в фирменных магазинах производителей, в которых реализуется не менее 80 % товаров этого производителя, в брэндовых магазинах (при условии получения субъектом торговли права продажи товаров исключительно определенного производителя с использованием товарного знака либо фирменного наименования этого производителя);
– торговля с использованием передвижных средств разносной торговли (лотков, палаток, торговых автоматов, тележек, емкостей и т.п.);
– осуществление розничной торговли без (вне) торгового объекта, в т.ч. на ярмарках и в интернет-магазинах;
– продажа товаров в неизолированных торговых объектах;
– торговля в магазинах беспошлинной торговли типа 2, реализующих товары иностранным дипломатическим представительствам и обслуживающим работников различных дипмиссий.