Налог на прибыль и отчисления в инновационные фонды
1. Указ № 312 "реанимировал" норму п. 4 ст. 140 НК.
С 1 января 2012 г. из НК исключена норма подп. 1.1 п. 1 ст. 140 НК о возможности освобождения от обложения налогом на прибыль валовой прибыли организаций в размере финансирования капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства и (или) погашения полученных и использованных на эти цели кредитов банков, займов нерезидентов РБ, оформленных в порядке, установленном законодательством республики, но не более 50 % валовой прибыли.
– не введены в эксплуатацию;
– реализованы;
– ликвидированы (за исключением ликвидации, обусловленной чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие);
– переданы безвозмездно (за исключением безвозмездной передачи в пределах одного собственника по его решению или решению уполномоченного им органа);
– переданы в безвозмездное пользование;
– переданы по разделительному балансу юридическому лицу, образованному в процессе реорганизации юридического лица, применявшего освобождение, в форме выделения и (или) разделения.
Указ № 312, по сути, "реанимирует" норму п. 4 ст. 140 НК, предписывая уплатить в бюджет налог на прибыль, не уплаченный в связи с применением в период до 1 января 2012 г. рассматриваемой льготы, с уплатой пени, начисленной за период со дня официального опубликования Указа № 312 (17 июля 2012 г.) и по день уплаты налога на прибыль включительно, в случае если в течение 2 лет с даты приобретения (строительства, сооружения, создания) объектов основных средств или даты окончания работ по реконструкции, модернизации объектов основных средств и объектов незавершенного строительства, по которым было применено освобождение, с такими объектами основных средств и объектами незавершенного строительства полностью или частично совершены вышеназванные действия.
Дату приобретения (строительства, сооружения, создания) объектов основных средств, дату окончания работ по реконструкции, модернизации объектов основных средств и объектов незавершенного строительства следует определять по правилу части второй п. 4 ст. 140 НК (в ред., действовавшей в 2011 г.). Так же, как и ранее, сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в связи с названными обстоятельствами, возникшими в отношении не всего объекта основных средств или объекта незавершенного строительства, а их части, надо определять пропорционально удельному весу стоимости этой части объекта основных средств или объекта незавершенного строительства в их общей стоимости, но не более суммы налога на прибыль, исчисленного с сумм прибыли, ранее освобож-денной от обложения налогом на прибыль в соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 140 НК.
Важно! Особое внимание стоит обратить на то, что соответствующая норма Указа № 312 (подп. 1.1 п. 1) вступает в силу только 17 июля 2012 г. (ей не придана, как ряду иных положений Указа, обратная сила). Таким образом, можно заключить, что те плательщики, у которых вышеназванные обстоятельства наступили в период с 1 января по 16 июля 2012 г. включительно, не обязаны возмещать в бюджет "прольготированные" ранее суммы налога. Однако мы советуем плательщикам получить по данному вопросу официальные разъяснения МНС.
2. В части налога на прибыль ухудшения положения государственных учреждений образования не произошло.
Указ Президента РБ от 30.08.2000 № 472 "О дополнительных мерах по развитию высшего образования в Республике Беларусь" (далее – Указ № 472) признан утратившим силу. Пунктом 3 данного Указа предусматривалось освобождение государственных учреждений высшего образования, учреждений высшего образования потребительской кооперации Республики Беларусь и учреждений высшего образования Федерации профсоюзов Беларуси от налога на прибыль и обязательных платежей в государственные целевые бюджетные фонды (в 2012 г. к таким фондам относятся, в частности, инновационные фонды) в части средств, полученных от оказания платных услуг в сфере образования по перечню, утверждаемому Советом Министров.
За основу принят новый метод, который с 1 января 2012 г. закреплен в ст. 52 НК. В отличие от прежних правил, предусматривавших начисление пеней исходя из ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день исполнения обязательства по уплате отчислений (т.е. на день уплаты или взыскания суммы отчислений), новый механизм предусматривает применение указанной ставки (ставок), действующей (действующих) в соответствующие периоды неисполнения такого обязательства (сам размер ставки пени остался неизменным –1/360 ставки рефинансирования за каждый день просрочки). Таким образом, будет применяться тот метод, который используется в банковской сфере при начислении процентов на суммы кредитов или вкладов (депозитов), процентов за хранение денежных средств на иных счетах в банках.
Налог на добавленную стоимость
1. С 1 января 2012 г. объектами обложения НДС не признают обороты по реализации на территории Республики Беларусь услуг (работ), оказываемых (выполняемых) органами внутренних дел РБ (их подразделениями) (подп. 1.2 п. 1 Указа № 312).
Отметим, что до издания комментируемогоУказа в НК в редакции Закона № 330-З предусматривалось освобождение от НДС только оборотов по реализации на территории Республики Беларусь охранных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) Департаментом охраны МВД и его подразделениями, а также организациями, находящимися в его ведении (подп. 1.13 п. 1 ст. 94 НК).
Освобождение же от НДС оборотов по реализации любых платных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) всеми органами внутренних дел и их подразделениями, предусматривалось в НК до внесения в него Законом № 330-З изменений. Таким образом, Указ № 312 по сути "восстанавливает" положение, существовавшее в 2011 г. и ранее.
2. Организации, осуществляющие санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, обороты по реализации на территории республики путевок которыми освобождаются от НДС, с 1 января 2012 г. должны руководствоваться перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 12.03.2012 № 219.
С 1 января 2012 г. в соответствии с Законом № 330-З перечень организаций, их обособленных подразделений, обороты по реализации путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения в которые освобождаютсяот обложения НДС, утверждает Правительство. Ранее такой перечень был утвержден Указом Президента РБ от 19.03.2006 № 154 "Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость оборотов по реализации на территории Республики Беларусь путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения". В связи с этим Указ № 312 признал Указ № 154 утратившим силу.
Ресурсные платежи
1. Указ № 312 распространил приведенные в п. 2 ст. 205 НК минимальные размеры (пределы) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на нестационарные источники выбросов, которые можно применять с 1 января 2012 г.
До 1 января 2012 г. объектами обложения экологическим налогом не признавались, в частности (п. 2 ст. 205 НК):
– выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от нестационарных источников выбросов и стационарных источников выбросов, которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух – независимо от объема выбросов;
– выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов – при объемах выбросов каждого из видов загрязняющих веществ, указанных в приложении 6 к НК, менее установленного предела (пределы установлены в зависимости от класса опасности загрязняющих веществ).
В силу внесенных в НК с 1 января 2012 г. изменений первая из названных групп выбросов стала признаваться объектом налогообложения. Иными словами, согласно НК налог следовало уплачивать по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух от нестационарных источников выбросов независимо от того, превышают объемы выбросов соответствующие пределы или нет.
Указ № 312, по сути, исправил ошибку, допущенную в НК, и распространил приведенные в п. 2 ст. 205 НК минимальные размеры (пределы) также на нестационарные источники выбросов. Причем данное правило распространяется на период начиная с 1 января 2012 г. Уточнено также, что установленные в абз. 4–7 п. 2 ст. 205 НК пределы объемов выбросов каждого из загрязняющих веществ, указанных в приложении 6 к НК, для решения вопроса об отсутствии или наличии объекта налогообложения надо применять к общему объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и нестационарных источников выбросов, по которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
2. Указ № 312 исключил из Указа Президента РБ от 09.03.2010 № 143 "Об отдельных вопросах налогообложения" п. 2.
Пунктом 2 Указа № 143 были определены правила применения повышающих или понижающих коэффициентов к ставкам налога на недвижимость, установленных на территории административно-территориальной единицы по месту нахождения объектов обложения этим налогом, при наличии у плательщика налога объектов налогообложения (зданий и сооружений) за пределами административно-территориальной единицы, на территории которой он состоит на учете в налоговом органе. С 1 января 2012 г. аналогичные правила были изложены в п. 9-1 ст. 189 НК.
– место нахождения зданий и сооружений;
– для сооружений, находящихся одновременно на территории нескольких административно-территориальных единиц (устройства электропередачи и связи,
– для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, – место постановки таких организаций на учет в налоговых органах РБ.
С 1 января 2012 г. Законом № 330-З предусмотрено утверждение Правительством перечней, которые ранее были утверждены указами Президента РБ:
– от 01.11.2005 № 512 "Аб зацвярджэннi пералiку матэрыяльных гiсторыка-культурных каштоўнасцей, уключаных у Дзяржаўны спiс гiсторыка-культурных каштоўнасцей Рэспублiкi Беларусь, якiя вызваляюцца ад абкладання падаткам на нерухомасць";
– от 30.07.2007 № 367 "Аб зацвярджэннi пералiку матэрыяльных гiсторыка-культурных каштоўнасцей, уключаных у Дзяржаўны спiс гiсторыка-культурных каштоўнасцей Рэспублiкi Беларусь, землi, занятыя якiмi, вызваляюцца ад зямельнага падатку i арэнднай платы за зямельныя ўчасткi, якiя знаходзяцца ў дзяржаўнай уласнасцi".
В связи с этим Указ № 312 признал данные указы утратившими силу. В ближайшее время следует ожидать утверждения соответствующих перечней постановлениями Правительства.
4. Указом № 312 признан утратившим силу Указ Президента РБ от 01.12.2005 № 571 "Об освобождении религиозных организаций от обложения земельным налогом и налогом на недвижимость" (далее – Указ № 571).
Указом № 571 предусматривалось освобождение:
– от земельного налога земельных участков, предоставленных религиозным организациям (по определенному перечню) для содержания и (или) обслуживания, а также строительства культовых зданий и сооружений, в т.ч. епархиальных управлений, монастырских комплексов, духовных учебных заведений;
– от налога на недвижимость культовых сооружений, являющихся собственностью или находящихся во владении таких религиозных организаций.
Следует учесть, что Указ № 571 с 1 января 2012 г. фактически утратил свое значение, так как с указанной даты:
– подп. 2.2 п. 2 ст. 185 НК предусматривает, что культовые здания и сооружения, в т.ч. не завершенные строительством, религиозных организаций (объединений), зарегистрированных в соответствии с законодательством, не признаются объектом обложения налогом на недвижимость;
– согласно части второй ст. 193 НК объектами обложения земельным налогом не признаются земельные участки религиозных организаций (объединений), зарегистрированных в соответствии с законодательством, в т.ч. в случае сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий (помещений) и сооружений, расположенных на таких земельных участках, иным религиозным организациям (объединениям).
Особые режимы налогообложения
1. С 1 января 2012 г. плательщики налога на игорный бизнес должны применять ставки, установленные Законом № 330-З.
Это следует из п. 3 Указа № 312, которым с 1 января 2012 г. из Указа Президента РБ от 19.11.2010 № 599 "О некоторых мерах по совершенствованию порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса" (далее – Указ № 599) исключен п. 4.
Указом № 599 ранее были установлены ставки налога на игорный бизнес, которые значительно меньше тех, что установлены Законом № 330-З с 1 января 2012 г. в п. 1 ст. 309 НК. Отметим, что до издания Указа № 312 плательщики налога на игорный бизнес были вправе руководствоваться именно меньшими ставками по Указу № 599, так как данный Указ (как и любой другой) имеет бóльшую силу по сравнению с нормами НК (п. 4 ст. 3 НК). С изданием же комментируемого Указа "задним числом" должны быть применены более высокие ставки этого налога, установленные п. 1 ст. 309 НК. При этом плательщикам налога на игорный бизнес предписано представить в налоговые органы по месту постановки на учет уточненные налоговые декларации (расчеты) по этому налогу не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором официально опубликован Указ № 312 (т.е. не позднее 20 августа 2012 г.), и доплатить налог не позднее 22-го числа месяца, следующего за таким налоговым периодом (т.е. не позднее 22 августа 2012 г.):
– без начисления пени;
– без применения мер административной ответственности.
Правда, не совсем ясно, будут ли начислены пени и наложены штрафы в случае неуплаты доначисленных по Указу № 312 сумм в этот срок. Если буквально толковать нормы Указа № 312, то пени и штрафы не должны применяться и в этом случае. Однако налоговые органы будут вправе взыскивать доначисленные суммы, в т.ч. в бесспорном порядке, со счетов плательщиков. Наиболее серьезным неблагоприятным последствием может стать прекращение действия специального разрешения (лицензии) на право осуществления игорного бизнеса в связи с несвоевременной уплатой сумм налога на игорный бизнес.
Важно! Своевременная уплата налога на игорный бизнес является одним из лицензионных требований и условий, предъявляемых к лицензиату (может повлечь приостановление действия лицензии при неустранении такого нарушения в установленный контролирующим органом срок), а неуплата (неполная уплата) налога на игорный бизнес в течение 2 месяцев подряд является грубым нарушением законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий (такое нарушение всегда влечет прекращение действия лицензии). Данные нормы определены пп. 160 и 165 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 01.09. 2010 № 450.
2. Указом № 312 уточнена дата отражения сумм возмещаемых арендодателю (лизингодателю) расходов, не включенных в арендную плату (лизинговый платеж), в составе выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей определения налоговой базы по налогу при упрощенной системе налогообложения (УСН).
С начала текущего года в выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей определения налоговой базы по налогу при УСН и валовой выручки при сдаче имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)) включают как сумму арендной платы (лизинговых платежей), так и сумму возмещаемых арендодателю (лизингодателю) расходов, не включенных в арендную плату (лизинговый платеж) (п. 2 ст. 288 НК). Указом № 312 в развитие этой нормы уточнено, что датой отражения сумм возмещаемых арендодателю (лизингодателю) расходов, не включенных в арендную плату (лизинговый платеж), в составе выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей определения налоговой базы по налогу при УСН при сдаче имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)) является не только дата фактического поступления арендодателю (лизингодателю) возмещения этих расходов (в т.ч. в натуральной форме), но и дата иного прекращения обязательства по возмещению указанных расходов (т.е. когда фактически возмещения расходов не происходит), в т.ч. в результате зачета, уступки права требования, перечисления денежных средств на счета третьих лиц.