С 1 января 2014 г. вступает в силу Закон РБ от 12.07.2013 № 56-З "Об аудиторской деятельности" (далее – Закон № 56-З) и утрачивает силу Закон РБ от 08.11.1994 № 3373-ХII "Об аудиторской деятельности" (далее – Закон № 3373-ХII).
Проанализируем ряд важных изменений, которые произойдут в связи с этим в деятельности аудиторов. При этом рассматриваемые вопросы разделим на 2 части:
1) положения, касающиеся как аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей и аудиторов, так и любой иной организации, осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь (далее – общие положения);
2) положения, касающиеся в большей мере аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей и аудиторов и в меньшей мере – любой иной организации, осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь (далее – аудиторские положения).
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Изменен круг организаций, подлежащих обязательному аудиту
Основополагающим аспектом, который долгое время обсуждался не только в аудиторских, но и во всех бухгалтерских кругах, являлся круг организаций, которые будут с 1 января 2014 г. подлежать обязательному аудиту. Этому вопросу с 1 января 2014 г. посвящена ст. 17 Закона № 56-З, а до этой даты – ст. 3 Закона № 3373-ХII. Сравним указанные нормы (см. таблицу).
Критерий выручки, определяющий необходимость проведения обязательного аудита, увеличен до 5 млн. евро
Основным изменением является увеличение размера полученной за предыдущий год иными организациями выручки с эквивалента 600 тыс. евро до 5 млн. евро по курсу на 31 декабря предыдущего года для определения, подлежит отчетность таких организаций обязательному аудиту за текущий год или не подлежит. Таким образом, с 1 января 2014 г. отчетность многих мелких и средних организаций не будет подлежать обязательному аудиту.
Не будет подлежать обязательному аудиту и отчетность индивидуальных предпринимателей вне зависимости от объема их выручки. Отметим, что и ранее этот вопрос являлся проблемным, так как индивидуальные предприниматели в соответствии с законодательством не обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность.
Конечно, данное изменение негативно скажется на объемах деятельности мелких аудиторских организаций и аудиторов – индивидуальных предпринимателей. В связи с этим в 2014 г. ожидается серьезное изменение структуры рынка аудиторских услуг (как со стороны заказчиков, так и со стороны исполнителей) в нашей республике. Однако видится, что услуги квалифицированных специалистов-аудиторов останутся все равно востребованными, новое дыхание получат консалтинг, выполнение разного рода специальных заданий, налоговый аудит и т.п.
Нормы нового закона об обязательном аудите применяют начиная с отчетности за 2013 г.
Особое внимание следует обратить на то, что положения Закона № 56-З об обязательном аудите применяют начиная с отчетности за 2013 г. (ст. 27 Закона № 56-З). Поэтому уже в настоящее время, обсуждая вопросы проведения аудита отчетности 2013 г. (в т.ч. и при заключении договоров на "поэтапный" аудит годовой отчетности), организации должны руководствоваться новыми правилами.
С 1 января 2014 г. вводят обязанность обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с МСФО, но лишь в тех случаях, если обязанность составления такой отчетности установлена законодательными актами (ст. 17 Закона № 56-З). В частности, такая обязанность предусмотрена для ряда организаций начиная с 2016 г. (п. 2 ст. 17 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности").
При этом ряд юридических лиц будет освобожден от обязательного аудита годовой индивидуальной и консолидированной (в случае ее составления) бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с законодательством, если за этот отчетный период у них проведен аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с МСФО.
Справочно: к таким юридическим лицам относятся:
– акционерные общества, обязанные согласно законодательству публиковать для всеобщего сведения годовой отчет;
– биржи;
– коммерческие организации, уставные фонды которых частично или полностью сформированы за счет иностранных инвестиций;
– страховые организации, страховые брокеры;
– резиденты Парка высоких технологий;
– профессиональные участники рынка ценных бумаг;
– иные организации, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год превышает в эквиваленте 5 млн. евро по официальному курсу белорусского рубля к евро, установленному Нацбанком на 31 декабря предыдущего отчетного года.
АУДИТОРСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Изменены требования для осуществления аудиторской деятельности
Закон № 56-З изменяет ряд подходов, связанных с допуском и требованиями, предъявляемыми к осуществлению аудиторской деятельности.
Так, обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляемой в соответствии с МСФО, проводят только аудиторские организации (ст. 17 Закона № 56-З). При этом дополнительными требованиями к аудиторской организации, проводящей обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с МСФО, являются:
– наличие на сайте аудиторской организации в глобальной компьютерной сети Интернет информации о ее деятельности согласно требованиям к такой информации, установленным Минфином;
– наличие в штате аудиторской организации не менее 2 аудиторов из числа указанных в части второй ст. 7 Закона № 56-З, имеющих специальную подготовку в области МСФО.
Обязательный и инициативный аудит отчетности, составленной в соответствии с национальными стандартами, а также инициативный аудит отчетности, составленной в соответствии с МСФО, могут проводить как аудиторские организации, так и аудиторы – индивидуальные предприниматели в соответствии с потребностями заказчика аудита.
Закон № 56-З вводит новые требования к аудиторским организациям (ст. 7):
– в штате аудиторской организации должно состоять не менее 5 аудиторов, для которых эта организация является основным местом работы. Под основным местом работы понимают работу у нанимателя, которому в соответствии с законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора (контракта) и у которого ведется трудовая книжка работника;
– аудиторская организация осуществляет аудиторскую деятельность и оказывает профессиональные услуги, предусмотренные частью второй ст. 16 Закона № 56-З, только с привлечением работников, состоящих в штате этой организации.
Таким образом, исключается возможность привлечения аудиторскими организациямидля оказания аудиторских услуг лиц по гражданско-правовым договорам (по договорам подряда, индивидуальных предпринимателей и т.п.).
Определены требования к руководителю аудиторской организации: им может быть назначен аудитор, который не менее 2 лет оказывал аудиторские услуги в качестве работника аудиторской организации (работника аудитора – индивидуального предпринимателя) и (или) в качестве аудитора – индивидуального предпринимателя.
А вот для аудиторов – индивидуальных предпринимателей установлено следующее: аудитор имеет право осуществлять аудиторскую деятельность в качестве аудитора – индивидуального предпринимателя, если он не менее 2 лет оказывал аудиторские услуги в качестве работника аудиторской организации (работника аудитора – индивидуального предпринимателя) (ст. 6 Закона № 56-З).
Напомним, что эти требования вступают в силу уже с 1 января 2014 г. Таким образом, мелким аудиторским организациям придется либо укрупниться, либо уйти с рынка аудиторских услуг.
Также предусмотрено, что аудитор оказывает аудиторские услуги в качестве работника аудиторской организации (работника аудитора – индивидуального предпринимателя) или в качестве аудитора – индивидуального предпринимателя (ст. 6 Закона № 56-З).
Неоднозначное прочтение указанной нормы вызывает вопрос: может ли аудитор – работник аудиторской организации в свободное от основной работы время оказывать аудиторские услуги как аудитор – индивидуальный предприниматель? Если нет, то каких услуг этот запрет касается: только лишь проведения аудита либо и всех иных профессиональных услуг (в т.ч. консультационных, услуг по ведению бухгалтерского учета и других, указанных в абз. 2 ст. 16 Закона № 56-З).
Надеемся, Минфин до 1 января 2014 г. разъяснит аудиторам порядок их деятельности в этом вопросе.