В первом случае резидент был обязан получить разрешение в течение 10 рабочих дней с даты начала внешнеторговой операции, во втором – до истечения срока завершения, установленного Указом Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее – Указ № 178).
Теперь п. 5 изложен в следующей редакции: "В случае если предусмотренный договором срок завершения внешнеторговой операции превышает срок, установленный законодательством, или если в ходе фактической реализации внешнеторговой операции предполагается превышение установленного законодательством либо ранее выданным разрешением срока ее завершения, резидент обязан обратиться за получением разрешения в период, исчисляемый с даты начала внешнеторговой операции до даты истечения срока завершения данной внешнеторговой операции, установленного законодательством либо ранее выданным разрешением".
Произошедшие изменения смягчают требования к резидентам-экспортерам (импортерам), которым сейчас нет надобности обращаться за разрешением только для "подстраховки" в случае возможного нарушения сроков со стороны контрагента-нерезидента.
Несколько повышены требования к заявителям-резидентам: ранее они несли ответственность только за достоверность представленных документов (копий), теперь еще отвечают и за правильность их оформления (заполнения).
Изменения коснулись порядка оформления разрешений
Изменен порядок оформления разрешений. Ранее их подписывали Председатель Правления Нацбанка либо его заместитель, направляющий деятельность главного управления валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка. Теперь разрешения, выдаваемые главным управлением (ГУ) валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка* на продление сроков завершения внешнеторговых операций, не превышающих 365 календарных дней, подписывает начальник Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка. Разрешения на продление таких сроков, превышающих 365 дней, как и ранее, подписывают Председатель Правления Нацбанка либо его заместитель, направляющий деятельность ГУ валютного регулирования и валютного контроля. Одновременно исключено право заместителя Председателя Правления Нацбанка, направляющего деятельность ГУ валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка, либо начальника ГУ валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка давать за своей подписью разъяснения по поводу применения Инструкции.
В отдельных случаях Нацбанк обязан отказать в продлении
Сроки завершения внешнеторговых операций по заявлению резидента могут быть продлены Нацбанком (его главными управлениями по областям) при соблюдении условий, определенных Советом Министров и Нацбанком. Такая формулировка содержится в части второй подп. 1.5 п. 1 Указа № 178. То есть продление сроков является правом, а не обязанностью Нацбанка (его ГУ) даже в случаях, когда выполнены условия, при соблюдении которых сроки завершения внешнеторговых операций могут быть продлены Нацбанком (его ГУ по областям) по заявлению резидента (установлены постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 05.11.2011 № 1483/22 "Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций"):
– наличие документального подтверждения принятия судебным (арбитражным, третейским) органом искового заявления резидента по факту неисполнения нерезидентом своих обязательств по внешнеторговому договору до истечения ранее продленного Нацбанком срока завершения внешнеторговой операции;
– завершение предыдущей внешнеторговой операции по соответствующему внешнеторговому договору, на которую получено разрешение Нацбанка на продление сроков ее завершения;
– отсутствие фактов неоднократного привлечения резидента к административной ответственности за нарушение законодательства РБ в области внешнеторговой деятельности в течение 12 месяцев, предшествующих дате его обращения в Нацбанк;
– соблюдение резидентом требований валютного законодательства РБ при проведении внешнеторговой операции, на продление сроков завершения которой испрашивается разрешение;
– отсутствие повторного обращения резидента за продлением сроков завершения внешнеторговых операций по сделкам, заключенным с одним и тем же нерезидентом в течение 12 месяцев, предшествующих дате обращения резидента в Нацбанк*.
Постановление № 52 регламентирует только формальные основания отказа в выдаче разрешения. В соответствии с нововведениями наличие одного из формальных оснований, перечисленных в п. 23 Инструкции, превращает отказ из права в обязанность Нацбанка.
– представления заявителем ненадлежащим образом оформленных документов и (или) непредставления заявителем документов, необходимых для получения разрешения;
– если на дату подачи заявления внешнеторговая операция фактически реализована и обязательства по ней прекращены;
– если на дату подачи заявления превышен срок завершения внешнеторговой операции, установленный законодательством либо ранее выданным разрешением.
О фактах превышения резидентом срока завершения внешнеторговой операции без получения разрешения будет оповещен КГК
Напомним, что "в случае установления главным управлением валютного регулирования и валютного контроля (главным управлением Национального банка по области) при рассмотрении представленных заявителем документов фактов превышения резидентом срока завершения внешнеторговой операции без получения разрешения в главном управлении валютного регулирования и валютного контроля (главном управлении Национального банка по области) главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Национального банка по области) направляет информацию о выявленных нарушениях в соответствующие органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь" (подп. 2.7 п. 2 постановления № 52).
Перечень представляемых документов увеличен
В перечень документов, представляемых для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения (приложение 3 к Инструкции № 52), внесены следующие изменения (см. таблицу):