Нормы национального законодательства приведены в соответствие с законодательством Таможенного союза
Указом Президента РБ от 29.11.2012 № 535* (далее – Указ № 535) внесены изменения, связанные с приведением Указа Президента РБ от 24.09.2009 № 465 (далее – Указ № 465) в соответствие с действующим таможенным законодательством Таможенного союза.
_______________________
* Указ Президента РБ от 29.11.2012 № 535 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. № 465" вступает в силу со 2 января 2013 г.
Так, с 6 июля 2010 г. получение отсрочек или рассрочек по уплате таможенных пошлин возможно только по основаниям, условиям и в порядке, определенным международным договором государств – членов Таможенного союза (ст. 83 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС)). Таким договором является Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21.05.2010.
В связи с этим отдельные нормы о предоставлении рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, в т.ч. в отношении предметов международного лизинга, не могли быть определены национальным законодательством государств – членов Таможенного союза.
С учетом изложенного исключена часть первая подп. 1.2 п. 1 Указа № 465, в которой определен предельный срок действия таможенного режима (не более 34 месяцев) при ввозе на территорию Республики Беларусь и помещении товаров, являющихся предметами договоров международного лизинга.
Реализация или сдача в аренду предмета лизинга возможна без его возврата на территорию Республики Беларусь
Так как в подп. 1.3 п. 1 Указа № 465 внесены значительные изменения и дополнения, он изложен в новой редакции.
Действующая ныне норма Указа № 465 устанавливает обязанность лизингодателя по возврату предмета лизинга на территорию Республики Беларусь в 90-дневный срок по окончании срока договора международного лизинга в случаях, если договор был завершен без передачи предмета лизинга лизингополучателю – нерезиденту РБ.
Необходимость предоставления лизингодателю возможности регулирования отношений, связанных с обеспечением возврата предмета лизинга на территорию Республики Беларусь, вызвана экономической нецелесообразностью безусловного промежуточного возврата предмета лизинга на территорию Республики Беларусь из-за транспортных расходов, которые в зависимости от местонахождения предмета лизинга могут превышать его остаточную стоимость.
Учитывая удорожание предмета лизинга в связи с указанными транспортными расходами, его дальнейшая реализация представляется затруднительной из-за неконкурентной цены.
Поэтому при сохранении 90-дневного срока, в течение которого лизингодатель должен вернуть предмет лизинга на территорию Республики Беларусь, со вступлением в силу Указа № 535 лизингодателю предоставлено право заключить с нерезидентом РБ в отношении этого предмета лизинга новый договор, предусматривающий передачу его в аренду или продажу как товара без ввоза на территорию Республики Беларусь.
Возможность дальнейшей реализации предмета лизинга без его возврата на территорию Республики Беларусь минимизирует расходы лизингодателя, а также обеспечит поступление дополнительной валютной выручки в страну.
Установлены новые обязанности по поступлению лизинговых платежей
По аналогии с нормами Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее – Указ № 178) для расчетов по внешнеторговым экспортным договорам и с учетом налоговой юрисдикции иностранных государств Указом № 535 внесено дополнение: лизингодатель – резидент РБ обязан обеспечивать поступление лизинговых платежей на свой банковский счет в 90-дневный срок. Исключение составляют денежные средства, направленные на уплату налогов согласно законодательству иностранного государства, и денежные средства, направленные на оплату обязательств перед банками, в т.ч. перед банками-нерезидентами (как правило, это касается комиссионных вознаграждений банков-корреспондентов за перечисление валюты).
Указом № 535 предусмотрены изменения и дополнения, связанные с приостановлением и возобновлением течения сроков для выполнения обязанностей, установленных Указом № 465, для возврата предмета лизинга и для поступления лизинговых платежей.
Расширены основания, в соответствии с которыми приостанавливается течение сроков для выполнения обязанностей по поступлению лизинговых платежей и возврату предмета лизинга, а именно:
– принятие к рассмотрению обращения лизингодателя судебными или арбитражными органами для принудительного взыскания задолженности лизингополучателя – нерезидента РБ по договору международного лизинга или для истребования от лизингополучателя – нерезидента РБ предмета лизинга;
– принятие страховщиком заявления лизингодателя о наступлении страхового случая по застрахованному риску по договору международного лизинга;
– принятие к рассмотрению обращения лизингодателя в порядке, установленном законодательством государства, на территории которого происходит исполнение, для признания и принудительного исполнения или для принудительного исполнения судебных, арбитражных решений (постановлений) или иных актов, подлежащих принудительному исполнению в соответствии с законодательством иностранного государства о взыскании задолженности лизингополучателя – нерезидента РБ по договору международного лизинга или об истребовании предмета лизинга от лизингополучателя – нерезидента РБ;
– возбуждение в отношении лизингополучателя – нерезидента РБ дела о банкротстве или открытие ликвидационного производства.
Определен конкретный перечень оснований, по которым течение сроков для выполнения обязанностей по поступлению лизинговых платежей и возврату предмета лизинга возобновляется, а именно:
– удовлетворение обращения лизингодателя для взыскания задолженности лизингополучателя – нерезидента РБ по договору международного лизинга или для истребования предмета лизинга от лизингополучателя – нерезидента РБ;
– отказ лизингодателю в признании или принудительном исполнении судебных, арбитражных решений (постановлений) или иных актов, подлежащих принудительному исполнению в соответствии с законодательством иностранного государства, о взыскании задолженности лизингополучателя – нерезидента РБ по договору международного лизинга или об истребовании предмета лизинга от лизингополучателя – нерезидента РБ по причинам, не связанным с невозможностью исполнения;
– прекращение дела об экономической несостоятельности (банкротстве) или ликвидационного производства в отношении лизингополучателя – нерезидента РБ.
По аналогии с Указом № 178, а также с учетом оснований для приостановления и возобновления сроков для выполнения обязательств по поступлению лизинговых платежей и возврату предмета лизинга в Указе № 535 впервые нашли отражение вопросы, связанные с прекращением обязанностей по поступлению лизинговых платежей и предмета лизинга на территорию Республики Беларусь по основаниям, по которым исполнение указанных обязанностей объективно невозможно.
Таким образом, принятие Указа № 535 будет способствовать дальнейшему развитию международного экспортного лизинга, а также урегулированию ряда проблемных вопросов, возникающих в ходе осуществления договоров международного лизинга.