Внешнеэкономическим договором теперь будет являться соглашение между резидентом и нерезидентом об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (с учетом дополнений и приложений к нему). Ранее к таким договорам относили договор (в т.ч. внешнеторговый) или документ (документы), его заменяющий (заменяющие), между клиентом и его контрагентом по сделке – нерезидентом с учетом дополнений и приложений к внешнеэкономическому договору. Как и ранее, примером внешнеэкономического договора может быть договор займа. Внешнеэкономический договор включает в себя внешнеторговый договор (понятие данного договора закреплено в Указе Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее – Указ № 178). Примером внешнеторгового договора могут служить импортные и экспортные внешнеторговые договоры.
Любой внешнеторговый договор является внешнеэкономическим, но не всякий внешнеэкономический договор является внешнеторговым.
Понятие "внешнеэкономический договор" приведено в соответствие с Гражданским кодексом РБ (далее – ГК). Так, по ст. 390 ГК договором признано соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
При этом необходимо помнить, что несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет ее недействительность (ст. 163 ГК). Сделка в простой письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами.
Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 404 ГК).
Совершение лицом, получившим оферту (предложение к заключению договора), в срок, установленный для ее акцепта (одобрения), действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.д.) считают акцептом, если иное не предусмотрено законодательством или не указано в оферте (п. 3 ст. 408 ГК).
Таким образом, внешнеэкономический договор может быть заключен:
1) путем составления договора в виде одного документа, подписанного двумя сторонами;
2) путем обмена документами;
3) путем совершения лицом, получившим письменное предложение (оферту), в срок, установленный для его акцепта, действий по выполнению указанных в нем условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.д.).
Данный вывод подтверждается еще и тем, что в Инструкцию № 46 введена норма, согласно которой положения Инструкции № 46, применяемые к внешнеэкономическим договорам, распространяются также на документы, заменяющие эти договоры: счета на оплату, инвойсы и иные аналогичные документы.
Введено новое понятие "регистрируемая сделка", которое обозначает внешнеторговый договор, предусматривающий возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к данному договору составляет 3 000 и более евро в эквиваленте.
Из этого следует:
– регистрация сделки осуществляется по внешнеторговому договору 1 раз (на каждую спецификацию регистрировать сделку теперь не требуется);
– регистрация сделки осуществляется только по внешнеторговым договорам, предметом которых выступают товары стоимостью 3 000 и более евро в эквиваленте (сделки с реализацией охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг не должны регистрироваться);
– регистрация сделки будет осуществляться в любом случае (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), так как в Указе № 178 исключено предварительное исполнение обязательств со стороны нерезидента (которое позволяло не регистрировать сделку), например, если ранее нерезидент по экспортному внешнеторговому договору платил 100 % предоплаты или по импортному контракту поставлял товар до оплаты резидентом, то регистрация сделки не требовалась.
При осуществлении валютных операций, для проведения которых установлен перечень представляемых документов, клиент представляет в банк документы, определенные в этом перечне (при проведении валютно-обменных операций, операций с наличной иностранной валютой и т.д.), или сведения о поступивших денежных средствах при отсутствии установленного перечня документов.
Резиденты и нерезиденты проводят валютные операции в рамках требований белорусского законодательства на основании заключенных ими договоров либо на иных основаниях, предусмотренных белорусским законодательством или законодательством иностранных государств (п. 3 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72).
Уточнено также, что при проведении валютной операции, связанной с проведением платежей физическими лицами – резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, необходимо представить договор либо иной документ, подтверждающий совершение гражданско-правовой сделки (в т.ч. информацию на бумажном носителе из глобальной компьютерной сети Интернет, другой документ, обосновывающий осуществление платежа).
Инструкцией № 46 были установлены случаи (п. 17), когда банк при проведении валютных операций не требовал от клиентов документы. С 16 ноября 2011 г. банк даже по этим операциям обязан потребовать:
– если актом валютного законодательства установлен перечень представляемых документов, – документы, определенные в этом перечне, а при отсутствии установленного перечня документов – сведения о поступивших денежных средствах;
– документ, удостоверяющий личность физического лица при проведении им платежа без открытия счета;
– документы, необходимые банку для исполнения законодательства в области предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.
Также с 16 ноября 2011 г. при направлении денежных средств экспортерами товаров (без их зачисления на свои счета) на оплату обязательств перед банком клиент должен представить в банк документы (сведения), необходимые для осуществления банком функций агента валютного контроля (например, в случае направления денежных средств банку по кредитному договору).
При утере внешнеторгового договора с отметкой о регистрации (перерегистрации) сделки банк, осуществлявший ранее по такому договору регистрацию (перерегистрацию) сделки, вправе на основании письменного обращения экспортера (импортера) повторно поставить отметку о регистрации (перерегистрации) сделки на дубликате или копии данного внешнеторгового договора.
Ответственность за идентичность представленного дубликата или копии внешнеторгового договора ранее зарегистрированному внешнеторговому договору возложена на экспортера (импортера).
Информацию о завершении всех операций по внешнеторговому договору представляет экспортер (импортер) в банк, осуществлявший регистрацию (перерегистрацию) сделки по этому договору, в произвольной форме не позднее 30 календарных дней со дня установления экспортером (импортером) факта полного завершения всех операций по внешнеторговому договору (с учетом его продления). При этом данная информация может содержаться в сведениях о поступивших денежных средствах в виде записи "Все операции по внешнеторговому договору (с учетом его продления) завершены". Ответственность за несвоевременность представления информации о завершении всех операций по внешнеторговому договору и ее недостоверность постановление № 474 возлагает на экспортера (импортера).
В п. 25 Инструкции № 46 перечислены обязательные требования к платежной инструкции (сведениям), которые представляет клиент в банк. Их несоблюдение может, например, повлечь отказ в платеже. Однако установлено, что данные требования на основании постановления № 474 не применяются к внешнеторговым договорам, на которые не распространяется действие Указа № 178.
Полагаем, что речь идет о внешнеторговых договорах, указанных в подп. 1.2 п. 1 Указа № 178 и подп. 1.1 п. 1 постановления Правления Нацбанка РБ от 09.07.2009 № 101 "О проведении внешнеторговых операций" (хотя в Указе № 178 и названном постановлении № 101 речь идет о внешнеторговых операциях, на которые не распространяется действие Указа № 178, а в Инструкции № 46 говорится о внешнеторговых договорах, на которые не распространяется действие Указа № 178).
В платежной инструкции (сведениях) теперь не нужно указывать дату и номер приложения к внешнеторговому договору, а также дату и номер разрешения Нацбанка на продление срока завершения внешнеторговой операции (при поступлении денежных средств и при наличии разрешения). Исключение данной информации из платежной инструкции (сведений) позволяет снять множество вопросов, возникавших на практике.
Например, клиенту по экспортному внешнеторговому договору поступает выручка. Он приносит в банк сведения, в которых указывает, что разрешения Нацбанка на продление срока завершения внешнеторговой операции у него нет, либо ставит прочерк в этой графе, хотя из совокупности документов видно, что разрешение нужно. У банка возникал вопрос: представил клиент информацию по внешнеторговым операциям, предусмотренную п. 25 Инструкции № 46, или нет? От ответа на данный вопрос зависела процедура уведомления Комитета госконтроля о валютной операции, проводимой с нарушением валютного законодательства. При этом на банки функции контроля сроков завершения внешнеторговых операций не возложены.
При проведении платежа банк с 16 ноября 2011 г. будет проверять наличие общей стоимости (ориентировочной стоимости) товаров во внешнеторговых договорах, предусматривающих возмездную передачу товаров (за исключением внешнеторговых договоров, на которые не распространяется действие Указа № 178).
В соответствие с действующим законодательством приведен п. 8 Инструкции № 46. Исключена ситуация, когда клиенту по валютной операции, связанной с движением капитала, зачислялись денежные средства и клиент должен был представить в банк уведомление о валютной операции. При этом Инструкция № 46 содержала оговорку "кроме валютных операций, связанных с поступлением денежных средств".
Инструкция № 46 приведена в соответствие с Указом № 178: для регистрации сделки представляется сам внешнеторговый договор, а не приложения. Оттиск штампа банка проставляется на самом внешнеторговом договоре.
Исключена норма, по которой перерегистрация сделки при реорганизации резидента осуществлялась только при условии изменения учетного номера плательщика резидента.
В новой редакции изложено заявление на регистрацию (перерегистрацию) сделки.
Указ Президента РБ от 27.03.2008 № 178 // Гл. бухгалтер. – 2008. – № 18. – С. 10–23.