Постановление МНС РБ от 26.04.2013 № 14 (далее – постановление № 14) объединило в одном документе ряд ранее действовавших нормативных правовых актов МНС, которые посвящались 2 блокам вопросов:
1) осуществление налоговыми органами административных процедур (формы заявлений об их осуществлении, решений налоговых органов, уведомлений плательщиков о принятом решении и др.).
Если обращение за той или иной процедурой (например, за выдачей справки или предоставлением выписки из лицевого счета) является правом плательщика, то представление в налоговые органы разного рода информации в установленных законодательством случаях – обязанность плательщиков. Ее неисполнение или несвоевременное исполнение может повлечь за собой привлечение должностных лиц организаций к административной ответственности (какой – мы расскажем далее).
– перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности;
– копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности (подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК).
Полагаем, что такие сведения могут быть представлены в произвольной форме.
Должностные лица организации могут быть привлечены к ответственности за непредставление, несвоевременное представление указанных сведений, а также их недостоверность
За неисполнение соответствующих обязанностей должностные лица организаций будут привлекаться по ст. 13.8 "Непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений" КоАП РБ к штрафу в размере 2 базовых величин (БВ) с увеличением его на 1 БВ за каждые 3 календарных дня просрочки представления документов и иных сведений. Однако размер штрафа в общей сложности не должен быть более 30 БВ.
При этом не влечет ответственности непредставление в установленный срок документов и иных сведений, которые должны представляться в соответствии с налоговым законодательством, если установленный срок превышает 2 рабочих или календарных дня, а просрочка представления документов и иных сведений составила не более 1 рабочего дня.
В случае же представления в налоговый орган документов и иных сведений, которые следует представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, содержащих недостоверные данные, если это повлияло или в обстоятельствах, при которых нарушение совершено, могло повлиять на правильность применения налоговым органом налогового законодательства, на виновное должностное лицо будет наложен штраф в размере от 2 до 30 БВ.
Утверждены все формы документов, применяемых для возврата (зачета) дебиторам организаций излишне взысканных с них сумм дебиторской задолженности
Отметим, что в налоговой практике такие случаи бывают и от этого не застрахована ни одна организация.
В связи с этим постановлением № 14 впервые утверждены формы следующих документов, касающихся излишнего взыскания налоговыми органами с дебиторов плательщиков – организаций сумм дебиторской задолженности:
– сообщения о факте взыскания денежных средств в сумме, превышающей размер дебиторской задолженности (приложение 32 к постановлению № 14).
Начиная с 2013 г. налоговый орган обязан сообщать дебитору о каждом ставшем известным налоговому органу факте взыскания денежных средств в сумме, превышающей размер дебиторской задолженности, не позднее 5 рабочих дней со дня обнаружения каждого такого факта. Данное сообщение налоговый орган должен будет довести до дебитора или на бумажном носителе, или по установленным форматам в виде электронного документа. При этом сообщение о факте взыскания денежных средств в сумме, превышающей размер дебиторской задолженности, на бумажном носителе должно быть вручено подроспись представителю дебитора или направлено дебитору заказным письмом с уведомлением о вручении;
– заявления о возврате дебитору плательщика (иного обязанного лица) – организации взысканных денежных средств в сумме, превышающей размер дебиторской задолженности (приложение 24 к постановлению № 14).
Для возврата суммы дебиторской задолженности дебитору следует подать письменное заявление в налоговый орган, вынесший решение о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств дебитора. Такое заявление может быть подано дебитором не позднее 2 месяцев со дня направления налоговым органом дебитору сообщения о факте взысканной суммы дебиторской задолженности. Обращаем особое внимание, что срок начинает течь не со дня получения сообщения дебитором, а со дня, следующего за днем его отправления налоговым органом (при отправлении сообщения на бумажном носителе – это дата, указываемая на почтовом штемпеле места отправления соответствующего заказного письма);
– сообщения о возврате дебитору плательщика (иного обязанного лица) – организации взысканных денежных средств в сумме, превышающей размер дебиторской задолженности (приложение 25 к постановлению № 14).
Посредством этого сообщения налоговый орган будет уведомлять дебитора о принятом административном решении о проведении возврата.
Налоговый орган обязан возвратить суммы дебиторской задолженности не позднее 5 рабочих дней со дня подачи дебитором заявления о возврате суммы дебиторской задолженности. Возврат денежных средств дебитора осуществляется без начисления процентов в той валюте, в которой законодательными актами предусмотрена уплата налога, сбора (пошлины), пени, взысканных за счет средств дебитора;
– сообщения о проведенном зачете взысканных денежных средств в сумме, превышающей размер дебиторской задолженности (приложение 33 к постановлению № 14).
Подобный зачет производит налоговый орган, если у дебитора имеются неисполненные налоговые обязательства или неуплаченные пени. В этом случае налоговый орган откажет в проведении возврата и самостоятельно произведет зачет суммы дебиторской задолженности в счет исполнения обязательств дебитора по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней в течение 5 рабочих дней со дня выявления такого факта и не позднее 5 рабочих дней со дня проведения зачета обязан сообщить дебитору о произведенном зачете. Оставшаяся после проведения зачета сумма дебиторской задолженности будет возвращена дебитору в течение 5 рабочих дней со дня проведения зачета.
Кроме того…
…с 16 июня 2013 г. становится обязательной для плательщиков приведенная в приложении 26 к постановлению № 14 форма заявления о возврате разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Ранее соответствующая форма была утверждена приказом МНС (т.е. актом, необязательным для плательщиков) и носила рекомендательный характер.