Замена одной статьи на другую освободила организации от обязанности представлять пустые декларации по земельному налогу
В 2012 г. от земельного налога, в частности, освобождены:
– земельная полоса, проходящая непосредственно вдоль Государственной границы РБ по суше, а при необходимости – по берегу белорусской части вод пограничной реки, озера или иного водного объекта и предназначенная для обозначения и содержания Государственной границы Республики Беларусь, строительства инженерно-технических сооружений, линий связи и коммуникаций, размещения техники и вооружения (подп. 1.1 п. 1 ст. 194 Налогового кодекса РБ (далее – НК));
– земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов (кроме входящих в их состав сельскохозяйственных земель) (подп. 1.3 п. 1 ст. 194 НК).
С 1 января 2013 г. эти земли исключены из ст. 194 и внесены в ст. 193 НК, согласно которой они не признаются объектом обложения земельным налогом.
Отсутствие объекта налогообложения освобождает организации с нового года от обязанности представлять налоговому органу пустые декларации по земельному налогу и справки о размере льгот по земельному налогу.
Отметим, что из подп. 1.3 п. 1 ст. 194 НК не исключены опытные поля, используемые для научной деятельности. Они как освобождались в 2012 г. от земельного налога, так будут освобождаться и в 2013 г. Соответственно по ним необходимо представлять налоговые декларации.
Справочно: порядок представления налоговых деклараций (расчета) определен ст. 63 НК. Так, декларацию должен представить каждый плательщик (кроме плательщиков (иных обязанных лиц), указанных в п. 1 ст. 329, п. 1 ст. 330 НК, а также плательщиков (иных обязанных лиц) в течение сроков и в части деятельности, указанных в п. 1 ст. 328 НК):
– по каждому налогу, сбору (пошлине), в отношении которых он признан плательщиком;
– при наличии объектов налогообложения, если иное не установлено НК или иными актами налогового законодательства.
В гл. 18 "Земельный налог" НК иного не установлено.
В 2013 г. отменены некоторые малоэффективные и редко используемые льготы по земельному налогу
В 2012 г. от земельного налога освобождены:
– земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения или улучшения их состояния на период, предусмотренный проектом производства работ (подп. 1.20 п. 1 ст. 194 НК);
– иные земельные участки, ограничения (обременения) в отношении прав на которые установлены в соответствии с законодательными актами (подп. 1.30 п. 1 ст. 194 НК).
Справочно: определение ограничения (обременения) прав на земельный участок содержит ст. 1 Кодекса РБ о земле.
Указанные льготы были признаны малоэффективными и редко используемыми. Поэтому в целях дальнейшего упрощения налогового законодательства с 1 января 2013 г. эти льготы по земельному налогу отменены. Причем вышеуказанные земельные участки не исключены из объектов налогообложения в ст. 193 НК.
Таким образом, с 2013 г. эти земельные участки надо облагать земельным налогом в общеустановленном порядке, если на них не распространяются другие льготы по земельному налогу, предусмотренные п. 1 ст. 194 НК.
Справочно: организации, которые имеют данные земельные участки, должны не позднее 20 февраля 2013 г. представить в налоговую инспекцию по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по земельному налогу за 2013 г. и уплачивать земельный налог в 2013 г. ежеквартально равными долями не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала.
Уточнен порядок определения налоговой базы по земельному налогу
Кадастровую оценку земельных участков Национальное кадастровое агентство производит в долларах США. А земельный налог необходимо исчислить организациям в белорусских рублях. Поэтому ежегодно возникают вопросы о порядке перевода кадастровой оценки земельных участков из долларов США в белорусские рубли.
Для устранения подобных вопросов с 1 января 2013 г. в п. 3 ст. 195 НК разъяснено следующее. С указанной даты налоговую базу земельного налога надо определять на 1 января календарного года в белорусских рублях путем пересчета кадастровой стоимости, определенной в долларах США, по официальному курсу Нацбанка, установленному на1 января календарного года, за который производится исчисление налога.
Пример 1
Кадастровая оценка земельного участка проведена в 2010 г. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 100 тыс. долл. США, или по курсу Нацбанка на 1 января 2010 г. 285,9 млн. руб. (1 долл. США равен 2 859 руб.).
Предположим, что на 1 января 2013 г. официальный курс доллара США, установленный Нацбанком, составит 9 000 руб. за 1 долл. США. В этом случае при исчислении земельного налога за 2013 г. кадастровая стоимость земельного участка составляет 900,0 млн. руб. (100 тыс. долл. США × 9 000 руб.).
Разъяснен порядок определения земельных участков, занятых объектами сверхнормативного незавершенного строительства
С 1 января 2012 г. земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, надо облагать по ставкам земельного налога, увеличенным на коэффициент 2 (п. 5 ст. 196 НК).
Применение данной нормы законодательства на практике вызвало многочисленные вопросы у плательщиков.
Поэтому с 1 января 2013 г. в п. 5 ст. 196 НК разъяснено, что для целей гл. 18 "Земельный налог" НК земельными участками (частями земельного участка), занятыми объектами сверхнормативного незавершенного строительства, признают земельные участки (части земельного участка), занятые возводимыми объектами строительства, по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией.
В 2012 г. исчисление и уплату земельного налога за земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, по ставкам, увеличенным на коэффициент 2, производят с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек нормативный срок строительства, установленный проектной документацией (п. 6 ст. 202 НК).
Однако в НК не был разъяснен важный вопрос: когда можно прекратить уплату земельного налога в двойном размере?
Надо отметить, что аналогичный порядок существует при исчислении арендной платы за земельные участки, занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства. Так, исчисление и уплату арендной платы за земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, в размере, увеличенном на коэффициент 2, производят с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек нормативный срок строительства, определенный в проектной документации, до месяца (включительно), в котором осуществлена в установленном порядке государственная регистрация создания объекта строительства (часть пятая подп. 1.15 п. 1 Указа Президента РБ от 01.03.2010 № 101 "О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности" (далее – Указ № 101), с учетом дополнений, внесенных Указом от 11.07.2012 № 312).
Как видим, вопрос, который не был разъяснен в порядке исчисления земельного налога, урегулирован нормами, определяющими исчисление арендной платы за землю. В целях упрощения налогового законодательства было бы логичным при исчислении земельного налога установить порядок, аналогичный тому, который предусмотрен в Указе № 101.
Однако в НК пошли по-другому пути. С 1 января 2013 г. в п. 5 ст. 196 НК внесено дополнение. Им установлено, что исчисление и уплату земельного налога за земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, по ставкам, увеличенным на коэффициент 2, надо производить до месяца (включительно), в котором утвержден акт приемки объекта в эксплуатацию.
Таким образом, по одному вопросу в 2 платежах за землю будут применяться совершенно разные подходы, что не упрощает, а, наоборот, усложняет порядок исчисления организациями платежей за землю.
Пример 2
Мингорисполком выделил организации 2 земельных участка для строительства гипермаркетов. Один земельный участок выделен во временное пользование. За пользование этим земельным участком организация уплачивает земельный налог. Второй земельный участок выделен в аренду, за него вносится арендная плата за землю. Допустим, что нормативные сроки строительства гипермаркетов истекли в декабре 2012 г. Введены гипермаркеты в эксплуатацию в марте 2013 г., а государственная регистрация их создания произошла в июне 2013 г.
В этом случае организация должна за земельный участок, занятый объектом сверхнормативного незавершенного строительства, уплачивать по ставкам, увеличенным на коэффициент 2:
– земельный налог – с января по март 2013 г.;
– арендную плату – с января по июнь 2013 г.
Важно! Земельный налог и арендную плату за землю в двойном размере за земельные участки, занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, не относят на затраты, учитываемые при налогообложении, а включают в стоимость объектов незавершенного капитального строительства.
С 2013 г. земельный налог можно уплачивать 1 раз в год
Плательщики-организации представляют в налоговые инспекции налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу ежегодно не позднее 20 февраля текущего года (п. 14 ст. 202 НК).
В 2012 г. уплата земельного налога производится (п. 15 ст. 202 НК):
– организациями (за исключением садоводческих товариществ) – в течение налогового периода ежеквартально равными частями не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала, за земли, по которым уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, в ноябре, – не позднее 22 декабря, а за земли сельскохозяйственного назначения не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября – в размере 1/4 годовой суммы земельного налога;
– садоводческими товариществами – ежегодно не позднее 22 августа.
С 1 января 2013 г. п. 15 ст. 202 НК изложен в новой редакции. С нового года уплату земельного налога организации (за исключением садоводческих товариществ) будут осуществлять:
– по их выбору без изменения в течение налогового периода 1 раз в год в размере исчисленной суммы за год – не позднее 22 февраля текущего года или ежеквартально не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала – в размере 1/4 годовой суммы земельного налога;
– за земли сельскохозяйственного назначения по их выбору: без изменения в течение налогового периода 1 раз в год в размере исчисленной суммы за год не позднее 15 апреля текущего года или в размере 1/4 годовой суммы земельного налога – не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября.
Пример 3
Организация в конце января 2013 г. (т.е. не позднее 20 февраля) представила в налоговую инспекцию по месту постановки на учет налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 г. Затем в начале февраля она решила уплачивать земельный налог 1 раз в год и поэтому не позднее 22 февраля 2013 г. уплатила в бюджет всю годовую сумму земельного налога.
23 февраля 2013 г. организация передумала и решила уплачивать земельный налог ежеквартально, как и в 2012 г. В связи с этим она представила в налоговую инспекцию заявление о возврате из бюджета 75 % уплаченной суммы земельного налога. Однако налоговая инспекция не вернет уплаченный земельный налог, так как решение организации уплачивать земельный налог 1 раз в год изменению в течение года не подлежит.
Важно! В НК не разъяснено, каким образом организация должна уведомить налоговую инспекцию о том, что она переходит на уплату земельного налога 1 раз в год.
Например, если организация не позднее 22 февраля 2013 г. уплатит в бюджет годовую сумму земельного налога, то налоговая инспекция не будет знать, означает ли это, что организация перешла на уплату земельного налога 1 раз в год или просто ошибочно переплатила земельный налог.
Возможно, необходимые дополнения будут внесены в форму налоговой декларации по земельному налогу, утвержденную постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82.
Отметим, что в 2013 г. организации получили право уплачивать 1 раз в год не только земельный налог, но и налог на недвижимость. Причем в п. 11 ст. 189 НК не сказано о том, что выбранный порядок уплаты налога на недвижимость не подлежит изменению в течение года. Поэтому организации в течение 2013 г. могут менять сроки уплаты налога на недвижимость.
Садоводческие товарищества, которым земельные участки выделят позже 22 августа, перестанут платить пеню
В 2012 г. садоводческие товарищества уплачивали земельный налог за год не позднее 22 августа, поэтому все садоводческие товарищества, которым земельные участки были выделены после 22 августа, несвоевременно уплачивали земельный налог. За это (даже несмотря на отсутствие вины) садоводческие товарищества платили пеню.
Пример 4
Садоводческому товариществу решением райисполкома в октябре 2012 г. выделен земельный участок. За этот земельный участок товарищество должно уплатить земельный налог начиная с ноября 2012 г., но срок уплаты земельного налога за 2012 г. (не позднее 22 августа 2012 г.) уже прошел. Поэтому товарищество должно уплатить пеню за несвоевременную уплату земельного налога с 23 августа 2012 г. по день уплаты земельного налога.
В 2013 г. эта недоработка НК исправлена. С нового года садоводческие товарищества уплачивают земельный налог ежегодно не позднее 22 августа, а за земельные участки, предоставленные с (после) 1 августа, – не позднее 22 декабря.
Пример 5
Садоводческому товариществу выделен земельный участок 2 августа 2013 г. Земельный налог за сентябрь – декабрь 2013 г. товарищество должно уплатить не 22 августа, а 22 декабря 2013 г.
В 2013 г., как и в 2012 г., организации, у которых имеются земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, могут остаться без льготы по земельному налогу
В 2010–2011 гг. от земельного налога освобождались земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Президентом, при условии выполнения их собственниками обязательств, обусловленных законодательством об охране историко-культурного наследия (подп. 1.2 п. 1 ст. 194 НК).
Справочно: перечень материальных историко-культурных ценностей был утвержден Указом Президента РБ от 30.07.2007 № 367 (далее – Указ № 367).
Вопросов по применению этой льготы в 2010–2011 гг. не возникало. Она появилась в 2012 г., когда Закон РБ от 30.12.2011 № 330-З (далее – Закон № 330-З) внес в НК изменения и дополнения.
В частности, с 1 января 2012 г. для применения льготы, установленной подп. 1.2 п. 1 ст. 194 НК, организации должны использовать не перечень материальных историко-культурных ценностей, утвержденный Указом № 367, а перечень, утвержденный постановлением Совета Министров.
Правительство должно было в 6-месячный срок со дня официального опубликования Закона № 330-З обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с этим Законом и принять иные меры, необходимые для реализации его положений, т.е. не позже июня 2012 г.
Однако такое постановление отсутствует до сих пор.
Более того, Указом Президента РБ от 11.07.2012 № 312 "О некоторых вопросах налогообложения и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности" был признан утратившим силу Указ № 367, причем задним числом, с 1 января 2012 г. В связи с этим у организаций, имеющих земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, возникла обязанность заплатить земельный налог за 2012 г. с пеней. Отметим, что МНС дало налоговым инспекциям устное указание пока не взыскивать с организаций земельный налог и пеню.
Однако эти проблемы не устранены и с 1 января 2013 г. Никаких изменений в содержание этой льготы не внесено. Поэтому остается нерешенным вопрос: должны ли организации, имеющие земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, уплачивать по ним земельный налог до тех пор, пока Совет Министров не утвердит перечень материальных историко-культурных ценностей, земельные участки, занятые которыми, не облагаются земельным налогом?
Справочно: аналогичная ситуация сложилась и по налогу на недвижимость.