1. В 2011 г. не будут облагаться экологическим налогом следующие объекты:
– перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;
2. Произведена замена экологического налога за производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, а также импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона, на платежи неналогового характера.
По нему не надо представлять в налоговые органы налоговые декларации (расчеты). Уплата экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ производится до осуществления ввоза на территорию республики озоноразрушающих веществ, в т.ч. содержащихся в продукции.
В новом году ставки экологического налога станут выше
Приложение 8 к НК дополнено ставкой налога за хранение отходов, для которых не определен класс опасности по аналогии со ставкой за захоронение отходов производства, которым не установлен класс опасности, а именно 61 634 руб. за 1 т.
Ставка рассчитана как среднее арифметическое от ставок налога за хранение отходов производства. По данной ставке может уплачиваться налог за хранение отходов производства в тех случаях, когда у плательщика образуется небольшое количество нового вида отходов или при начинании новых видов деятельности (выполнении работ или оказании услуг), в результате которых образуются отходы производства и определение их класса опасности является затратным или требует дополнительного времени.
Также отметим, что в 2011 г. ставки экологического налога (содержатся в приложениях 6–10 к НК) увеличиваются на 8 %.
За вред, причиненный окружающей среде, в 2011 г. будут применяться санкции
В настоящее время к ставкам экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, за захоронение, хранение отходов производства (приложения 6–8 к НК) применяются понижающие и повышающие коэффициенты (определены в п. 5 ст. 207 НК).
В 2011 г. количество таких коэффициентов значительно уменьшилось. В новом году при исчислении экологического налога не надо применять следующие коэффициенты:
– 0,5 – за выбросы сероводорода и сероуглерода в атмосферный воздух согласно срокам вывода из эксплуатации оборудования по переработке целлюлозы и соглашению с концерном "Белнефтехим" (подп. 5.3 п. 5 ст. 207 НК);
– 1,5 – за сброс сточных вод в окружающую среду при отсутствии средств изменения объемов отводимых вод (подп 5.5 п. 5 ст. 207 НК);
– 15 – за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда их установление предусматривается законодательством (пп. 6 и 7 ст. 207 НК);
– 1,5 – за добычу (изъятие) воды (поверхностной и подземной) при отсутствии водоизмерительных приборов, аппаратуры и устройств (п. 3 ст. 213 НК).
В 2010 г. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства, произведенные сверх установленных лимитов или без установленных лимитов в случаях, определенных законодательством, возмещение вреда, причиненного окружающей среде, не осуществляется. В указанных случаях применяются ставки экологического налога, увеличенные на коэффициент 15 (пп. 6 и 7 ст. 207 НК), на коэффициент 1,5 (п. 3 ст. 213 НК).
В 2011 г. платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов будут заменены санкциями в возмещение вреда окружающей среде при превышении установленных нормативов допустимых выбросов или сбросов химических и иных веществ в окружающую среду, размещении отходов вне санкционированных мест или с превышением объемов, установленных в разрешениях.
Претензии и иски в возмещение вреда окружающей среде предъявляются:
– в порядке, установленном Положением о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 17.07.2008 № 1042 (далее – постановление № 1042);
– по таксам для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, утвержденным Указом Президента РБ от 24.06.2008 № 348 (далее – Указ № 348).
– устанавливается специалистами Минприроды, Минлесхоза, Минсельхозпрода, их территориальных органов, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте РБ, местными исполнительными и распорядительными органами, другими государственными органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны окружающей среды в пределах своей компетенции;
– фиксируется в акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде по форме, утвержденной постановлением № 1042 (приложение 2). Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых хранится уполномоченным государственным органом, его составившим, второй прилагается к претензии о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
К акту должны быть приложены карты, схемы, планы, фотографии, акты отбора проб, протоколы испытаний, другие материалы, подтверждающие факт причинения вреда окружающей среде.
Уточнены некоторые льготы
Имеется еще ряд уточняющих изменений в п. 2 ст. 205 НК, которой определены льготы по экологическому налогу.
Так, уточнена формулировка льготы за сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации.
Ранее использовалось понятие "застроенная территория", в настоящее время слово "застроенная" исключено, поскольку данная льгота распространяется на все воды, образующиеся в результате выпадения на любую территорию атмосферных осадков, т.е., говоря проще, налог "за дождь и снег" не взимается.
Также уточнена формулировка в отношении льготы по налогу за захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения.
Данная льгота может применяться только теми плательщиками, у которых в разрешении на захоронение отходов производства указан общий объем захоронения отходов производства 50 т и менее в год. Они не платят налог за захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения (неопасные отходы с кодом 9120400). За другие отходы, указанные в таких разрешениях, платеж производится в установленном порядке.
Следует отметить и ряд изменений, внесенных в НК в целях официального толкования его норм.
Так, в ст. 207 "Ставки экологического налога" НК внесены дополнения в целях однозначного определения понятий "выбросы для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения" (подп. 5.2 п. 5 ст. 207 НК в новой редакции) и "сброс от населения" (подп. 5.6 п. 5 ст. 207 НК в новой редакции), что дает плательщикам уверенность в том, что применение ими понижающих коэффициентов является правомерным.
Статья 211 "Объекты налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов" НК дополнена рядом уточняющих положений:
– в подп. 1.9 п. 1 и приложении 10 закреплены положения о пересчете полезного ископаемого "калийная соль" на полезное вещество "калийная соль (в пересчете на оксид калия)";
– в подп. 1.11 п. 1 и приложении 10 определены как объекты налогообложения такие полезные ископаемые, как мергель, известняк. Установлены ставки налога за добычу мергеля, известняка (они приравнены к ставкам налога за добычу мела).