Срок действия нового Перечня – до 1 января 2016 г.
Необходимость принятия нового Перечня обусловлена рядом факторов, в т.ч.:
– реализацией мероприятий по выполнению Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" (далее – Директива № 4);
Важными принципами нового Закона являются следующие положения:
1) обязательное подтверждение соответствия продукции в республике может быть установлено:
От редакции:
Постановление Совета Министров РБ от 23.07.2004 № 896 делегировало Комитету по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров полномочия на принятие отдельных нормативных правовых актов;
Таким образом, в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь должны применяться документы, имеющие национальный статус.
Иными словами, если на какую-либо продукцию отсутствуют технические регламенты и государственные стандарты (а такой продукции довольно много), то ее сертификация, в т.ч. и добровольная, невозможна.
Например, не могут выдаваться сертификаты на соответствие требованиям технических условий, которые разрабатывают и утверждают изготовители.
С 11 декабря по 16 видам продукции не требуется обязательное подтверждение соответствия
В новом Перечне раздел продукции, подлежащей обязательной сертификации, существенно сокращен. Из него исключена продукция, на которую введены технические регламенты.
Так, из Перечня исключена продукция для строительства, на которую введен технический регламент "Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность" (ТР 2009/013/BY), утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2009 № 1748. Данный регламент в целом несколько расширяет номенклатуру продукции для строительства, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в форме обязательной сертификации либо декларирования соответствия. В настоящее время Минстройархитектуры подготовлены изменения в указанный технический регламент, которые позволят четко разделить продукцию, подлежащую обязательной сертификации и декларированию соответствия.
Исключены из нового Перечня также корма и кормовые добавки, на которые введен технический регламент "Корма и кормовые добавки. Безопасность" (ТР 2010/025/BY) (утвержден постановлением Совета Министров РБ от 14.07.2010 № 1055). В регламенте предусмотрено обязательное декларирование соответствия указанной продукции, а обязательная сертификация не предусмотрена.
Из-за отсутствия государственных стандартов из нового Перечня исключены ветеринарные препараты, ряд технических средств охранной и охранно-пожарной сигнализации, некоторые средства обеспечения пожарной безопасности, детали рабочих органов сельскохозяйственных машин, ряд наименований пищевой продукции и другая продукция.
По другим причинам – дублирование административных разрешительных процедур, отсутствие достаточных рисков опасности – из нового Перечня исключены драгоценные металлы в слитках, тара стеклянная, крышки металлические укупорочные, материалы для отделки вагонов, игровое оборудование для азартных игр и иные отдельные виды продукции.
Таким образом, из нового Перечня полностью исключены (без включения в иные нормативные правовые акты) 16 видов продукции, которые ранее подлежали обязательному подтверждению соответствия.
В новом Перечне раздел обязательной сертификации сократился на 130 позиций
Для 17 групп продукции в новом Перечне обязательная сертификация заменена на декларирование соответствия продукции непосредственно изготовителем либо импортером. Это ряд продуктов питания, средства связи, маломерные суда, мебель, обувь и другие изделия легкой промышленности для взрослых, косметическая продукция и иные товары.
Данная новация введена во исполнение Директивы № 4, а также с целью гармонизации нового Перечня с Единым перечнем продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 319 (в ред. решения КТС от 07.04.2011 № 620) (далее – решение КТС № 319 и Единый перечень).
Решением КТС № 319 кроме Единого перечня также утверждены:
– Положение о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, а также его формирования и ведения (приложение 1);
– Положение о порядке формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по Единой форме (приложение 2);
– единые формы сертификата соответствия и декларации о соответствии (приложение 3);
– Положение о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию Таможенного союза (приложение 4);
– Положение о Координационном комитете по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер (приложение 5).
В то же время с целью гармонизации с Единым перечнем некоторые группы продукции, которая ранее подлежала обязательному декларированию соответствия, переведены в новом Перечне в раздел обязательной сертификации. Это средства индивидуальной защиты, одежда производственная, обувь специальная.
В целом в новом Перечне раздел обязательной сертификации сократился по указанным выше причинам (исключение продукции из сферы обязательного подтверждения соответствия, перевод ее в раздел для декларирования соответствия, введение на нее технических регламентов) более чем на 130 позиций.
На отдельные товары обязательная сертификация осталась
Обязательная сертификация в новом Перечне осталась на бытовые электроприборы, бытовую радиоэлектронную аппаратуру, персональные ЭВМ, электрические кабели и провода, бытовые газовые аппараты нагревательные и отопительные, котлы водогрейные, средства пожаротушения (4 наименования), извещатели и оповещатели пожарные, продукцию для строительства автодорог (7 наименований), автотранспортные средства (кроме специальных), сельхозтехнику, гражданское и служебное оружие, изделия легкой промышленности для детей, средства индивидуальной защиты, одежду производственную, обувь специальную, игрушки и товары для детей, продукты питания для детей, продукты из мяса, соки и другие напитки, молочные продукты, шоколадные изделия, алкогольную продукцию (207 позиций).
В отношении индивидуальных предпринимателей – плательщиков единого налога в новом Перечне сохранена сокращенная номенклатура продукции, на которую они должны иметь сертификаты соответствия либо декларации о соответствии. Она перечислена в подп. 2.3 п. 2 постановления Госстандарта РБ от 16.12.2008 № 60.
Предусмотрены некоторые измененияв отношении услуг, подлежащих обязательному подтверждению соответствия
Из услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (п. 62 гл. 28 действующего Перечня, п. 46 гл. 19 нового Перечня), подлежащих в настоящее время обязательной сертификации, исключены:
– контрольно-диагностические работы по определению уровня топлива в поплавковой камере карбюратора, натяжения ремня привода насоса гидроусилителя, угла замкнутого контракта прерывателя, искрового зазора свечей;
– ремонтные работы мостов, ступиц, их подшипников, ремней, цепей, шестерен привода газораспределительного механизма, стартеров, генераторов, фар, колес, деталей блоков и гильз цилиндров, распределительных и коленчатых валов;
– предпродажная подготовка автомобиля.
Исключена из нового Перечня обязательная сертификация услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры и электробытовых приборов, осуществляемых непосредственно изготовителем этой продукции.
Рекомендации организациям в переходный период
Поскольку в новом Перечне по многим группам продукции введены новые стандарты, изменены обязательные формы подтверждения соответствия, при переходе организаций на выполнение новых требований возникают проблемы.
Так, у юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), чья продукция полностью исключена из области обязательной сертификации и декларирования соответствия и на которую срок действия ранее выданных сертификатов и деклараций заканчивается до 11 декабря 2011 г. (например, в июле), возникает вопрос: как реализовывать продукцию в оставшийся до 11 декабря 2011 г. период? Ведь сертифицировать ее становится нецелесообразно.
В этом случае во избежание нарушения законодательства об оценке соответствия, запрещающего реализацию продукции, подлежащей сертификации, без сертификата соответствия, заявители должны обратиться в соответствующие органы по сертификации для продления сроков действия сертификатов соответствия на оставшийся до 11 декабря 2011 г. срок. Эти работы будут проводиться органами по сертификации без проведения испытаний, оценки производства и т.п.
Для продукции, которая в новом Перечне переведена из обязательной сертификации в раздел декларирования соответствия, продолжают действовать ранее выданные сертификаты соответствия и проведение декларирования не требуется.
После окончания срока действия этих сертификатов заявители самостоятельно принимают решение о том, переходить им на декларирование соответствия этой продукции либо, как и ранее, проводить ее обязательную сертификацию.
Если на продукцию в новом Перечне введены новые требования (стандарты), то владельцы сертификатов и деклараций о соответствии до 11 декабря 2011 г. должны провести дополнительные работы по подтверждению соответствия продукции новым требованиям и внести дополнения в сертификаты или получить новые декларации о соответствии либо принять их. В противном случае органы по сертификации вынуждены будут принимать решения о приостановлении действия сертификатов соответствия.
В новый Перечень включен ряд новых стандартов, которые начнут действовать после 11 декабря 2011 г., а некоторые – в 2012 г. (сроки введения в действие указаны непосредственно в стандартах). Выполнение таких стандартов при обязательной сертификации либо декларировании соответствия наступает в соответствии с законодательством с даты их введения (это касается и вводимых изменений к стандартам).
Показатели безопасности и качества, которые будут контролироваться при обязательном подтверждении соответствия
В настоящее время Госстандарт заканчивает работы по определению в стандартах, включенных в новый Перечень, показателей безопасности и качества, которые должны контролироваться при обязательном подтверждении соответствия. Они будут утверждены в виде приложений к документам Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь: техническим кодексам установившейся практики ТКП 5.1.02-2004 "Национальная система подтверждения соответствия. Порядок сертификации продукции. Основные положения" и ТКП 5.1.03-2004 "Национальная система подтверждения соответствия. Порядок декларирования соответствия продукции. Основные положения".
В связи с расширением сферы обязательного декларирования соответствия продукции связанные с этой процедурой проблемы начинают приобретать первостепенное значение.
В частности, требуют разъяснения положения нового Закона, определяющие правомочность заявителей принимать декларации о соответствии в отношении импортируемой продукции. И если принятие декларации о соответствии импортером на ввозимую партию продукции вопросов не вызывает, то с принятием декларации о соответствии на серийный выпуск зарубежной продукции (декларация регистрируется на срок до 5 лет) не все так просто.
Из разъяснения Госстандарта РБ от 23.08.2011 № 01-26/580 следует, что иностранный изготовитель не вправе напрямую зарегистрировать декларацию о соответствии своей продукции требованиям, установленным в Республике Беларусь, поскольку он не может нести ответственность за качество и безопасность продукции, выпускаемой в обращение импортерами на территории Республики Беларусь. В то же время правом принятия декларации на серийно изготовляемую продукцию зарубежного изготовителя обладают юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь, представляющие его интересы в порядке, установленном законодательством, на основании заключения соответствующего договора. В договоре на представление интересов иностранного изготовителя должно быть указано право юридического лица либо индивидуального предпринимателя Республики Беларусь на подачу заявления о регистрации декларации и об их ответственности за обеспечение соответствия выпускаемой в обращение на территории Республики Беларусь продукции зарубежного изготовителя требованиям белорусского законодательства. Указанные договоры должны быть легализованы как в стране выдачи, так и в Республике Беларусь согласно международным правилам.
Справочно: Госстандартом в ближайшее время будут приняты дополнения и изменения в документы Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь в части правил сертификации и декларирования соответствия, применения знаков соответствия данной системы.
Сертификация и декларирование соответствия в рамках Таможенного союза
До выхода единых технических регламентов (ТР) на продукцию Таможенного союза или ЕврАзЭС обязательность сертификации и декларирования соответствия продукции в каждом государстве Таможенного союза определяется национальным законодательством этого государства. Соответственно в каждой стране действуют свои перечни продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, и свои технические регламенты на ту или иную продукцию, которые могут значительно отличаться.
Для упрощения процедур сертификации и снятия технических торговых барьеров внутри Таможенного союза, связанных с обязательным подтверждением соответствия продукции в переходный период до введения единых ТР, принят ряд соглашений государств – участников Таможенного союза и решений КТС, которыми, в частности, предусмотрены следующие меры:
1) установлена возможность вместо национальных сертификатов и деклараций о соответствии оформлять документы по единым формам Таможенного союза, действующие на всей территории Таможенного союза и заменяющие национальные.
В рамках Таможенного союза действует Единый перечень. По продукции, указанной в Едином перечне, изготовители и продавцы вправе оформлять сертификаты соответствия и декларации о соответствии по единым формам (приложение 3 к решению КТС № 319);
2) сняты юридические ограничения на правомочность изготовителей Таможенного союза принимать декларации о соответствии, предусмотренные национальным законодательством государств – участников Таможенного союза.
В настоящее время любой изготовитель Таможенного союза вправе сам принять декларацию о соответствии требованиям законодательства любой из сторон, не привлекая для принятия декларации резидентов этой стороны (ограничения на принятие деклараций о соответствии нерезидентами Республики Беларусь, приведенные выше, в отношении изготовителей Таможенного союза, таким образом, не применимы);
3) прямое применение при выдаче национальных сертификатов и принятии деклараций о соответствии и по единым формам Таможенного союза на продукцию изготовителей Таможенного союза протоколов испытаний продукции, проведенных в любой из аккредитованных лабораторий сторон, включенных в Единый реестр Таможенного союза (приложение 1 к решению КТС № 319).
С введением единых ТР национальные требования по обязательной сертификации продукции либо декларированию соответствия сторон будут отменяться, а формы обязательной оценки соответствия продукции (регистрация, сертификация, декларирование, классификация и т.п.) будут устанавливаться непосредственно в единых ТР.
3 – в области железнодорожного транспорта.
В ТР по железнодорожному транспорту предусмотрена номенклатура продукции, подлежащей обязательной сертификации, и номенклатура продукции, подлежащей декларированию соответствия (в настоящее время эта продукция в Республике Беларусь обязательному подтверждению соответствия не подлежит);
1 – по безопасности низковольтного оборудования.
В ТР по безопасности низковольтного оборудования расширяется номенклатура продукции, подлежащей обязательному декларированию соответствия;
1 – по безопасности пиротехнических средств.
В ТР по пиротехническим средствам предусмотрена номенклатура продукции, подлежащей обязательной сертификации, и номенклатура продукции, подлежащей декларированию соответствия (в настоящее время эта продукция в Республике Беларусь обязательному подтверждению соответствия не подлежит);
1 – по безопасности упаковки.
ТР по упаковке предусматривает обязательное декларирование соответствия упаковки (в настоящее время обязательное подтверждение соответствия этой продукции в республике не предусмотрено).
Указанные регламенты начинают вводиться в действие на территории Таможенного союза с февраля 2012 г., что потребует внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты в области подтверждения соответствия в республике, в т.ч. и в новый Перечень.
До конца 2011 г. планируется принятие еще 46 ТР Таможенного союза. Принятие единых технических регламентов Таможенного союза в целом по оценкам экспертов расширяет номенклатуру продукции, подлежащей обязательной сертификации в рамках Таможенного союза. Это потребует расширения и укрепления в республике испытательной базы предприятий-изготовителей, независимых испытательных лабораторий, инфраструктуры органов по сертификации.