В соответствии с Законом "О республиканском бюджете на 2009 год" республиканский бюджет был утвержден по доходам в объеме 54 899 млрд. руб., расходам – 57 699 млрд. руб., предельному размеру дефицита – 2 800 млрд. руб.
Все вышеизложенное наряду с другими факторами обусловило необходимость соответствующего внесения изменений в доходную и расходную части бюджета.
С учетом внесенных изменений уточненный план по доходам республиканского бюджета на 2009 г. составил 45 667 млрд. руб., расходам – 46 567 млрд. руб., дефициту бюджета – 900 млрд. руб.
Доходы республиканского бюджета за прошлый год исполнены в сумме 46 819 млрд. руб., или 102,5 % к уточненному годовому плану.
Анализ исполнения республиканского бюджета свидетельствует о практически не изменившейся в 2009 г. структуре его доходной части. Как и в предыдущие годы, доминирующее положение в доходах бюджета занимали налоговые доходы – 56,6 %. Удельный вес взносов на государственное социальное страхование составлял 33,7 %, неналоговых доходов – 9,7 %. В предшествующем году структура доходов бюджета была соответственно 63,9 %, 29,6 % и 6,5 %.
Поступления налоговых доходов в отчетном году сложились в сумме 26 471 млрд. руб., или 101,6 % к уточненному годовому плану.
Как и прежде, одним из наиболее стабильных источников доходов бюджета, оказавшим существенное влияние на его наполняемость (в 2009 г. 31 % объема налоговых доходов и 17,5 % доходов республиканского бюджета), был НДС. За прошлый год в республиканский бюджет поступило 8 198 млрд. руб. НДС, или 100,3 % к уточненному годовому плану. По сравнению с 2008 г. поступления НДС увеличились на 132 млрд. руб. (1,6 %), что было обусловлено главным образом увеличением объема валового внутреннего продукта (в текущих ценах на 5,4 %).
Поступления акцизов в республиканский бюджет в 2009 г. составили 3 475 млрд. руб. (7,4 % объема доходов бюджета), или 102,2 % по отношению к уточненному годовому плану. По сравнению с 2008 г. данные поступления снизились на 5,2 %.
По итогам работы за прошлый год в бюджет поступило 2,2 трлн. руб. акцизов по автомобильному топливу. Уточненный годовой план по акцизам на топливо исполнен на 102,2 %. По отношению к 2008 г. названные поступления составили 85,5 %, что явилось следствием снижения облагаемых объемов реализации нефтепродуктов.
Поступления в бюджет акцизов на водку, ликероводочные изделия и спирт в 2009 г. составили 830,7 млрд. руб., или 102,4 % уточненного годового плана и 108,1 % объема предшествующего года. Увеличение платежей обеспечено как за счет роста реализации данных товарных групп, так и за счет увеличения с июля прошлого года ставок акцизов.
За 2009 г. в бюджет поступило 174,6 млрд. руб. акцизов на табачные изделия, что на 17,5 % выше уровня 2008 г. Уточненный годовой план по данным изделиям исполнен на 102,1 %. Рост поступлений обусловлен увеличением объемов производства сигарет, а также изменением удельного веса ассортиментных групп в общем объеме произведенных в стране табачных изделий в сторону увеличения производства более качественных сигарет, т.е. облагаемых более высокими ставками акцизов.
Росту поступлений в бюджет акцизов способствовало принятие Указа Президента РБ от 25.06.2009 № 332, согласно которому с 1 июля прошлого года ставки акцизов на алкогольную и табачную продукцию были увеличены на 14,8 %.
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности за 2009 г. составили 7 970 млрд. руб., или 103,6 % к уточненному годовому плану. В отчетном году на их долю приходилось 30,1 % налоговых доходов и 17,0 % всех доходов республиканского бюджета. Более 70 % этих доходов обеспечено за счет вывозных таможенных пошлин.
По сравнению с 2008 г. данные поступления уменьшились на 30 %, в т.ч. по вывозным таможенным пошлинам при экспорте нефтепродуктов – на 40 %. Причинами уменьшения поступлений явились сокращение объемов внешнеторговых операций, снижение цен на нефть и, как следствие, уменьшение ставок экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.
За 2009 г. в республиканский бюджет поступило 2 713 млрд. руб. налога на прибыль, или 100,8 % к уточненному плану. По сравнению с предшествующим годом поступления налога на прибыль снизились на 17 %, что главным образом явилось следствием ухудшения результатов финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования нашей страны, обусловленным в значительной мере снижением платежеспособного спроса на белорусскую продукцию и уменьшением цен на внешних рынках на главные экспортные позиции (калийные удобрения, нефть и нефтепродукты).
Поступления взносов на государственное социальное страхование за 2009 г. сложились в сумме 15 799 млрд. руб., или 101,3 % уточненного годового плана.
Объем неналоговых доходов за отчетный год составил 4 549 млрд. руб. (113,2 % уточненного плана). Основная часть неналоговых доходов сформирована за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, – 3 110 млрд. руб. (68,4 %).
Задолженность налогоплательщиков перед бюджетом на 1 января 2010 г. составила 59 млрд. руб. и по сравнению с началом года сохранилась на прежнем уровне.
В 2009 г. расходная часть республиканского бюджета профинансирована в сумме 46 326 млрд. руб., или 99,5 % уточненного годового плана.
Исполнение расходов республиканского бюджета в отчетном году осуществлялось исходя из приоритетов бюджетно-финансовой политики страны на 2009 г. Бюджет 2009 г. сохранил свою социальную направленность. Расходы бюджета на социальную сферу и социальную политику были приоритетными направлениями реализации бюджетно-финансовой и налоговой политики в прошлом году. В полном объеме от заявленного профинансированы расходы на выплату заработной платы, пенсий, стипендий, оплату питания, коммунальных услуг.
Кредиторская задолженность на начало 2010 г. по республиканскому бюджету (без учета целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН)) составляла 127 млрд. руб. (5,0 % среднемесячных расходов бюджета) и носила главным образом текущий характер.
Анализ исполнения республиканского бюджета за 2009 г. свидетельствует о некотором изменении по сравнению с предшествующим годом его расходов.
При финансировании расходной части республиканского бюджета в целом на 99,5 % выполнение годового плана расходов в разрезе разделов функциональной бюджетной классификации составляло от 97,4 % до 106,1 %.
Более высокий уровень исполнения уточненного годового плана расходов сложился по разделу "Общегосударственная деятельность" – 106,1 % (8 732 млрд. руб.). В отчетном году на долю данного раздела приходилось 18,8 % расходов республиканского бюджета при 25,1 % в 2008 г.
На финансирование расходов по подразделу "Межбюджетные трансферты", на долю которых приходилось немногим более 65 % расходов раздела, направлено 5 690 млрд. руб., или 99,7 % годового плана. Трансферты местным бюджетам переданы в 2009 г. в полном объеме, в т.ч. дотации бюджетам регионов составили 3,6 трлн. руб., или 100 % уточненного годового плана.
В форме целевых субвенций местным бюджетам переданы средства в сумме 2,0 трлн. руб. для реализации важнейших государственных программ.
В течение года на финансирование временных кассовых разрывов бюджетам областей и г. Минска были выделены бюджетные кредиты на общую сумму 493 млрд. руб.
Расходы республиканского бюджета по разделу "Национальная экономика", составлявшие 29,2 % всех его расходов, профинансированы в сумме 13 528 млрд. руб., или 97,4 % уточненного плана.
Наибольший удельный вес в расходах данного раздела занимали ассигнования подраздела "Топливо и энергетика" (13,0 % от расходов республиканского бюджета). В 2009 г. расходы по этому подразделу профинансированы в объеме 6 047 млрд. руб., что составляло 99,4 % уточненных плановых назначений. 4,5 трлн. руб. из этих средств направлено на удешевление ввозимого в Беларусь углеводородного сырья, что позволило ОАО "Нафтан" и ОАО "Мозырский НПЗ" сохранить объемы загрузки и обеспечить поступление в республику иностранной валюты от реализации на экспорт нефтепродуктов, а также платежей в бюджет.
На финансирование расходов по подразделу "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность" было израсходовано 3 583,0 млрд. руб., или 98,4 % уточненного плана. Из всего объема средств подраздела более 72 % составляли средства республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки.
Расходы по подразделу "Дорожное хозяйство" на 99,9 % профинансированы за счет республиканского дорожного фонда (1 975 млрд. руб.) и составляли 99,9 % уточненных годовых назначений.
Расходы республиканского бюджета по подразделу "Промышленность, строительство и архитектура" составили 1 196 млрд. руб., или 85,6 % к уточненному годовому плану. Основные средства были направлены на финансирование модернизации линий по производству цемента за счет кредитов Китайской Народной Республики (715,8 млрд. руб.).
В отчетном году на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности из средств республиканского бюджета направлено 2 072 млрд. руб., или 99,35 % плана.
Расходы по разделу "Национальная оборона" профинансированы в сумме 1 306 млрд. руб., или 99,1 % уточненных плановых назначений.
Социальная сфера в 2009 г. профинансирована в объеме 2 026 млрд. руб. (98,3 % уточненного годового плана), что составило 43,7 % всех расходов республиканского бюджета. Выделение средств позволило обеспечить текущее содержание учреждений социальной сферы, укрепление их материальной базы, выполнить государственные программы в области социальной защиты и социальных гарантий населения республики.
На финансирование учреждений здравоохранения направлено 1 164 млрд. руб., или 99,7 % уточненного годового плана.
Расходы республиканского бюджета по разделу "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" в 2009 г. составили 522 млрд. руб., или 98,8 % уточненного плана.
На финансирование в прошлом году расходов на образование, выполняемых за счет средств республиканского бюджета, было направлено 1 273 млрд. руб., что составляло 99,0 % к плану.
Расходы республиканского бюджета по разделу "Социальная политика", на долю которых приходилось 37,4 % всех его расходов, профинансированы в сумме 17 303 млрд. руб., или 98,2 % уточненного годового плана. Из этих средств 14 679 млрд. руб., или 98,2 %, составляли расходы ФСЗН.
Государственный долг Республики Беларусь на начало 2010 г. составил 44,6 трлн. руб., что равно 32,6 % к ВВП (пороговое значение – 40 % к ВВП).
В 2009 г. выполнены все обязательства государства по погашению внутреннего и внешнего государственного долга.
В общей структуре государственного долга Республики Беларусь внутренний государственный долг составил 49,4 % (22,0 трлн. руб.).
В составе внутреннего государственного долга наибольший удельный вес составили гарантии Правительства РБ и гарантии органов местного управления и самоуправления по кредитам, выданным банками страны, – 78,5 % и государственные ценные бумаги и ценные бумаги, выпускаемые органами местного управления и самоуправления, – 14,0 %.
По состоянию на 1 января 2010 г. внешний государственный долг составил 7,9 млрд. долл. США (при утвержденном лимите 8,5 млрд. долл.).
Наибольшую долю в кредитном портфеле страны занимали кредиты Российской Федерации (41,9 %), МВФ (36,3 %), Китая (10,0 %).
По состоянию на начало 2010 г. просроченной задолженности по внешним государственным займам не имелось.
По результатам исполнения в 2009 г. республиканского бюджета за счет превышения доходов целевых бюджетных фондов и ФСЗН над их расходами, экономии в расходах получен профицит бюджета в размере 492,5 млрд. руб., или по отношению к ВВП – 0,4 %.