Отчетность-2010 составляем по ранее утвержденным формам
Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, содержащую информацию о результатах хозяйственной деятельности и финансовом положении организации (ст. 2 Закона РБ "О бухгалтерском учете и отчетности") (далее – Закон).
– бухгалтерского баланса (форма 1);
– отчета о прибылях и убытках (форма 2);
– отчета об изменении капитала (форма 3);
– отчета о движении денежных средств (форма 4);
– приложения к бухгалтерскому балансу (форма 5);
– отчета о целевом использовании полученных средств (форма 6) – представляют некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли (дохода);
– пояснительной записки.
Организации обязаны произвести расчет стоимости чистых активов (Инструкция о порядке расчета стоимости чистых активов, утвержденная постановлением Минфина РБ от 27.06.2008 № 107, с изменениями и дополнениями от 19.10.2010 № 113) и указать по стр. 019 формы 3.
Расчет стоимости чистых активов производят коммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность и ведущие бухгалтерский учет.
Организации, достоверность годовой бухгалтерской отчетности которых в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь подлежит обязательному аудиту, прилагают к годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение.
Некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязаны представить годовую отчетность, включающую 3 формы
Некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие, за исключением выбывших активов, оборотов по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг, представляют бухгалтерскую отчетность в упрощенном виде. Такая отчетность включает:
– бухгалтерский баланс (форма 1);
– отчет о прибылях и убытках (форма 2);
– отчет о целевом использовании полученных средств (форма 6).
Из организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, обязаны отчитаться только принявшие решение о ведении бухгалтерского учета
За 2010 г. организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, принявшие решение о ведении бухгалтерского учета, составляют бухгалтерскую отчетность по следующим формам:
– бухгалтерский баланс (форма 1);
– отчет о прибылях и убытках (форма 2);
– пояснительная записка.
Они обязаны сделать также расчет стоимости чистых активов. Организации, не ведущие бухгалтерский учет, расчет чистых активов не производят и пользователям не представляют.
Отчетность должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером или лицами обслуживающей организации
Бухгалтерскую отчетность следует подписать руководителю и главному бухгалтеру организации. Отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведет организация, оказывающая услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалист-бухгалтер, являющийся индивидуальным предпринимателем, подписывают руководитель обслуживающей организации и (или) специалист-бухгалтер, ведущий бухгалтерский учет.
Отчетность за 2010 г. должна быть представлена до 1 апреля 2011 г.
Годовую бухгалтерскую отчетность следует представить:
– учредителям (участникам) организации или собственникам ее имущества в соответствии с ее учредительными документами;
– государственным органам (иным государственным организациям), если отчитывающиеся организации в соответствии с законодательством РБ находятся в их подчинении (входят в их состав), или являются организациями государственной формы собственности, или имеют в уставном фонде долю государственной собственности, а также иным организациям в случаях, установленных законодательством РБ.
Государственные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам государственного управления, уполномоченным управлять государственным имуществом.
Годовую бухгалтерскую отчетность за 2010 г. следует представить в течение 90 дней по окончании года, т.е. не позднее 31 марта 2011 г.
Бухгалтерскую отчетность представляют с учетом показателей деятельности филиалов и реорганизации
Организации составляют бухгалтерскую отчетность с учетом показателей деятельности филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, включая выделенных на отдельные балансы.
В случае реорганизации юридического лица в форме слияния (присоединения) показатели бухгалтерской отчетности по состоянию на начало отчетного года необходимо формировать с учетом сумм, указанных в аналогичной отчетности по состоянию на начало года присоединяющихся организаций.
Показатели формируем в миллионах белорусских рублей
Показатели бухгалтерской отчетности должны быть сформированы в белорусских рублях.
Составление и представление бухгалтерской отчетности следует произвести в миллионах белорусских рублей без десятичных знаков после запятой.
Некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, и коммерческие организации при несущественной сумме активов и обязательств во избежание трудностей использования данных бухгалтерской отчетности должны составить и представить такую отчетность в миллионах белорусских рублей с одним или двумя знаками после запятой.
При внесении изменений в формы отчетности следует соблюсти структуру форм
Изменение принятого содержания форм бухгалтерской отчетности может быть допущено в исключительных случаях. Организация должна обеспечить подтверждение обоснованности каждого такого изменения, т.е. оно должно быть раскрыто в пояснительной записке вместе с указанием причин, вызвавших его.
Организации при внесении дополнительных реквизитов и показателей в формы бухгалтерской отчетности должны соблюдать структуру форм (коды строк и граф), утвержденных Минфином РБ (п. 15 Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением № 19).
По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за 2 года – отчетный и предшествующий отчетному.
Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из них подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, действующих в отчетном периоде, а также исходя из изменений учетной политики, в т.ч. с учетом произведенной реорганизации организации. Исправительные записи в бухгалтерском учете при этом производить не следует.
В бухгалтерской отчетности запрещен зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен законодательством.
Показатели отчетности, по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, следует прочеркнуть.
Формы бухгалтерской отчетности могут быть типографские или распечатанные на компьютере. Если формы имеют иные строки и графы (кроме установленных постановлением № 19), то организация должна утвердить их приказом по учетной политике.
До заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности организации должны провести инвентаризацию
Инвентаризацию активов и обязательств следовало провести в 2010 г. и отразить в учете результаты инвентаризации. При этом нужно руководствоваться ст. 12 Закона и Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180).
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризацию активов и обязательств необходимо проводить в следующие сроки и со следующей периодичностью:
– основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации (в т.ч. товаров на складах, товаров в розничной торговле, тары под товаром и порожней, покупных изделий, продукции подсобного сельского хозяйства) – не ранее 1 ноября и не менее одного раза в год;
– незавершенного производства и полуфабрикатов – не ранее 1 ноября и не менее двух раз в год;
– животных на выращивании и откорме (в т.ч. молодняка) – не ранее 1 ноября и не менее одного раза в год;
– денежных средств – не ранее 1 декабря и не менее одного раза в год. Также в сроки, установленные руководителем юридического лица, подразделения, но не реже одного раза в квартал, проводится внезапная инвентаризация:
кассы с полным полистным (поштучным) пересчетом наличных денежных средств, ценных бумаг, бланков строгой отчетности, находящихся в кассе (п. 69 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 17.01.2008 № 4);
валютной кассы (п. 61 Инструкции о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ, в ред. от 13.02.2008 № 24);
– обязательств и других активов – не ранее 1 декабря и не менее одного раза в год.
Начиная с 1 января 2008 г. в крупных организациях предусмотрено создание постоянно действующих как рабочих инвентаризационных комиссий, так и центральных инвентаризационных комиссий. При этом Инструкцией № 180 не определен критерий, согласно которому организации относят к крупным, поэтому данную задачу возложили на руководителя предприятия.
Для оформления результатов инвентаризации активов и обязательств организации применяют типовые формы, содержащиеся в приложениях к Инструкции № 180.
Моментом определения окончательных результатов инвентаризации является дата принятия решения руководителем организации (п. 72 Инструкции № 180). Результаты инвентаризации следует отразить в учете и отчетности того месяца, в котором руководителем организации было принято решение по регулированию инвентаризационных разниц, а по годовой инвентаризации – в годовой бухгалтерской отчетности (п. 77 Инструкции № 180).