Обратите внимание, что действующий порядок принятия наличных денежных средств, включая авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога, и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг обязывает применять кассовые суммирующие аппараты и (или) специальные компьютерные системы, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр, и (или) платежные терминалы (подп. 2.1 п. 2 постановления № 18/1).
Торговые организации вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов при условии, что стоимость единицы продаваемого непродовольственного товара составляет либо превышает 3 базовые величины, в следующих случаях:
1) осуществление розничной торговли товарами в торговых объектах системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью не более 3 продавцов в таких объектах;
2) осуществление розничной торговли на торговых местах на рынках и ярмарках;
3) осуществление разносной и развозной торговли товарами;
4) оказание услуг и продажа товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) в вагонах поездов международного и внутриреспубликанского железнодорожного сообщения в ассортименте, утвержденном Белорусской железной дорогой;
5) осуществление розничной торговли лекарственными средствами, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения и другими товарами аптечного ассортимента медицинскими работниками фельдшерско-акушерских пунктов;
6) продажа в розлив безалкогольных напитков, пива, кваса, растительного масла (за исключением их продажи в магазинах, павильонах с торговым залом и объектах общественного питания), а также живой рыбы из цистерн и вразвал овощей, фруктов и бахчевых культур;
7) осуществление торговли предметами религиозного культа (за исключением изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней) и религиозной литературы;
8) осуществление электронной торговли, торговли с доставкой товаров на дом или иное оговоренное место, выполнение работ и оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности;
9) оказание разовых услуг, при которых прием наличных денежных средств осуществляется в кассу организации;
10) оказание бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более 3 человек в одну смену;
11) организация общественного питания в торговых объектах, расположенных в общеобразовательных учреждениях.
Вышеприведенный перечень определен в подп. 2.2.1–2.2.25 п. 2 постановления № 18/1.
Важно учесть, что приведенный порядок приема наличных денежных средств не освобождает продавца (изготовителя, исполнителя) от выдачи по требованию покупателя (потребителя) документа, подтверждающего факт покупки товара, выполнения работы и оказания услуги в соответствии с Законом РБ от 09.01.2002 № 90-З "О защите прав потребителей", и оформления документа, подтверждающего факт совершения хозяйственной операции в соответствии с Законом РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности".
Обратите внимание, что постановлением Минфина РБ от 29.03.2010 № 37 "О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь" признан утратившим силу приказ Минфина РБ от 29.10.1999 № 311"Об утверждении бланков унифицированных форм первичной учетной документации". Им были утверждены талоны формы 20-ФС и квитанции формы КВ-1, которые являлись бланками первичной учетной документации и использовались субъектами предпринимательской деятельности для приема наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг в случаях, когда не требовалось применение кассового оборудования. В течение 2011 г. срок использования бланков талонов формы 20-ФС и квитанций формы КВ-1, применяемых в качестве первичных документов при приеме наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов в качестве первичных, неоднократно менялся (1 января, 1 апреля, 1 июля, 1 октября ). В настоящее время в связи со вступлением в силу постановления № 34 субъекты торговли при приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассового оборудования обязаны использовать утвержденный бланк квитанции.
Постановлением Минфина РБ от 28.06.2011 № 46 "О внесении изменения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 марта 2010 г. № 37" в очередной раз был продлен срок использования бланков талонов 20-ФС с 1 июля 2011 г. до 1 октября 2011 г.
Постановление № 34 вступило в силу с 22 сентября 2011 г., а это означает, что с 22 сентября организации должны использовать утвержденные им бланки квитанций.
Таким образом, в период с 22 сентября до 1 октября 2011 г. возможно использовать как бланки талонов 20-ФС, так и бланки квитанций, утвержденные постановлением № 34. Квитанция включена в перечень используемых бланков с определенной степенью защиты (постановление Совета Министров РБ от 06.07.2011 № 912).
Редакция "ГБ" располагает информацией, что бланки квитанций, утвержденные постановлением № 34, будут изготовлены РУП "Издательство "Белбланкавыд" к 1 октября 2011 г.