Организация планирует открыть магазин для реализации товаров в розничной торговле. Магазин и склад по хранению товаров будут находиться в одном здании.
Какие формы первичных учетных документов нужно использовать для оформления внутреннего перемещения товаров со склада в магазин? Можно ли использовать для этих целей ТТН-1 и ТН-2?
Можно применять документ, разработанный на предприятии.
Товарно-транспортная и товарная накладная включены в перечень первичных учетных документов, утвержденный постановлением № 360. Формы этих документов утверждены постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192. Юридические лица всех форм собственности должны применять накладные ТТН-1 и ТН-2, которые являются основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета (п. 2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная", утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192 (далее – Инструкция № 192)).
При перемещении товаров для собственных нужд (внутреннем перемещении) наряду с накладными ТТН-1 и ТН-2 также могут быть использованы первичные учетные документы, составленные по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров РБ и осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики, в соответствии с законодательством (п. 2 Инструкции № 192).
Поэтому, если склад и объект розничной торговли имеют одно местонахождение, можно оформить накладные на внутреннее перемещение товаров установленной формы. Например, некоторыми формами накладных на внутреннее перемещение товаров, обязательность использования которых была утверждена приказом Минторга РБ от 27.01.1997 № 12 "Об использовании специализированных форм первичных учетных документов, применяемых в торговле" (далее – приказ № 12), являлись:
– 0903113 "Накладная на отпуск товара из кладовой (для внутреннего перемещения товара)";
– 0903016 "Накладная (для внутреннего перемещения товара)";
– 0903017 "Расходно-приходная накладная (для внутреннего перемещения товара)".
Однако приказ № 12 прекратил свое действие в связи со вступлением в силу постановления Минторга РБ от 28.04.2011 № 21.
Подведем итог. Если склад и магазин находятся в одном здании, то внутреннее перемещение товаров со склада в магазин в настоящее время следует производить на основании товарной либо товарно-транспортной накладной установленных форм либо по другим первичным документам, разработанным организацией самостоятельно с учетом норм Указа № 114 и утвержденным приказом по учетной политике.
Организация оказывает услуги населению и юридическим лицам в области дизайна и озеленения частных и общественных территорий. Для оформления выполненных работ в пользу физических лиц она использует форму первичного учетного документа по учету бытовых услуг БО-1. В процессе заполнения данной формы возникают трудности, связанные с недостатком места для перечисления всех оказанных услуг и использованных материалов.
Можно ли при заполнении формы БО-1 использовать приложения (разработанные организацией) для указания в них перечня оказанных услуг и использованных материалов и при этом в самой форме в поле "Наименование работ (услуг)" делать запись: "Услуги по благоустройству и озеленению согласно приложению 1", а в поле "Сырье, материалы исполнителя" – запись: "Материалы согласно приложению 2" с указанием итоговой стоимости оказанных услуг и использованных материалов?
Использование приложения допустимо.
Бланки по оформлению заказов при оказании бытовых услуг населению и юридическим лицам не указаны в постановлении № 360.
– товарно-транспортная накладная;
– товарная накладная;
– приходный кассовый ордер;
– расходный кассовый ордер;
– акт о приеме-передаче основных средств;
– акт о приеме-передаче нематериальных активов;
– акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ;
– акт о передаче не завершенного строительством объекта.
Постановлением Минторга РБ от 28.05.2009 № 33 (далее – постановление № 33) утверждены формы первичных учетных документов, которые применяются для оформления заказов на оказание бытовых услуг населению и являются документами, подтверждающими заказ. В настоящее время постановление № 33 продолжает действовать, поэтому организации могут применять указанные формы документов в силу норм подп. 1.3 п. 1 Указа № 114.
Бланк формы БО-1 применяют для оформления заказов на бытовые услуги населению, кроме бытовых услуг по прокату, химической чистке и крашению изделий, ремонту и изготовлению ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.
Услуги ландшафтного дизайна населению относятся к бытовым услугам (подгруппа "ремонт и строительство жилья и других построек", код 016321) (Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 015-2003 "Услуги населению", утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта РБ от 09.12.2003 № 49).
В зависимости от характера хозяйственных операций и системы обработки данных в первичные учетные документы могут быть включены дополнительные реквизиты (ст. 9 Закона). Подпунктом 1.4 п. 1 Указа № 114 также установлено, что первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
По мнению автора, организация при оформлении заказа на оказание бытовых услуг населению может самостоятельно дополнять или использовать приложение к применяемым первичным учетным документам.
Предприятие оказывает услуги населению по ремонту и техобслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов в стационарных условиях в соответствии с разработанными им условиями и требованиями, которые размещены на информационном стенде предприятия. Эта информация носит общий характер.
Для оформления заказов предприятие применяет самостоятельно разработанные бланки заказов в одном экземпляре, которые не являются бланками строгой отчетности.
Необходимо ли при оформлении заказа на оказание бытовых услуг применять бланк формы БО-1, утвержденный постановлением № 33?
Можно применить бланк формы БО-1 или разработать иной документ.
Формы первичных учетных документов, которые применяются для оформления заказов на оказание бытовых услуг населению, являются документами, подтверждающими заказ, и утверждены постановлением № 33. Они относятся к бланкам строгой отчетности. Это очень важная деталь, поскольку заказ должен быть оформлен исполнителем на бланке строгой отчетности. Такое требование содержит п. 11 Правил бытового обслуживания потребителей, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 14.12.2004 № 1590 (далее – Правила).
Организации могут использовать указанные формы в силу норм подп. 1.3 п. 1 Указа № 114.
Бланк формы БО-1 применяют для оформления заказов на бытовые услуги населению, кроме бытовых услуг по прокату, химической чистке и крашению изделий, ремонту и изготовлению ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.
Бланки заполняют с учетом специфики конкретного вида бытовых услуг.
Заказ на оказание бытовых услуг, исполняемых в присутствии потребителя или в соответствии с условиями и требованиями, размещенными исполнителем в удобном для обозрения потребителем месте, и не требующих индивидуального подхода, срочных услуг, услуг фотоателье, фото- и кинолабораторий, ремонт обуви, мелкий ремонт швейных и трикотажных изделий, ремонт часов, почасовой прокат могут исполняться без оформления документа, подтверждающего заказ, путем выдачи потребителю жетона, талона или иного документа (знака), позволяющего идентифицировать заказ (п. 11 Правил).
Вернемся к приведенной ситуации. Информация, размещенная на стенде предприятия, носит общий характер. В то же время потребителю должна быть представлена полная информация: какие конкретно работы будут проведены и какие детали будут использованы при устранении неисправности.
Если организация при оформлении заказа на бытовую услугу не использует бланк строгой отчетности, а выполняет работы в соответствии с условиями и требованиями, размещенными в удобном для обозрения месте, то в данной информации должны быть подробно указаны: перечень оказываемых услуг, все возможные неисправности, способы их устранения, используемые запчасти, стоимость каждой услуги, другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемой бытовой услуги. Привести такую информацию не представляется возможным, учитывая большое количество видов и модификаций бытовой аппаратуры.
Следовательно, при оформлении заказа по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов предприятию необходимо оформлять бланк строгой отчетности БО-1.
Организации, осуществляющие оформление заказов в электронном виде, вправе в соответствии с требованиями ст. 9 Закона и Указа № 114 и при отсутствии утвержденных типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации разработать электронный бланк заказа, который должен содержать следующие обязательные реквизиты:
– наименование документа, дату его составления;
– наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя;
– содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях (или в стоимостных показателях);
– должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.