* Закон РБ от 12.07.2013 № 64-З "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях" (далее – Закон № 64-З).
С 28 августа т.г. предметы, подлежащие конфискации, но не являющиеся собственностью нарушителя, конфисковывать не будут
Наложение административного взыскания в виде предупреждения либо уменьшение размера штрафа, в частности, предусмотрено за правонарушения, установленные следующими статьями КоАП:
– 9.24 "Нарушение законодательства о книге замечаний и предложений",
– 11.7 "Нарушение порядка ведения кассовых операций";
– 11.32 "Нарушение банком или небанковской кредитно-финансовой организацией порядка перечисления денежных средств на счета нерезидентов";
– 12.1 "Нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и правил хранения бухгалтерских документов и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов";
– 12.17 "Нарушение правил торговли и оказания услуг населению";
– 12.18 "Нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет";
– 13.2 "Осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе";
– 23.16 "Непредставление документов, отчетов и иных материалов";
– 23.21 "Нарушение порядка размещения заказов на изготовление бланков строгой отчетности, их изготовления и использования".
Пример 2
В отношении работника юридического лица был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.18 КоАП ("Нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет").
Поскольку такое лицо впервые совершило административное правонарушение, а также совершенное им правонарушение было признано органом, рассматривающим дело об административном правонарушении (налоговый орган), незначительным, физическое лицо (продавец) будет привлечено к ответственности в виде предупреждения.
КоАП приведен в соответствие с действующими законодательными документами
Принятие ряда положений Закона № 64-З вызвано необходимостью согласования норм КоАП с актами Президента, иными актами законодательства. В частности, Закон № 64-З исключил из КоАП:
– ст. 12.9 "Нарушение порядка осуществления торговой посреднической деятельности".
Это вызвано признанием утратившим силу Указа Президента РБ от 07.03.2000 № 117 "О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров" (далее – Указ № 117).
Справочно: ст. 12.9 КоАП была предусмотрена административная ответственность:
– за нарушение продавцом (поставщиком) и (или) покупателем установленного порядка оформления договора на осуществление торговой посреднической деятельности в виде штрафа, налагаемого на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя; далее – ИП) в размере до 10 % суммы договора (п. 2);
– нарушение установленного законодательством порядка продажи (поставки) и мены товаров производителем, а также нарушение установленного порядка поставки сырья и материалов, страной происхождения которых является Республика Беларусь, для переработки на давальческих условиях в виде штрафа в размере до 30 базовых величин (БВ), а на юридическое лицо (ИП) – до 100 % от стоимости товаров (сырья, материалов) (п. 3):
– несоблюдение требований законодательства к ценообразованию при реализации на территории Республики Беларусь товаров (сырья, материалов), приобретенных для собственного производства и (или) потребления, поставки на переработку и не использованных для этих целей, а равно приобретенных для вывоза из Республики Беларусь, в виде штрафа в размере до 30 БВ, а на юридическое лицо (ИП) – в 2-кратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (сырья, материалов), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (сырья, материалов) по ценам, установленным в соответствии с законодательством (п. 4);
– непоставку товаров в соответствии с установленными Советом Министров квотами при выполнении покупателем условий договоров купли-продажи в виде штрафа в размере до 30 БВ, а на юридическое лицо (ИП) – до 50 % от стоимости непоставленных товаров (п. 6);
– иные нарушения порядка осуществления торговой посреднической деятельности в виде штрафа в размере до 20 БВ (п. 7);
Необходимость в данной статье отпала, поскольку Указ Президента РБ от 01.12.2011 № 563 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 24 марта 2005 г. № 148" отменил требование по ведению индивидуальными предпринимателями – плательщиками единого налога книги учета движения товаров;
– ст. 11.62 "Нарушение порядка перевода денежных средств физическому лицу".
Данная статья исключена, поскольку Указ Президента РБ от 17.06.2011 № 254 "О внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 71" отменил требование, согласно которому банк имел право переводить со счета юридического лица или индивидуального предпринимателя денежные средства в пользу физического лица только после представления ему справки налогового органа, подтверждающей право на осуществление банковского перевода.
Пример 3
При проверке организации был выявлен факт нарушения нормы подп. 1.8 п. 1 Указа № 117, ответственность за которую установлена ч. 4 ст. 12.9 КоАП.
В соответствии с Указом Президента РБ от 11.08.2011 № 358 "О стимулировании реализации товаров" (далее – Указ № 358) Указ № 117 признан утратившим силу. Именно данный факт является основанием для неприменения мер ответственности к субъектам, ранее допустившим правонарушения, предусмотренные Указом № 117.
Так, по общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 1.5 КоАП, противоправность деяния и административная ответственность определяются актом законодательства, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения деяния признается время осуществления противоправного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Вместе с тем действует норма ч. 2 ст. 1.5 КоАП. Она предусматривает, что акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность или иным образом улучшающий положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. Иными словами, со дня вступления в силу акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается административным правонарушением.
С учетом данных правил на сегодняшний день лица, ранее допустившие нарушение положений подп. 1.8 п. 1 Указа № 117, не могут быть привлечены к ответственности за ранее допущенное нарушение независимо от времени его совершения.
Пример 4
Оганизация привлечена к ответственности по ст. 12.9 КоАП (см. пример 3). Однако на дату вступления в силу Закона № 64-З штраф как мера взыскания организацией не уплачен (нет денежных средств на счете, отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание).
В таком случае орган, вынесший такое постановление (налоговый орган), должен прекратить его исполнение (ст. 13.4 ПИКоАП).
При добровольном исполнении налогового обязательства предусмотрены соответствующие правила снижения размера штрафа
Примечание к гл. 13 КоАП дополнено нормативными предписаниями, устанавливающими понятия "плательщик" и "налоговая декларация (расчет)", с учетом которых плательщики подлежат привлечению к административной ответственности не только за неуплату налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в республиканский или местные бюджеты, учет которых осуществляется налоговыми органами, но и за нарушение срока представления налоговой декларации (расчета) по таким платежам.
В частности, к таким платежам отнесены арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, часть прибыли государственных унитарных предприятий, контроль за уплатой которых возложен на налоговые органы в соответствии с указами Президента РБ:
– от 01.03.2010 № 101 "О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности";
– от 28.12.2005 № 637 "О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития".
Отметим также, что примечания к ст. 13.6 и 13.7 КоАП дополнены ч. 4, предусматривающей соответствующие правила снижения размера штрафа при добровольном исполнении налогового обязательства.
С 28 августа 2013 г. минимальные и максимальные размеры административных взысканий, предусмотренных ч. 2–5 и 7 ст. 13.6 и ч. 1, 3 и 4 ст. 13.7 КоАП, в случае добровольного перечисления части ранее не перечисленной суммы налога, сбора (пошлины) уменьшаются по правилам, установленным ст. 7.9 "Наложение административного взыскания при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность" КоАП, пропорционально перечисленной сумме налога, сбора (пошлины).
Пример 5
По результатам камеральной проверки организации выявлена неполная уплата налога в размере 12 млн. руб., совершенная должностным лицом. Организация частично исполнила налоговое обязательство в размере 3 млн. руб. (25 % от суммы неуплаченного налога).
Согласно ч. 2 ст. 13.6 КоАП такое правонарушение наказывается штрафом в размере от 2 до 8 базовых величин (далее – БВ).
По правилам ч. 4 примечания к ст. 13.6 КоАП минимальный и максимальный размеры штрафов подлежат уменьшению в 2 раза пропорционально перечисленной сумме налога. То есть размер штрафа, приходящегося на уплаченную сумму налога, составит от 0,25 БВ (0,5 БВ* / 2) до 1 БВ (2 БВ** / 2).
Следовательно, размер штрафа, приходящегося на неуплаченную сумму налога, составит от 1,75 БВ (1,5*** + 0, 25) до 7 БВ (6**** + 1).
Административные взыскания в виде штрафа налагаются в размере, уменьшенном в 2 раза, либо в пределах, установленных в санкциях статей Особенной части КоАП минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в 2 раза:
1) при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств, указанных в пп. 3 и 5 ч. 1 ст. 7.2 КоАП.
Такими смягчающими обстоятельствами соответственно перечисленным пунктам являются:
– добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;
– совершение административного правонарушения физическим лицом вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
2) при отсутствии отягчающих обстоятельств, предусмотренных пп. 1, 3–9 и 11 ч. 1 ст. 7.3 КоАП.
Такими отягчающими обстоятельствами соответственно перечисленным пунктам являются:
– продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его;
– вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;
– совершение административного правонарушения группой лиц, т.е. хотя бы 2 физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в качестве исполнителей;
– совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
– совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;
– совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна физическому лицу, совершившему административное правонарушение;
– совершение административного правонарушения с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего административное правонарушение, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;
– совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
– совершение административного правонарушения в отношении заведомо малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии (ст. 7.9 КоАП).