Порядок передачи (получения) информации посредством АИС "Взаимодействие" начнет работать не позднее 1 декабря 2012 г.
Налоговым кодексом РБ (далее – НК) установлен запрет на открытие счетов плательщику при наличии в банке решения о приостановлении операций плательщика по счетам.
Однако при осуществлении налогового контроля налоговые органы выявляли случаи, когда плательщики пользовались отсутствием механизма взаимодействия между банками по вопросу наличия (отсутствия) решения о приостановлении операций по их счетам в банках. Это обусловило в 2012 г.:
1) корректировку норм ст. 53 НК.
Так, с 1 января 2012 г. запрет на открытие счетов плательщику распространяется также на случаи, когда у банка имеется информация о приостановлении операций плательщика по счетам, полученная из автоматизированной информационной системы, используемой при взаимодействии регистрирующих органов с уполномоченными органами и организациями, в т.ч. налоговыми и таможенными органами, банками (далее – АИС "Взаимодействие") (часть третья п. 1 ст. 53 НК);
2) установление на уровне подзаконного акта порядка получения банками из АИС "Взаимодействие" информации о приостановлении (отмене приостановления) операций плательщиков по счетам.
В связи с этим комментируемое постановление внесло дополнения и изменения в постановления Правительства:
– от 02.02.2009 № 141 "О вопросах взаимодействия регистрирующих органов с республиканскими органами государственного управления и иными органами по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ликвидации юридических лиц (прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей) с использованием автоматизированной информационной системы "Взаимодействие";
– от 27.12.2007 № 1829 "О некоторых вопросах взаимодействия регистрирующих органов с республиканскими органами государственного управления и иными организациями по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и другим вопросам".
Электронный реестр будет вести МНС
Поскольку в Республике Беларусь в настоящий момент отсутствует единый информационный ресурс, содержащий данные о плательщиках, в отношении которых приняты решения о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам, предполагается создание такого ресурса (электронного реестра), ведение которого будет возложено на МНС.
В электронном реестре будет аккумулироваться следующая информация:
– учетный номер плательщика (УНП);
– наименование юридического лица, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, в отношении которых приняты решения о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам;
– дата приостановления (отмены приостановления) операций по счетам юридического лица, индивидуального предпринимателя;
– наименование органа, принявшего решение о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам юридического лица, индивидуального предпринимателя;
– дата и время помещения в электронный реестр информации о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, в отношении которых приняты указанные решения.
Эту информацию в электронный реестр будут представлять налоговые и таможенные органы*. Поскольку указанные органы заинтересованы в повышении эффективности налогового контроля, следует полагать, что такая информация будет представляться ими в электронный реестр незамедлительно после вынесения соответствующего решения**.
___________________________
* Органы Комитета госконтроля, также обладающие правом приостановления операций по текущим (расчетным) и иным банковским счетам, не направляют информацию в электронный реестр о принятых ими решениях о приостановлении операций по текущим (расчетным) и иным банковским счетам.
** Порядок получения налоговыми органами от таможенных органов информации о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, в отношении которых таможенными органами приняты решения о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам, будет утвержден МНС совместно с ГТК (локальный нормативный правовой акт).
До открытия юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю текущего (расчетного) счета уполномоченный работник банка в тот же банковский день обязан сформировать и направить электронный запрос банка в АИС "Взаимодействие". В запросе банк отражает информацию об этом юридическом лице, индивидуальном предпринимателе (учетный номер плательщика, наименование юридического лица, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя). В тот же банковский день электронный запрос банка обрабатывается в АИС "Взаимодействие" с учетом информации, содержащейся в электронном реестре.
Электронное сообщение из АИС "Взаимодействие" содержит в отношении запрашиваемого юридического лица (индивидуального предпринимателя) следующую информацию:
– УНП;
– наименование юридического лица, фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя;
– дату приостановления (отмены приостановления) операций по счетам юридического лица (индивидуального предпринимателя);
– наименование органа, принявшего решение о приостановлении (об отмене приостановления) данных операций, либо информацию об отсутствии в электронном реестре сведений о таком юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, в т.ч. в связи с ошибкой банка при заполнении реквизитов электронного запроса банка;
– дату и время получения из электронного реестра информации в отношении запрашиваемого юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Таким образом:
1) до открытия юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) текущего (расчетного) счета уполномоченный работник банка обязан проверить информацию о наличии (отсутствии) в банке решения о приостановлении операций плательщика по счетам, а также сформировать и направить электронный запрос банка в АИС "Взаимодействие".
Только при наличии информации об отсутствии в этом и других банках решений о приостановлении операций плательщика по счетам открытие счета, за которым обратилась организация (индивидуальный предприниматель), будет правомерным;
2) в течение 1 рабочего дня с даты открытия текущего (расчетного) и других счетов созданными (реорганизованными) коммерческими и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями банки, небанковские кредитно-финансовые организации обязаны направить сообщение об их открытии:
– соответствующему налоговому органу;
– соответствующему органу Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты (подп. 2.4 п. 2 Декрета Президента РБ от 16.01.2009 № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования").
Исключением являются счета, перечень которых определен Указом Президента РБ от 24.08.2006 № 515 "Об утверждении перечня счетов, открытие (закрытие) которых осуществляется без справок органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты"*.
__________________________
* Указ Президента РБ от 24.08.2006 № 515 утрачивает силу в связи с изданием Указа Президента РБ от 25.04.2012 № 204, вступающего в силу через 3 месяца после официального опубликования.
За нарушение порядка открытия счета предусмотрена административная ответственность
Плательщик за нарушение порядка открытия счета несет ответственность, установленную ст. 13.9 Кодекса РБ об административных правонарушениях (штраф в размере до 50 базовых величин, а на юридическое лицо – от 50 до 200 базовых величин). Исходя из диспозиции указанной статьи ответственности подлежат банк, небанковская кредитно-финансовая организация или должностное лицо юридического лица при открытии счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка и (или) небанковской кредитно-финансовой организации решения органа Комитета госконтроля, налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам этих лиц. Иными словами, при открытии счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка и (или) небанковской кредитно-финансовой организации информации о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по счетам, полученной из АИС "Взаимодействие", организация или индивидуальный предприниматель не могут быть привлечены к ответственности.
Информация о банковских счетах является налоговой тайной
Сведения, полученные налоговыми органами о плательщиках (за исключением перечисленных в подп. 1.1–1.8 п. 1 ст. 79 НК), составляют налоговую тайну. В связи с этим передача и хранение электронного запроса банка, а также электронного сообщения из АИС "Взаимодействие" должны осуществляться в зашифрованном виде.
Поскольку реализация установленного порядка передачи (получения) информации посредством АИС "Взаимодействие" требует проведения определенных мероприятий республиканскими органами государственного управления, а также банками, фактически этот порядок будет применим не ранее 1 декабря 2012 г. К таким мероприятиям, в частности, относят обеспечение дополнительными рабочими местами, оборудованием с доступом к АИС "Взаимодействие" через IP-VPN каналы; доработку АИС "Взаимодействие"; утверждение порядка получения налоговыми органами от таможенных органов информации о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, в отношении которых таможенными органами приняты решения о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам; формирование и ведение электронного реестра.
Справочно: сведения о счетах и вкладах (депозитах), в т.ч. о наличии счета в банке (небанковской кредитно-финансовой организации), его владельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах (депозитах), а равно сведения о конкретных сделках, об операциях без открытия счета, операциях по счетам и вкладам (депозитам), а также об имуществе, находящемся на хранении в банке, являются банковской тайной и не подлежат разглашению.
Нацбанк и банки гарантируют соблюдение банковской тайны своих клиентов и банков-корреспондентов. Работники Нацбанка и банков обязаны хранить банковскую тайну, за исключением случаев, предусмотренных Банковским кодексом РБ (далее – БК) и иными законодательными актами республики.
Сведения, составляющие банковскую тайну юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представляются банком им самим, их представителям при наличии у них соответствующих полномочий, аудиторским организациям (аудиторам – индивидуальным предпринимателям), которые проводят их аудит, а также в случаях, предусмотренных законодательными актами РБ:
– судам – по находящимся в их производстве уголовным и гражданским делам, делам, отнесенным к подведомственности хозяйственного суда, и делам об административных правонарушениях, а также по исполнительным документам;
– прокурору или его заместителю, а также с санкции прокурора или его заместителя органам дознания и предварительного следствия – по находящимся в их производстве материалам и уголовным делам;
– органам Комитета госконтроля;
– органам государственной безопасности;
– налоговым и таможенным органам;
– нотариусам для совершения нотариальных действий;
– Нацбанку (ст. 121 БК).
Сведения, составляющие банковскую тайну физических или юридических лиц, представляются банком в иных случаях лицам, не указанным в ст. 121 БК, если это предусмотрено законодательными актами РБ.
Сведения, составляющие банковскую тайну, банк представляет на основании письменного запроса уполномоченного должностного лица государственного органа. Ответственность за разглашение банковской тайны предусмотрена ст. 255 Уголовного кодекса РБ.