В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиками (иными обязанными лицами) налоговых обязательств, неуплаты (неполной уплаты) пеней налоговые органы обязаны:
– применять способы обеспечения исполнения налоговых обязательств, уплаты пеней;
– обеспечивать взыскание неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, сборов (пошлин), пеней (ст. 82 Налогового кодекса РБ; далее – НК).
Одним из способов такого обеспечения является приостановление операций по счетам в банках. Применение данного способа регулируют ст. 53 НК, а также Указ Президента РБ от 15.05.2008 № 267 "О некоторых вопросах осуществления расходных операций и внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359" (далее – Указ № 267).
Суть данной меры состоит в том, что на основании решения налогового органа банк прекращает все расходные операции по счету, за исключением операций, которые определены в подп. 1.1–1.3 п. 1 Указа № 267 и части второй п. 1 ст. 53 НК.
От редакции:
Исключение касается:
– операций, связанных с осуществлением платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды и государственные внебюджетные фонды, Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты, по обязательствам лица, операции по счетам которого приостановлены (подп. 1.1 п. 1 Указа № 267, абз. 3 п. 1 ст. 53 НК);
– операций, связанных с исполнением банком решений налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов лица, операции по счетам которого приостановлены, при отсутствии в банке решения о приостановлении операций по счетам, принятого органом КГК, и постановлений (определений) о наложении ареста (подп. 1.2 п. 1 Указа № 267, абз. 4 п. 1 ст. 53 НК);
– иных операций, не предусмотренных выше (включая операции, названные в подп. 1.2 п. 1 Указа № 267, при наличии в банке решения о приостановлении операций по счетам, принятого органом КГК, и (или) постановления (определения) о наложении ареста, а также операции, осуществляемые на основании неисполненных платежных инструкций, находящихся в банке) (подп. 1.3 п. 1 Указа № 267).
Операции, указанные в подп. 1.3 п. 1 Указа № 267, могут осуществляться только при наличии разрешений всех органов (должностных лиц), принявших решение о приостановлении операций по счетам, и органов (должностных лиц), принявших постановление (определение) о наложении ареста;
– операций, осуществляемых за счет денежных средств плательщика, учитываемых на корреспондентских счетах, благотворительных счетах, открытых для внесения (поступления) иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте, специальных счетах, открытых в соответствии с законодательными актами (абз. 5 п. 1 ст. 53 НК);
– иных операций в случаях, установленных законодательными актами (абз. 6 п. 1 ст. 53 НК).
Неисполнение банком решения о приостановлении операций плательщика по счету в банке влечет административную ответственность
Приостановление операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций до исполнения налогового обязательства, уплаты пеней в полном объеме либо до отмены решения о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке.
Налоговый орган обязан отменить приостановление операций по счетам не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем представления в налоговый орган документов, подтверждающих устранение плательщиком (иным обязанным лицом) нарушений, послуживших основанием для приостановления операций по его счетам в банке.
Невыполнение либо ненадлежащее выполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам плательщика (иного обязанного лица) являются основаниями для привлечения этого банка и (или) его должностных лиц к ответственности, установленной ст. 13.9 и 13.11 КоАП.
Так, открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам организации или индивидуального предпринимателя влечет наложение штрафа на должностное лицо банка в размере до 50 БВ, а на сам банк – от 50 до 200 БВ.
Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента, иного обязанного лица их поручений на перечисление средств другому лицу, не связанных с исполнением обязанности по уплате налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени, при сумме платежа не более 0,4 БВ влечет наложение штрафа на банк в размере 5 БВ (должностное лицо банка в таком случае к ответственности не привлекается). В случае такого же нарушения, но при сумме платежа более 0,4 БВ на должностное лицо банка налагается штраф в размере от 20 до 50 БВ, а на банк – в размере 20 % от суммы, перечисленной в соответствии с поручением плательщика, налогового агента, иного обязанного лица, но не более суммы неисполненного обязательства по уплате налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени и не менее 10 БВ.
При обжаловании решения налогового органа учтите особенности, существующие в процедуре обжалования
Руководитель налогового органа имеет право приостанавливать операции по счетам плательщиков на основе вынесенного решения о доначислении недоимок и пеней. При этом решение о доначислении налоговых платежей может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе в течение 30 дней.
В понятие "восстановление нарушенных прав", по мнению автора, следует включать полный комплекс мер, гарантированных государством, – как приведение сторон в первоначальное состояние до момента возникновения нарушения прав плательщика, так и возмещение ущерба (убытков). Плательщики имеют право на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством (подп. 1.11 п. 1 ст. 21 НК). Налоговые органы, в свою очередь, несут ответственность за убытки, причиненные плательщикам (иным обязанным лицам) вследствие своих незаконных решений, неправомерных действий (бездействия), а равно незаконных решений, неправомерных действий (бездействия) своих должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей (п. 1 ст. 84 НК). К решениям относятся акты налоговых органов, их должностных и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающие правовые последствия для конкретных граждан и организаций. К действиям налоговых органов, их должностных лиц относится властное волеизъявление названных органов и лиц, не облеченное в форму решения, но повлекшее нарушение прав и свобод граждан и организаций или создавшее препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в письменной или устной форме требования должностного лица при осуществлении им распорядительных, контрольных функций либо отказ в принятии административного решения. Под бездействием понимается неисполнение налоговым органом, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится непринятие решения об окончании приостановления операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке. Из этого следует, что решение о приостановлении операций по счетам плательщика в банке отвечает всем признакам решения, которое может быть предметом обжалования, а нарушение налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам плательщика в банке (не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения налоговым органом документов, подтверждающих устранение плательщиком нарушений, послуживших основанием для приостановления операций по его счетам в банке (п. 6 ст. 53 НК)) или срока доведения до руководителя (представителя) банка решения об отмене приостановления операций по счетам плательщика в банке (не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения (часть первая п. 5 ст. 53 НК)) – предметом обжалования действий (бездействия) должностного лица налогового органа.
Причиненные убытки возмещаются в порядке, предусмотренном законодательством. Напомним, что институты, понятия и термины гражданского и других отраслей права, используемые в НК, применяются в тех значениях, в каких они используются в этих отраслях права, если иное не установлено НК (п. 2 ст. 1 НК). Поскольку понятие "убытки" не определено налоговым законодательством, в силу названной нормы НК подлежит применению определение данного термина, приведенное в п. 2 ст. 14 Гражданского кодекса РБ* (далее – ГК). Кроме того, учитывая, что убытки являются видом гражданско-правовой ответственности, отношения, связанные с возмещением убытков, подлежат регулированию:
– нормами ГК (в частности, ст. 15, 938 ГК);
– Положением № 2415-XII.
Субъект хозяйственной деятельности, считающий затрагивающий его интересы акт органа государственной власти или управления либо указания должностного лица соответствующего органа незаконным, обращается в этот орган с требованиями отменить данный акт (указание должностного лица) полностью либо частично, а в случаях, если нанесен ущерб, – и о возмещении ущерба (п. 6 Положения № 2415-XII).
Орган государственной власти или управления должен рассмотреть данные требования в 10-дневный срок с момента их получения и удовлетворить их или дать мотивированный отказ. При отказе в удовлетворении требований либо нарушении установленного для ответа срока субъект хозяйственной деятельности вправе обратиться в соответствующим иском в хозяйственный суд.
Следует также иметь в виду, что в постановлении Пленума ВХС РБ от 19.05.2005 № 21 "О некоторых вопросах, связанных с применением Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь" указывается, в частности, что иски о возмещении вреда рассматриваются после того, как соответствующие решения налоговых органов будут признаны хозяйственным судом недействительными.
То есть организация вначале должна подать в суд иск о признании недействительным решения налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке, а после его удовлетворения – иск о возмещении вреда.
Защита прав плательщиками, в частности возмещение причиненных убытков в судебном порядке, осуществляется в соответствии с правилами, установленными процессуальным законодательством. К установленным правилам относится срок исковой давности. Право субъектов хозяйственной деятельности на возмещение ущерба, нанесенного им незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, подлежит защите в течение 1 года с момента возникновения права на иск (п. 10 Положения № 2415-XII). При этом ущерб может быть возмещен не более чем за 1 год, предшествующий подаче заявления в хозяйственный суд.