ЗАЯВИТЕЛЬ МОЖЕТ ПОДАТЬ ЖАЛОБУ В ТЕЧЕНИЕ 3 ЛЕТ СО ДНЯ, КОГДА УЗНАЛ О НАРУШЕНИИ СВОИХ ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ
Право на обжалование ответов на обращения (решений об оставлении обращения без рассмотрения по существу) может быть реализовано путем подачи жалобы первоначально в вышестоящую организацию (административный порядок обжалования), а после этого – в суд.
Административный порядок обжалования имеет как достоинства, так и недостатки.
К его преимуществам можно отнести:
– доступность;
– отсутствие необходимости внесения платы при подаче жалобы (в отличие от подачи жалобы в суд, которая облагается государственной пошлиной) и простота процедуры;
– возможность рассмотрения жалоб специалистами в конкретной сфере;
– оперативность рассмотрения (жалоба, поданная в административном порядке, является не чем иным, как обращением, и подлежит рассмотрению в те же сроки, что и обращение – по общему правилу в течение 15 дней).
К недостатку административного порядка обжалования можно отнести наличие ведомственной заинтересованности при рассмотрении жалобы.
Без соблюдения обязательного досудебного порядка обжалования непосредственно в суд может быть подана жалоба, если обжалуется ответ на обращение (решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу):
– организации, не имеющей вышестоящей организации;
– индивидуального предпринимателя.
Законом РБ от 18.07.2011 № 300-З "Об обращениях граждан и юридических лиц" (далее – Закон) установлены ограничения заявителей в праве на подачу жалобы: жалоба может быть подана в течение 3 лет со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении их прав, свобод и (или) законных интересов.
Исходя из буквального толкования данной нормы течение срока начинается со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, свобод и (или) законных интересов. Порядок исчисления срока, по истечении которого жалоба не может быть подана, Законом не определен. Поскольку Закон на этот счет никаких правил не содержит, в качестве отправного пункта можно применить те нормы законодательства, которые регулируют сходные отношения (аналогия закона), а именно правила и порядок исчисления сроков, предусмотренные ст. 193–195 Гражданского кодекса РБ. По нормам указанного кодекса срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считают ближайший, следующий за ним рабочий день. Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 ч последнего дня срока.
Пример
Заявитель 2 сентября 2009 г.* узнал о нарушении его прав, свобод и (или) законных интересов. Течение срока на подачу жалобы начинается 2 сентября 2009 г.
_________________________
* Это может быть, например, дата получения письменного ответа на обращение, дата объявления ответа в ходе личного приема.
Срок подачи жалобы истекает в 24.00 1 сентября 2012 г. Однако 1 сентября 2012 г. нерабочий день (суббота), поэтому последним днем срока считается 3 сентября 2012 г. (понедельник – ближайший рабочий день, следующий за нерабочим днем).
Трехлетний срок, установленный для подачи жалобы, восстанавливается по решению руководителя организации или индивидуального предпринимателя в случае его пропуска по уважительной причине, подтвержденной документально.
ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОБРАЩЕНИЙ
Рассмотрению полежат только те анонимные обращения, которые содержат сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении
Специфика рассмотрения анонимных сообщений, т.е. сообщений, в которых не указаны фамилия, собственное имя, отчество либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы) либо наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения, закреплена ст. 23 Закона. Письменные обращения, отвечающие указанным требованиям, считаются анонимными и рассмотрению не подлежат.
Тем не менее есть исключение из общего правила. Оно касается анонимных сообщений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении. Анонимные заявления не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела (п. 5 ст. 168 Уголовного кодекса РБ), однако подлежат обязательной проверке для установления наличия или отсутствия признаков преступления. Правила об обязательной регистрации анонимных заявлений и сообщений о преступлениях и их последующей проверке установлены для анонимных обращений, поступивших:
– в органы внутренних дел (постановление МВД РБ от 10.03.2010 № 55 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации, рассмотрения и учета органами внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и информации о происшествиях");
– в органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям (постановление МЧС РБ от 27.01.2003 № 3 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации, учета и разрешения в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям информации о пожарах и преступлениях, связанных с ними");
– в органы пограничной службы Республики Беларусь (постановление Госпогранкомитета РБ от 26.04.2010 № 10 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации, учета и рассмотрения в органах пограничной службы Республики Беларусь заявлений или сообщений о преступлениях");
– в Вооруженные Силы Республики Беларусь (постановление Минобороны РБ от 20.01.2009 № 5 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации, учета и рассмотрения в Вооруженных Силах Республики Беларусь заявлений или сообщений о преступлениях и внесении изменений в постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 3 декабря 2007 г. № 84").
Важно! Если анонимное обращение будет содержать информацию о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении или лицах, подготавливающих, покушающихся или уже совершивших преступление, тообращение подлежит направлению правоохранительным органам для проверки.
Кроме того, анонимные обращения могут быть использованы как источники информации, подвергаемые анализу. При таком подходе потенциально важная информация, приведенная в анонимных обращениях, может быть направлена на совершенствование деятельности организации.
Повторные обращения будут рассмотрены при наличии новых обстоятельств либо изменении законодательства по рассматриваемому вопросу
К повторным обращениям относят те из них, которые адресуются в одну и ту же организацию, от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу 2 и более раза.
При рассмотрении обращения на предмет выявления в нем признаков повторности тщательному анализу подлежат все поставленные в нем вопросы:
– если выявляются новые обстоятельства, связанные с его рассмотрением, либо изменилось правовое регулирование правоотношений, являющихся предметом обращения, такое обращение подлежит рассмотрению;
– если повторное заявление не отличается от ранее поступившего, то его оставляют без рассмотрения по существу, но организация должна письменно проинформировать заявителя, что повторное обращение необоснованно и переписка с ним по этому вопросу прекращается.
Если заявитель вновь направляет повторное обращение при получении ответа о прекращении с ним переписки, то такое обращение оставляется без рассмотрения по существу, однако заявителю об этом уже не сообщается.
Законом установлен дополнительный признак понятия "коллективное обращение"
Коллективное обращение – это обращение, соответствующее следующим признакам:
1) от 2 и более заявителей;
2) по одному и тому же вопросу (нескольким вопросам).
Важно! Коллективные обращения 30 и более заявителей в организации по вопросам, входящим в их компетенцию, подлежат рассмотрению с выездом на место, если иное не вытекает из этих обращений (ст. 22 Закона). Данная норма введена в соответствии с Директивой Президента РБ от 27.12.2006 № 2 "О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата".
Закон не разграничивает порядок направления ответа на коллективные обращения и порядок ответа на индивидуальные жалобы, предложения, заявления. Такой порядок не установлен и в подзаконных актах, регулирующих вопросы ведения делопроизводства по обращениям. Вместе с тем коллективные обращения обладают очевидной спецификой, и целесообразно бы было определить, должен даваться ответ каждому из подписавшихся под обращением, определенной группе заявителей или иному лицу.
На практике ответ на коллективное обращение направляют лицу, указанному в обращении в качестве получателя ответа или представителя от коллектива граждан, подписавших обращение. Если получатель ответа в коллективном обращении не определен, ответ направляют одному из граждан, подписавших обращение, первому в списке обратившихся.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ПОДАЧЕ И РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЙ
Должностные лица, нарушившие законодательство об обращениях граждан, могут быть привлечены к административной и (или) дисциплинарной ответственности
Ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений возлагается на организации, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и их работников (ст. 26 Закона).
1. Административная ответственность.
Действующая редакция ст. 9.13 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусматривает ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц в виде штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.
Административной ответственности подлежит должностное лицо государственного органа, иной организации. При рассмотрении данного состава административного правонарушения в первую очередь учитывают обязанности должностных лиц организации, установленные ст. 9 Закона. С учетом требований КоАП юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП (ст. 4.8).
Важно! При отсутствии такого указания в санкции либо диспозиции статьи Особенной части КоАП указанные лица не подлежат ответственности по ст. 9.13 КоАП.
Составлять протокол об административном правонарушении по ст. 9.13 КоАП уполномочены:
– должностные лица сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах (п. 2 ч. 1 ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП));
– должностные лица органов КГК РБ (п. 16 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП);
– прокурор (п. 7 ч. 2 ст. 3.30 ПИКоАП).
Рассматривают данные правонарушения:
– судьи районного (городского) суда (ст. 3.2 ПИКоАП);
– органы КГК РБ – в том случае, если протоколы о совершении правонарушения составлены должностными лицами указанных органов (ст. 3.7 ПИКоАП).
Важно! Статья 9.24 КоАП предусматривает также ответственность за нарушение законодательства о книге замечаний и предложений. В настоящее время законодательство о книге замечаний и предложений включает в себя нормы Декрета Президента РБ от 14.01.2005 № 2 "О совершенствовании работы с населением", постановления Совета Министров РБ от 16.03.2005 № 285 "О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 14 января 2005 г. № 2 "О совершенствовании работы с населением", нарушение которых влечет ответственность по указанной статье КоАП.
Нормы названного Декрета нашли свое отражение в ст. 24 Закона (начнет действовать 22 января 2012 г.). Это, по-видимому, повлечет необходимость корректировки норм КоАП на предмет их согласования.
2. Дисциплинарная ответственность.
Меры дисциплинарной ответственности определены п. 11 Указа Президента РБ от 15.10.2007 № 498 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц".
Так, должностные лица, допустившие нарушение порядка рассмотрения обращений, привлекаются к дисциплинарной ответственности, а при выявлении в течение года повторного нарушения этими должностными лицами порядка рассмотрения обращений – к более строгой мере дисциплинарного взыскания вплоть до освобождения от занимаемой должности.
Важно! Руководитель организации за нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц также подлежит дисциплинарной ответственности.
Указанные меры воздействия применяются вышестоящим органом в отношении должностных лиц организаций, подчиненных или входящих в его состав (систему), на основании представления о привлечении к дисциплинарной ответственности, а в отношении руководителя такой организации – непосредственно вышестоящим органом.
Кроме того, вышестоящий орган должен сообщить о таких нарушениях органам, ведущим административный процесс, для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Закон предусмотрел норму об ответственности заявителя
Подача заявителями обращений, содержащих клевету или оскорбления, либо совершение ими при подаче и рассмотрении обращений иных противоправных деяний влекут ответственность в соответствии с законодательными актами (ст. 27 Закона). Меры ответственности предусмотрены в Уголовном кодексе РБ (ст. 188 "Клевета" и 189 "Оскорбление") и КоАП (ст. 9.2 "Клевета" и 9.3 "Оскорбление").
Важно! Деяния, предусмотренные ст. 9.2 и 9.3 КоАП, влекут ответственность лишь по требованию потерпевшего, т.е. у лица, в отношении которого они допущены, надо выяснить, требует ли он привлечения заявителя к ответственности.
ПРИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ПРАВОМ НА ОБРАЩЕНИЕ ЗАКОН ПРЕДУСМОТРЕЛ ИНЫЕ СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Осуществление заявителями их права на обращение не должно нарушать права, свободы и (или) законные интересы других лиц (п. 3 ст. 3 Закона). Указанная норма отражает конституционное требование о равенстве всех перед законом и праве каждого без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов, в т.ч. прав и законных интересов государственных органов, иных организаций, прав, свобод индивидуальных предпринимателей, рассматривающих обращения. Поскольку указанное требование зачастую не исполняется, законодатель установил способы противодействия злоупотреблению правом на обращение. К ним можно отнести:
– прекращение переписки по повторному обращению (ст. 15, 21 Закона);
– оставление анонимных обращений без рассмотрения (ст. 23 Закона);
– взыскание с заявителей в судебном порядке расходов, понесенных в связи с рассмотрением систематически направляемых необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения (п. 2 ст. 19 Закона).