Деятельность в области строительства и промышленности строительных материалов в 2010 г.: база для расчета – себестоимость выполненных, а не реализованных работ
Организации, осуществляющие деятельность в области строительства и промышленности строительных материалов, в 2010 г. должны были производить отчисления от себестоимости выполненных работ, оказанных услуг, произведенной продукции, а не от себестоимости реализованных работ, услуг, продукции (п. 1 постановления Минстройархитектуры РБ от 28.12.2009 № 30 (с изменениями и дополнениями от 08.02.2010 № 4) (далее – постановление № 30)).
Дополнительно в начале 2010 г. Минстройархитектуры разъяснило, что отчисления в инновационный фонд Минстройархитектуры следовало производить ежемесячно от себестоимости выполненных работ, оказанных услуг, произведенной продукции, товаров за отчетный месяц (письмо Минстройархитектуры РБ от 18.02.2010 № 11-2-23/1065 "Об отчислениях в инновационный фонд Минстройархитектуры").
Таким образом, при осуществлении деятельности в области строительства и промышленности строительных материалов при расчете отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры не имело значения, какой метод определения выручки установлен в организации, т.е. в 2010 г. необходимо было определить (сформировать) себестоимость работ того месяца, в котором их осуществляли, и от данной себестоимости произвести расчет отчислений.
В 2010 г. метод учета выручки влиял на расчет отчислений организациями, находящимися в ведении Минстройархитектуры и осуществлявшими иную деятельность
В 2010 г. только для организаций, находящихся в подчинении Минстройархитектуры и осуществляющих иную деятельность, при расчете отчислений имел значение установленный метод определения выручки.
Организации, находящиеся в подчинении Минстройархитектуры, и хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых переданы в управление Минстройархитектуры, при осуществлении ими иных видов деятельности (за исключением деятельности в области строительства и промышленности строительных материалов) производят отчисления в инновационный фонд Минстройархитектуры в размере 0,25 % от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг) пропорционально доле республиканской собственности (п. 2 постановления № 30).
Порядок расчета отчислений в инновационный фонд для этих организаций такой: база для расчета – себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) и (или) сумма издержек обращения реализованных в предыдущем месяце товаров, уменьшенная на сумму отчислений, исчисленных в инновационные фонды за предыдущий месяц (пп. 3.1 и 6 Положения о порядке формирования и использования средств инновационных фондов, утвержденного Указом Президента РБ от 07.12.2009 № 596).
Таким образом, база для расчета отчислений в инновационный фонд, например, за июнь 2010 г. должна быть следующей: себестоимость реализованной продукции за май 2010 г. (по данным бухгалтерского учета – сумма, отраженная по дебету счета 90-2 "Себестоимость реализации"), уменьшенная на сумму отчислений в инновационный фонд, начисленную в мае 2010 г.
В 2010 г. необходимо было учитывать сумму отчислений, включенную в акт приемки выполненных работ, в 2011 г. – нет
Отчисления в инновационный фонд Минстройархитектуры при выполнении строительных, монтажных, специальных строительных работ производят от себестоимости этих работ, но не более суммы отчислений, включенных в установленном порядке в стоимость таких работ, выполняемых в соответствии с договором (п. 1 постановления № 30).
Это означает, что сумму отчислений в инновационный фонд, рассчитанную на основе фактической себестоимости, следует сравнивать с суммой отчислений, включенной в акт приемки выполненных работ. Перечислению подлежит наименьшая сумма. Сумму, подлежащую перечислению, в бухгалтерском учете отражают в составе себестоимости выполненных работ и включают в затраты, учитываемые при обложении налогом на прибыль.
Важно! Вышеперечисленный порядок применяют только при выполнении строительных работ. По деятельности в области строительных материалов отчисления производят от фактической себестоимости произведенной продукции за отчетный месяц. По иной деятельность в области строительства (пусконаладочные, проектные работы, предоставление в аренду строительных машин и механизмов и др.) отчисления также производят от фактической себестоимости, отраженной в бухгалтерском учете.
В 2011 г. для плательщиков отчислений сравнивать суммы по результатам расчетов по данным бухгалтерского учета с данными актов выполненных работ не нужно. В действующем в 2011 г. законодательстве нет такой обязанности.
Обратите внимание на дату подписания акта выполненных работ в январе 2011 г. по работам, фактически проведенным в декабре 2010 г.
Днем выполнения строительных работ признают последний день месяца выполнения работ. При неподписании заказчиком актов выполненных работ за отчетный месяц до 10-го числа (включительно) месяца, следующего за отчетным, днем выполнения строительных работ признают день подписания заказчиком актов выполненных работ (п. 7 ст. 100 Налогового кодекса РБ).
Ситуация 1
Строительная организация частной формы собственности осуществила строительно-монтажные работы в декабре 2010 г., акт выполненных работ подписан 4 января 2011 г.
Эта организация несмотря на то, что в 2011 г. не является плательщиком отчислений, должна была произвести расчет, начислить (в декабре 2010 г.) и уплатить отчисления в инновационный фонд.
Таким образом, если акты выполненных работ подписаны до 10 января 2011 г., то отчетный месяц – декабрь 2010 г.
Ситуация 2
Строительная организация частной формы собственности осуществила строительно-монтажные работы в декабре 2010 г., акт выполненных работ подписан 13 января 2011 г.
В данной ситуации отчисления в инновационный фонд производить не следовало.
Если акты выполненных работ подписаны после 10 января 2011 г., то отчетный месяц – январь 2011 г.
С 1 января 2011 г. организации частной формы собственности не должны производить отчисления в инновационный фонд Минстройархитектуры.
Важно! Если работы выполнены (или их считают выполненными) в январе 2011 г., то и формирование стоимости строительных работ следует производить по действующим на этот момент нормам законодательства. И в том случае, если строительная организация не должна производить отчисления, включение сумм отчислений в акт выполненных работ неправомерно.
По нормам гражданского законодательства стороны должны согласовывать цену договора с соблюдением норм законодательства (п. 1 ст. 394 Гражданского кодекса РБ). Поскольку сформированная подрядной организацией договорная цена со включенными суммами инновационного фонда не соответствует законодательству, то и расчеты по ней не следует производить. Стоимость строительных работ, акты по которым подписаны после 10 января 2011 г., необходимо пересмотреть.
Более того, строительные работы, финансируемые за счет бюджета и приравненных источников, отнесены к объектам государственного контроля. Неправомерное определение (включение в смету) суммы налогов и неналоговых платежей при проверке расценивают как завышение стоимости строительных и ремонтных работ (п. 7 Инструкции о порядке проведения проверки правильности расходования государственных средств, выделенных на капитальное строительство (реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство) объектов, и производства контрольных обмеров строительных и ремонтных работ, утвержденной постановлением Минфина, Минстройархитектуры и Минэкономики РБ от 30.06.2004 № 99/16/165).
Если в качестве источника финансирования определены не бюджетные средства, то рекомендуем произвести корректировку стоимости выполненных работ на суммы отчислений в инновационный фонд в акте выполненных работ (при рассмотрении ситуации 2). Но при включении в акт данных сумм (отчислений в инновационный фонд) необходимо решать проблему по договоренности сторон: или переоформлять акт выполненных работ за декабрь 2010 г., или корректировать излишнюю сумму отчислений в следующих отчетных периодах, или сумма отчислений должна быть возмещена заказчиком и т.д.