Проект направлен на пресечение выплат (выдач в натуральной форме) доходов физическим лицам без уплаты подоходного налога, обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) (далее – Платежи), обеспечение выполнения плательщиками налоговой обязанности, создание равных условий предпринимательской деятельности.
Основная направленность Проекта – создание условий, стимулирующих граждан к выполнению своей обязанности платить налоги и иные платежи, а налоговых агентов – к выполнению обязанности исчислять их и перечислять в бюджет и ФЗСН.
Положения Проекта в сфере налогообложения и социального страхования сводятся к следующему.
1. Планируется воспроизвести имеющееся в законодательстве правило о взыскании Платежей с утаенных доходов, выплаченных физическим лицам без отражения в бухгалтерском учете, учете доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей.
2. Предусмотрена отмена правила об освобождении отдельных видов доходов от налогообложения и начисления взносов по государственному социальному страхованию, если с этих доходов не были уплачены Платежи.
Пример
Подпункт 1.3 п. 1 ст. 163 Налогового кодекса РБ предусматривает освобождение от уплаты подоходного налога с дохода в виде компенсаций за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику. Если такая компенсация фактически выплачена работнику без документального оформления, то согласно Проекту не уплаченные с нее Платежи подлежат уплате.
4. Устанавливается правило о невключении расходов на выплату утаенных указанным выше способом доходов и исчисленных с них Платежей в состав затрат (расходов) по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также во внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении организациями и индивидуальными предпринимателями.
Процедуры доказывания обмана государства
В Проекте предусмотрена процедура доказывания обмана государства путем неотражения в учете выплаченных (выданных в натуральной форме) доходов, совершенного налоговым агентом совместно с плательщиком физическим лицом.
Согласно Проекту эта процедура предусматривает следующие действия:
– контролирующий орган направляет в Департамент финансовых расследований (ДФР) КГК информацию о факте указанного обмана государства для дачи письменного заключения;
– ДФР КГК проводит проверку и, если эта информация подтвердится, составляет письменное заключение, которое направляет в налоговый орган или орган ФСЗН;
– налоговые органы или органы ФСЗН после получения письменного заключения ДФР КГК проводят свою проверку, по результатам которой принимают решения, предусмотренные Проектом.
Административная ответственность
Пунктом 2 Проекта предусматривается введение административной ответственности за выплату (выдачу в натуральной форме) доходов физическим лицам без отражения в учете: штраф на должностное лицо юридического лица или индивидуального предпринимателя в размере от 50 до 100 базовых величин (БВ), а при повторении в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия – в размере от 100 до 200 БВ.
Если плательщик был организатором выплаты (выдачи в натуральной форме) ему доходов без отражения в учете, то в соответствии с ч. 8 ст. 2.4 Кодекса РБ об административных правонарушениях он подлежит указанной административной ответственности наряду с должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем.
Поощрение неплательщика как средство изобличения недобросовестных налоговых агентов
Проект устанавливает административную ответственность за выплату (выдачу в натуральной форме) доходов физическим лицам без отражения в учете только для должностного лица юридического лица и индивидуального предпринимателя.
Согласно Проекту лицо, не уплатившее Платежи (неплательщик), не подлежит такой ответственности в качестве исполнителя этого административного правонарушения.
Проектом предусмотрена поощрительная норма: плательщик подоходного налога и обязательных страховых платежей в ФСЗН освобождается от их уплаты с выплаченных ему без отражения в учете доходов при обязательном наличии 2 условий:
– у контролирующего органа имеется до-стоверная информация о факте выплаты это-му лицу доходов без отражения в учете, т.е. у него есть соответствующие действительности сведения, полученные не от неплательщика;
– неплательщик дал письменное согласие на дачу по указанному факту свидетельских объяснений.
Такое поощрение неплательщика преследует цель изобличения недобросовестных налоговых агентов, которые обязаны документировать доходы плательщика, исчислять и уплачивать за него указанные платежи.