В розничной торговле…
Отметим, что в соответствии с требованиями законодательства в области ценообразования составление калькуляций, прейскурантов и других документов в области ценообразования в розничной торговле не требуется.
Кроме того, установлено требование, предусматривающее доведение до сведения покупателя необходимой и достоверной информации о товарах и их изготовителях, обеспечивающей возможность правильного выбора товаров, в т.ч. об уровне цен на реализуемый товар (п. 15 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 07.04.2004 № 384).
В связи с этим возникает вопрос: чем можно подтвердить достоверную информацию об уровне цен на товары? Логичным представляется наличие в торговом объекте документа (возможно упрощенной формы), подтверждающего уровень цены на реализуемый товар. Обоснованием в этом случае может служить реестр цен или другой аналогичный документ. Конечно, указанный уровень цены должен быть перенесен на ярлык цен в торговом зале, который будет служить информацией для покупателя.
Таким образом, несмотря на отсутствие требований в законодательстве о ценообразовании, в организациях должен быть в наличии прейскурант цен или аналогичный ему документ.
У производителей…
У производителей также может возникнуть необходимость в наличии документов, содержащих единую информацию о ценах на предлагаемую к реализации продукцию (работы, услуги), которыми могут служить единый реестр или прейскурант цен. Это значительно упростит работу с потребителями при существовании большого ассортимента выпускаемой продукции.
В случае наличия реестра или прейскуранта цен производитель при предоставлении скидок или реализации продукции по ценам, отличным от установленных в названных документах, вынужден будет оформлять протокол согласования цен или согласовывать цены в договорах на поставку, оказание услуг, проведение работ.
Таким образом, наличие протокола согласования цен или согласования в соответствующем договоре обосновывается производственной необходимостью.
Необходимость калькуляции и экономического обоснования цен еще существует в ряде случаев
Внесенные в законодательство о ценообразовании изменения фактически отменили необходимость применения калькуляций и экономического обоснования цен.
Вместе с тем существуют нормативные правовые акты, которые содержат требования о наличии экономического обоснования цен. К примеру, таким исключением из правил является требование постановления Минэкономики РБ от 27.04.2011 № 65: изменение цен на социально значимые товары, предусмотренные приложениями 1–3 к названному постановлению, производят при наличии экономического обоснования.
Кроме того, возникают проблемы при поставках крупных партий товара, а также при поставках товаров, финансируемых за счет средств бюджета. В этих случаях заказчики просят предоставить если не экономическое обоснование цены, то калькуляцию по расчету отпускных цен. Поставщики в такой ситуации имеют небольшой выбор: либо представить требуемые покупателем документы, либо отказаться от сделки.
Вместе с тем полагаем, что необоснованное стремление покупателей получить ненужную для них информацию приводит к увеличению документооборота и административных издержек поставщика, которые в конечном итоге возмещают сами покупатели.
В данном случае можно рекомендовать покупателям исходить не из калькуляции по расчету отпускных цен на производство товара, а из конечной его цены и сопоставимости ее с ценами, сложившимися на рынке.
Необходимо ли положение о скидках?
В настоящее время законодательством не предусмотрено наличие положения о скидках. Вместе с тем в большинстве организаций действуют ранее разработанные положения о скидках. С одной стороны, это создает системность подхода при предоставлении скидок. С другой, по мнению автора, наличие положения о скидках в ряде случаев является сдерживающим фактором (например, при предоставлении индивидуальных скидок).
В условиях отмены обязательных норм предоставления скидок с цен, а также оптовых скидок между организациями-изготовителями и оптовой торговлей возможность предоставления скидок, по мнению автора, необходимо определять на взаимовыгодных условиях при заключении соответствующих договоров.
Выводы
Таким образом, в условиях некоторой неопределенности в сфере формирования и применения цен и тарифов наличие калькуляций, прейскурантов и других документов может быть обусловлено наличием косвенных норм законодательства, производственной необходимостью и требованиями контрагентов. При этом возникает закономерный вопрос: насколько обосновано стремление к сохранению большого документооборота и изживших себя формальных требований?