Постановление вступило в силу 6 апреля 2014 г.
Отметим, что Законом об аудите изменено название правил аудиторской деятельности, принимаемых Минфином, с республиканских правил на национальные. В связи с этим по тексту правил внесены соответствующие изменения. Кроме того, Постановление внесло отдельные корректировки во многие правила аудиторской деятельности.
Справочно: эти правила утверждены постановлениями Минфина РБ от 04.08.2000 № 81, от 26.10.2000 № 114 (далее – постановление № 114), от 07.02.2001 № 9, от 06.03.2001 № 24, от 09.07.2001 № 77, от 31.10.2001 № 106, от 18.12.2001 № 123 (далее – постановление № 123), от 11.03.2002 № 35 (далее – постановление № 35), от 18.12.2002 № 163, от 23.03.2004 № 38, от 28.09.2004 № 142, от 29.09.2005 № 115 (далее – постановление № 115), от 27.12.2005 № 165, от 31.03.2006 № 33 (далее – постановление № 33), от 29.12.2008 № 203 (далее – постановление № 203), от 01.12.2010 № 147, от 23.09.2011 № 97 (далее – постановление № 97).
Правила аудиторской деятельности разработаны и в основном применяются для целей аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. В связи с этим в первых пунктах правил, определяющих область их применения, уточнено понятие аудита, а именно приведена оговорка, что требования правил применяют в ходе проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Напомним, что под аудитом бухгалтерской (финансовой) отчетности понимают аудиторскую услугу по независимой оценке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в т.ч. составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и их разъяснениями (далее – МСФО) или законодательством других государств, в целях выражения аудиторского мнения о ее достоверности (ст. 2 Закона об аудите).
Кроме того, по тексту отдельных правил приведены в соответствие с Законом об аудите понятия "аудиторское заключение" и "внутренние правила аудиторской деятельности аудиторской организации"; термин "аудитор – индивидуальный предприниматель" заменен на термин "аудитор, осуществляющий деятельность в качестве индивидуального предпринимателя".
Как известно, в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности включаются примечания к этой отчетности (пп. 1, 2 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности"; далее – Закон о бухучете). Исходя из этого по тексту правил понятие "пояснительная записка" заменено понятием "примечания к бухгалтерской (финансовой) отчетности".
В целях комплексного внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие аудиторскую деятельность, правила в т.ч. приводятся в соответствие с требованиями Международных стандартов аудита. Также по тексту правил устранены отдельные терминологические несоответствия.
Так, согласно пп. 7, 57 национальных правил аудиторской деятельности "Сообщение информации по вопросам аудита", утвержденных постановлением № 97, итоговым документом аудита помимо аудиторского заключения является отчет по результатам аудита. В связи с этим понятие "письменная информация" по тексту отдельных правил заменено на "отчет по результатам аудита".
Поскольку в соответствии с Законом об аудите аудит может проводиться в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной не только по законодательству РБ, но и по МСФО или законодательству других государств, в Правилах "Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности" (утверждены постановлением Минфина РБ от 17.09.2003 № 128) для различных систем составления и представления финансовой отчетности используется общее понятие "применяемая основа составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности". Это понятие соответствует Международным стандартам аудита. Руководствуясь данным подходом, в некоторых правилах были сделаны соответствующие изменения.
Помимо указанных выше корректировок в правила были внесены следующие изменения.
В национальных правилах аудиторской деятельности "Использование результатов работы эксперта", утвержденных постановлением № 123, исключены нормы, касающиеся вопросов оценочной деятельности, в связи с нецелесообразностью их детального раскрытия в контексте данных правил.
В национальных правилах аудиторской деятельности "Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита", утвержденных постановлением № 35, понятие сводной бухгалтерской (финансовой) отчетности заменено на понятие консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормами Закона о бухучете.
В национальные правила аудиторской деятельности "Получение аудиторских доказательств в некоторых конкретных случаях", утвержденные постановлением № 115, внесены изменения в части порядка оформления результатов инвентаризации.
В национальных правилах аудиторской деятельности "Действия аудиторской организации при выявлении искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности и фактов несоблюдения законодательства" и "Сообщение информации по вопросам аудита" (утверждены постановлениями № 33 и № 97 соответственно) с учетом норм Закона об аудите конкретизировано требование по информированию собственника имущества (учредителей, участников) аудируемого лица о выявленных в ходе аудита случаях несоблюдения аудируемым лицом законодательства. Это касается случаев, в результате которых причинен либо может быть причинен ущерб физическому лицу, и (или) юридическому лицу, и (или) государству в размере, превышающем 1 000 базовых величин на дату обнаружения нарушения законодательства.
В национальных правилах аудиторской деятельности "Понимание деятельности, системы внутреннего контроля аудируемого лица и оценка риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности", утвержденных постановлением № 203, понятие "аудиторский риск" приведено в соответствие с аналогичным понятием, используемым в национальных правилах аудиторской деятельности "Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности", утвержденных постановлением № 114.
Согласно Закону об аудите по результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении выражается мнение о ее достоверности. В связи с этим по тексту правил из формулировки аудиторского мнения исключены слова "и соответствии совершенных им финансовых (хозяйственных) операций законодательству".
Как уже было отмечено, постановление внесло изменения только в некоторые правила аудиторской деятельности. Этот процесс будет продолжен и в отношении остальных правил осуществления аудиторской деятельности.