При осуществлении авиаперелета командированному работнику следует возместить расходы по перелету. Ранее автором комментария было высказано мнение, что подтверждающими документами в оригинале для возмещения работнику стоимости проезда (при приобретении электронного билета) были посадочный талон и электронный билет, распечатанный на бланке строгой отчетности.
В совокупности маршрут/квитанция, пассажирский купон посадочного талона и документы, подтверждающие факт оплаты, являются достаточными доказательствами выполнения перевозки конкретного пассажира, так как содержат информацию о маршруте, дате полета, фамилии и имени пассажира, форме оплаты, подтверждают то, что пассажир явился на регистрацию и был допущен к перелету.
Маршрут/квитанцию можно не заверять перевозчиком и его уполномоченным лицом, потому что сведения о маршруте, дате выполнения перевозки, фамилии пассажира, содержащиеся в маршрут/квитанции, дублируются в пассажирском купоне посадочного талона, а сумма оплаты – в платежных документах.
Порядок возмещения работникам, командированным в Российскую Федерацию и другие государства – участники Содружества Независимых Государств, расходов по найму жилого помещения при отсутствии подтверждающих документов
Основанием для расчета и выплаты валютных средств работникам, направляемым в служебную командировку за границу, является приказ (распоряжение) нанимателя (п. 2 Инструкции № 115).
Таким образом, возмещение работнику командировочных расходов производите за дни, оговоренные в приказе нанимателя на основании представленных подтверждающих документов в оригинале за проезд и проживание за все время пребывания в командировке.
Работникам, направленным в командировку в Россию или другие страны СНГ, оплату расходов по найму жилого помещения (исключая время в пути) при отсутствии подтверждающих документов в оригинале осуществляйте в размере 5 % от нормы расходов по найму жилого помещения. При этом водителям грузовых автомобилей и лицам, командированным вместе с ними, возмещение вышеназванных расходов производите за все дни нахождения в пути (п. 16 Инструкции № 115).
Это обусловлено тем, что в отношении водителей автомобилей, занятых на международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов, применяют положения Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевоз-ки, заключенного в г. Женеве 01.07.1970 (далее – Соглашение).
По нормам Соглашения ежедневная продолжительность управления транспортным средством для водителя между двумя периодами ежедневного отдыха или между ежедневным и еженедельным периодами отдыха не должна превышать 9 ч, в отдельных случаях – 10 ч.
Кроме того, Соглашением определено, что в течение каждых 24 ч нахождения в пути водитель должен иметь непрерывный ежедневный отдых продолжительностью не менее 11 ч. Если продолжительность отдыха водителяв течение недели 3 раза сокращается до 9 ч, то до конца следующей недели ему в качестве компенсации должен быть предоставлен отдых эквивалентной продолжительности.
В те дни недели нахождения в пути, когда продолжительность отдыха водителя не сокращается, отдых можно предоставить водителю 2 или 3 раза в течение 24 ч. При этом один из периодов для отдыха не должен быть менее 8 ч. В этом случае минимальная продолжительность отдыха увеличивается до 12 ч.
Учитывая изложенное, период отдыха водителя согласно графику движения не обязательно должен приходиться на ночное время.
Следовательно, водителям грузовых автомобилей и лицам, командированным вместе с ними, направленным в командировку в Россию или другие страны СНГ, возмещение расходов по найму жилого помещения в размере 5 % от нормы расходов по найму жилого помещения производите за все дни, оговоренные в приказе нанимателя.