Особенности расчета с покупателями в случае расторжения договора розничной купли-продажи были освещены в комментарии заведующего сектором по защите прав потребителей управления торговли и услуг Мингорисполкома Владимира Пучика (см.: "ГБ", 2011, № 43, с. 46–48).
Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителя продавцом (изготовителем, поставщиком) гарантирует покупателю возмещение причиненных убытков и уплату неустойки. Потребитель вправе требовать замены товара ненадлежащего качества независимо от того, являются ли недостатки товара существенными, за исключением технически сложного или дорогостоящего товара, замена которого возможна только в случае, если имеют место существенные его недостатки. Возможность предъявления требований по замене недоброкачественного товара, соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков, возмещения расходов по устранению недостатков к поставщику (импортеру), представителю предоставлена Законом РБ от 09.01.2002 № 90-З "О защите прав потребителей" (далее – Закон № 90-З).
Нормы Закона № 90-3 предоставляют покупателю право по своему выбору предъявить продавцу одно из следующих требований:
– заменить недоброкачественный товар товаром надлежащего качества (замену технически сложного или дорогостоящего товара производят только при наличии существенных недостатков);
– соразмерно уменьшить покупную цену товара;
– устранить недостатки товара на безвозмездной основе;
– возместить расходы по устранению недостатков товара.
Оставался нерешенным вопрос отражения в налоговом учете расходов по возмещению покупателю разницы между ценой товара, установленной договором купли-продажи, и ценой соответствующего товара на момент удовлетворения требований.
В настоящее время по данному вопросу вышло разъяснение налоговых органов. В соответствии с письмом МНС РБ от 02.12.2011 № 2-2-9/12865 к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным Гражданским кодексом РБ (далее – ГК), применяется законодательство о защите прав потребителей (ст. 462 ГК).
Организация розничной торговли при возврате товара ненадлежащего качества в установленный в п. 1 ст. 25 Закона № 90-З законодательством срок обязана удовлетворить требование покупателя и выплатить ему уплаченную за товар денежную сумму, а также возместить разницу между ценой товара, установленной договором розничной купли-продажи, и ценой соответствующего товара на момент удовлетворения требования.
Кроме того, установлено, что за нарушение сроков продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара (ст. 26 Закона № 90-З).
Таким образом, расходы по возмещению в соответствии с законодательством покупателю разницы между ценой товара, установленной договором розничной купли-продажи, и ценой соответствующего товара на момент удовлетворения требования, а также расходы по выплате покупателю неустойки в случае нарушения сроков удовлетворения его требования включаются в состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении.
Пример
Покупатель в 2010 г. приобрел набор мебели по цене 3 000 000 руб. В процессе эксплуатации в товаре проявились дефекты. В результате проведенной продавцом экспертизы установлено наличие производственного брака. Покупатель от устранения недостатков отказался и предъявил продавцу требование о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы. Цена аналогичного товара на момент предъявления потребителем требования составила 5 000 000 руб., которые и были ему выплачены. В результате продавцом понесены убытки в сумме 2 000 000 руб. Также покупателю выплачена неустойка за срыв сроков исполнения обязательств в размере 100 000 руб. Таким образом, сумму 2 100 000 (2 000 000 + 100 000) следует учитывать в составе внереализационных расходов при налогообложении прибыли.