Может ли организация услуги, оказанные ей в декабре 2012 года, отнести на расходы в этом же месяце, если акт выполненных работ подписан 5 января 2013 года?
Специалист ИМНС:
– В отношении исчисления НДС Налоговый кодекс содержит четкие нормы по таким актам. Когда же возникают вопросы, касающиеся применения налогового законодательства по налогу на прибыль, в отношении услуг, работ, оформленных подобными актами, рекомендуемплательщикам обращаться в налоговый орган по месту постановки на учет.
Виктор Иванович, аудитор:
– Полагаю, что если по окончании месяца прошел незначительный промежуток времени и в акте сдачи-приемки оказанных услуг точно определен период их окончания (например, за март, за январь – март и т.п.), то затраты на основании данного акта могут быть отражены в бухгалтерском (и соответственно в налоговом) учете в том месяце, в котором они были завершены или оказаны, несмотря на дату подписания акта.
Более того, отдельные нормативные правовые акты в области бухгалтерского учета прямо подразумевают такую возможность. Например, п. 8 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов по договорам строительного подряда, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 30.09.2011 № 44, определено, что если документы подписаны заказчиком до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, то они принимаются к учету в отчетном месяце. А Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102), предусматривает, что расходы должны признаваться в том отчетном периоде, в котором признаны соответствующие им доходы, поэтому полагаю, что такой же принцип может быть применен и в отношении иных видов выполненных работ (оказанных услуг).
Наталья Николаевна, главный бухгалтер:
– Инструкцией № 102 определено, что расходы признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором признаны соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним.
Признание расходов основано на отражении в бухгалтерском учете затрат на основании первичных учетных документов.
Отражать часть затрат в следующих месяцах, когда текущим месяцем отражена выручка по принятым работам, просто бессмысленно: непонятно, под какие доходы их потом закрывать.
Ввиду отсутствия четкого нормативного регулирования приходится руководствоваться логикой, здравым смыслом, особенностями работы компьютерной программы, а в конце года, когда этот вопрос становится особенно критичным, – уговаривать своих исполнителей составлять акты 31 декабря…