можно ли использовать разъясняющие письма, расширяющие нормы НК, а также противоречащие ему?
Специалист МНС:
– По нашему мнению, письмом МНС можно руководствоваться, не опасаясь претензий со стороны налоговых инспекций. Ведь такое письмо позволяет плательщику устранить выявленные ошибки.
Специалист КГК:
– Все проверяющие, в т.ч. и специалисты КГК, при проверке должны руководствоваться нормами НК и иными законодательными актами. Как правило, мнения, противоречащие действующим нормам законодательства и высказываемые в письмах различных министерств, не прошедших в установленном законодательством порядке регистрацию, во внимание не принимаются. Поэтому с организации будет взыскана сумма неуплаченного налога с пеней с административными санкциями.
Специалист Минюста:
– Обязательный характер как для плательщиков, так и для контролирующих органов имеют только нормативные правовые акты. По вопросам, затрагивающим права и обязанности плательщиков, МНС вправе издавать такие акты только в форме постановлений, которые приобретают силу после прохождения юридической экспертизы в Минюсте и опубликования в изданиях, являющихся источниками официального опубликования нормативных правовых актов ("Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", газета "Рэспублiка"). Письмо МНС юридической силы нормативного правового акта не имеет. Это всего лишь мнение МНС, которое оно вправе завтра изменить.
С правовой точки зрения все достаточно просто: НК запрещает сдавать уточненные налоговые декларации за уже проверенный период. И исключений из этого правила нет. А вот примут ли такие декларации в налоговой инспекции? Фактически это легко проверить на практике. Возможно, инспекции будут руководствоваться письмом МНС и даже вернут переплату по налогам, которую не заметили проверяющие.
Конечно, в ситуации, когда после проверки выявлена недоплата по налогам, организации выгодно не уточнять свои ранее представленные декларации. Но опасность ее будет подстерегать в том случае, если после налоговой проверки, не выявившей недоплату по налогам, другой контролирующий орган (например, орган КГК) придет к ней с перепроверкой. Перепроверка ранее проверенного периода по общему правилу запрещена, но в отдельных случаях она все же возможна. Выявив в ходе перепроверки недоплату, контролирующий орган будет вправе применить к организации штрафные санкции.
Андрей Иванович, аудитор:
– Пользоваться разъяснительными письмами МНС или нет, каждая организация должна для себя решить самостоятельно, взвесив все за и против. Я против.
Ирина Михайловна, бухгалтер:
– Если норма законодательного акта носит теоретический характер и идет вразрез с практикой, то, может быть, имеет смысл до момента приведения этой нормы в порядок объявить мораторий на применение административных санкций за ее нарушение.