Сергей Викторович, аудитор:
– Если исполнитель подписал акт действительной сертифицированной ЭЦП, а заказчик распечатал его и подписал собственноручной подписью, то такой документ не соответствует понятию «электронный документ».
ПУД в единоличном порядке составляется, если такое оформление предусмотрено публичным договором, а также по работам, услугам, результаты которых могут использоваться в течение действия договора, предусматривающего составление ПУД единолично, и их стоимость, приходящаяся на период выполнения, оказания в календарном месяце, может быть достоверно определена, и др. (абз. 2 п. 1 постановления № 13*).
______________________
* Постановление Минфина Республики Беларусь от 12.02.2018 № 13 «О единоличном составлении первичных учетных документов и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 21.12.2015 г. № 58» (далее – постановление № 13).
Поэтому сделаем вывод: если договором не предусмотрено, что ПУД составляется единолично, а поставщик составил электронный документ и подписал ЭЦП, то заказчик тоже должен либо подписать ПУД ЭЦП, либо документ распечатывается и с обеих сторон должна быть «живая» подпись.
Если организация соблюдает условия для составления ПУД единолично и для этого в качестве основы использует распечатанные акты поставщиков, полученные по электронной почте, то все формы ПУД, которые не утверждены законодательством и разработаны организацией, должны быть включены в приложение к учетной политике.
Татьяна Викторовна, главный бухгалтер:
– В нашей организации немалая часть актов оказанных услуг от исполнителей поступает с ЭЦП или вовсе не поступает, так как согласно условиям договора они составляются ими единолично. Поскольку наша организация принимает данные услуги в качестве расходов в налоговом учете, то приходится составлять ПУД единолично. Форму документов используем ту, которую утвердили своей учетной политикой. Надеюсь, что такие документы как-то спасут организацию от штрафов и пеней при налоговой проверке.