Представление страхователями государственной статистической отчетности по форме 4-страхование (Белгосстрах) "Отчет о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее – отчетность по форме 4-страхование) предусмотрено п. 298 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 "О страховой деятельности" (далее – Положение № 530).
Напомним, что страхователями по данному виду обязательного страхования, выступающими в качестве респондентов отчетности по форме 4-страхование, являются организации (включая иностранные), их обособленные подразделения, а также физические лица, которые в соответствии с законодательством предоставляют работу гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам, лицам без гражданства, проживающим в Республике Беларусь, или привлекают к работе таких граждан (п. 242 Положения № 530).
Порядок представления отчетности по форме 4-страхование в настоящее время определен постановлением Белстата от 30.04.2010 № 43 (далее – постановление № 43).
Отчетности о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в настоящее время придан статус государственной статистической, поэтому на отношения по ее представлению в полной мере распространяется законодательство о государственной статистике.
Респонденты обязаны представлять достоверные первичные статистические данные в объеме, в сроки и адреса, указанные в формах государственных статистических наблюдений, за подписями лиц, ответственных за составление и представление этих данных (подп. 2.2 п. 2 ст. 12 Закона РБ от 28.11.2004 № 345-З "О государственной статистике" (далее – Закон)).
Ограничений по форме представления отчета нет
Каких-либо ограничений в том, каким образом респонденты должны исполнить указанную обязанность, Закон не предусматривает.
Форму представления государственной статистической отчетности, как правило, определяет специальный акт законодательства, устанавливающий саму форму, порядок ее составления и представления. В отношении отчетности по форме 4-страхование это постановление № 43.
Однако ни самим постановлением № 43, ни утвержденными им Указаниями по заполнению отчетности какие-либо ограничения формы представления отчетности по форме 4-страхование не предусмотрены. В п. 2 Указаний по заполнению отчетности определено, что отчет должен быть представлен на бумажном носителе или в виде электронного документа, соответствующего требованиям, установленным Законом РБ от 28.12.2009 № 113-З "Об электронном документе и электронной цифровой подписи".
Акт законодательства более общего характера, который определял бы общий порядок представления уполномоченным государственным организациям статистических данных по формам нецентрализованных государственных статистических наблюдений, к которым относится и рассматриваемая нами отчетность по форме 4-страхование, отсутствует.
Запрет на представление отчетности почтовым отправлением не установлен
Запрет на представление отчетности почтовым отправлением, аналогичный предусмотренному Белстатом в отношении отчетности по форме 4-фонд*, постановление № 43 по отчетности по форме 4-страхование не устанавливает.
___________________
*См. постановление Белстата от 14.05.2011 № 85 "Об утверждении формы государственной статистической отчетности4-фонд (Минтруда и соцзащиты) "Отчет о средствах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" и указаний по ее заполнению".
Представление отчетности по форме 4-страхование на бумажном носителе предполагает любой из способов такого представления, в т.ч. передачу ее нарочным, а также в виде почтового отправления письменной корреспонденции.
В данном случае можно лишь порекомендовать организациям для усиления гарантий доставки отчетности отправлять ее заказным письмом.
Дата представления отчетности – дата ее почтового отправления
Датой представления отчетности по форме 4-страхование на бумажном носителе посредством почтового отправления будет считаться дата ее почтового отправления, заверенная почтовым штампом отделения связи по месту отправления на почтовом конверте.
Отметим, что аналогичный подход реализован и в отношении централизованной государственной отчетности, сбор и обработку которой осуществляют территориальные органы республиканского органа государственного управления в области государственной статистики – Белстата.
Обратимся к п. 9 Указаний о порядке сбора от юридических лиц, их обособленных подразделений централизованной государственной статистической отчетности и исправления первичных статистических данных, утвержденных приказом Белстата от 14.11.2008 № 317. В нем сказано, что государственную статистическую отчетность следует представлять нарочным или по почте. При представлении респондентами государственной статистической отчетности по почте датой представления согласно п. 10 данных Указаний считают дату ее почтового отправления.
Названный нормативный правовой акт распространяет свое действие лишь на централизованную государственную статистическую отчетность, к числу которой отчетность по форме 4-страхование не относится, и обязателен для применения только органами Белстата.
Возможность представления отчетности по форме 4-страхование почтовым отправлением в целом не ограничена и постановлением Белстата от 13.09.2011 № 258 "Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-страхование (Белгосстрах) "Отчет о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и указаний по ее заполнению" (далее – постановление № 258), которым переутверждены форма отчетности 4-страхование и Указания по ее заполнению (вводятся в действие начиная с отчетности за отчетные периоды 2012 г.). Постановление № 258 вступает в силу с 21 февраля 2012 г.
Отдельные категории страхователей будут представлять отчет только в виде электронного документа
Страхователи – юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, в т.ч. представительства иностранных организаций, со средней численностью застрахованных за отчетный период 50 и более человек, должны помнить о том, что постановление № 258 обязывает их начиная с отчетности за 2012 г. (конечный срок представления – 21 января 2013 г.) представлять отчетность по форме 4-страхование только в виде электронного документа. Это исключает возможность представлять данную отчетность на бумажном носителе не только посредством почтового отправления, но и нарочным.
Для страхователей, не относящихся к указанной категории (юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, в т.ч. представительства иностранных организаций, со средней численностью застрахованных за отчетный период менее 50 человек и индивидуальные предприниматели), такая возможность постановлением № 258 сохранена.
Ответственность за представление отчетности по форме 4-страхование лежит на страхователе
При направлении отчетности по форме 4-страхование страхователям следует обратить особое внимание на ответственность за ее представление.
Для наглядности рассмотрим следующую ситуацию.
Ситуация
Организация получила претензию обособленного подразделения Белгосстраха. В ней указано на необходимость уплаты штрафа за несвоевременное представление отчетности по форме 4-страхование за январь – июнь 2011 г. в размере 948 520 руб.
Отчетность по указанной форме первоначально была направлена в адрес обособленного подразделения Белгосстраха заказным почтовым отправлением: сдана на почту 19 июля 2011 г. (при установленном конечном сроке представления отчетности 20 июля 2011 г.), о чем свидетельствует соответствующая квитанция. Как выяснилось, отчетность по адресу доставлена не была по причине утраты ее оператором почтовой связи. Штраф предъявлен по факту повторного представления указанной отчетности нарочным 8 августа 2011 г.
Правомерна ли претензия обособленного подразделения Белгосстраха?
Страхователь несет ответственность за невыполнение возложенных на него обязанностей в т.ч. и по своевременному представлению установленной отчетности страховщику (п. 324 Положения № 530).
Мера такой ответственности определена п. 246 Положения № 530. Так, за несвоевременное представление отчетности страхователь уплачивает страховщику штраф в размере 10 % от суммы страховых взносов, начисленных за отчетный квартал.
Ответственность за несвоевременное представление отчетности по форме 4-страхование не может быть перенесена страхователем на третье лицо.
Утрата оператором почтовой связи почтового отправления, содержащего отчетность по форме 4-страхование, не может служить основанием для освобождения страхователя от ответственности за ее своевременное представление.
В связи с этим, а также с учетом того, что отчетность по форме 4-страхование представлена организацией обособленному подразделению Белгосстраха нарочным 8 августа 2011 г., действия последнего по предъявлению организации штрафных санкций за несвоевременное представление отчетности следует признать правомерными.
В данном случае в полном соответствии с частью второй п. 246 Положения № 530 организации необходимо уплатить предъявленный штраф на счет обособленного подразделения Белгосстраха по месту своей регистрации в качестве страхователя.
В отношении вины оператора почтовой связи в утрате почтового отправления можно пояснить следующее. Операторы почтовой связи несут имущественную ответственность перед пользователями услуг почтовой связи за утрату, порчу, повреждение, недостачу вложений, недоставку или задержку доставки почтовых отправлений и денежных средств, недоставку печатных средств массовой информации и иные нарушения в размерах и в порядке, определяемых законодательством, в т.ч. международными договорами РБ (ст. 35 Закона РБ от 15.12.2003 № 258-З "О почтовой связи"). По мнению автора, организации стоит обратить внимание на данную норму, а также на нормы гражданского законодательства в области возмещения причиненного имущественного вреда и предпринять попытку по возмещению уплаченной суммы штрафа за счет оператора почтовой связи в претензионно-исковом порядке.