Можно ли списывать на затраты в целях бухгалтерского и налогового учета топливо на работу автотранспорта в фактически использованных объемах, превышающих нормы, установленные Минтрансом РБ?
– Нет, и ст. 131 НК РБ прямо говорит об этом. Думаю, бухгалтерам не стоит так уж скрупулезно привязываться к терминологии: нормы или лимиты. И в том, и в другом случае подразумевается некое ограничение. Хотя, конечно, лучше было бы пользоваться одним термином…
Специалист Минэкономики:
– Не припомню, чтобы ГСМ когда-нибудь списывались в фактически использованных объемах. В ближайшее время Основные положения по составу затрат будут отменены. Вместо них разработают отраслевые документы, учитывающие особенности состава затрат на производство продукции (работ, услуг) в каждом секторе экономики, в которых, без сомнения, сохранится нормирование ГСМ.
Специалист Минтранса:
– Нельзя. К нам часто обращаются субъекты хозяйствования после проведения у них налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения нормирования расхода топлива. Надо учитывать, что есть документы, регламентирующие порядок применения норм расхода топлива, в частности Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования (утверждена постановлением Минтранса РБ от 31.12.2008 № 141) и Методические рекомендации о порядке разработки и утверждения норм расхода топлива для механических средств, судов, машин, механизмов и оборудования (утверждены постановлением Минтранса РБ от 21.02.2006 № 8).
Специалист ИМНС:
– Честно говоря, мне не совсем понятно, откуда в НК РБ взялся термин "лимиты", но, рассуждая логически, можно предположить, что он также устанавливает границу использования ГСМ. Поэтому принципиальный подход к данному вопросу в связи с принятием НК РБ не изменился: по-прежнему в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, включается стоимость топлива, израсходованного в пределах установленных норм.
Сергей, аудитор:
– К сожалению, в умах законотворцев, а также представителей министерств переплелись 2 понятия – "нормы" и "лимиты", и это не их вина, так как на законодательном уровне эти термины действительно постоянно подменяют друг друга. Но последствия, вытекающие из такой неопределенности, могут быть весьма серьезными (например, непонятно, что именно (норму или лимит) учитывать при определении объекта для исчисления налога на прибыль), так как все, что законодательно не закреплено, допускает возможность толкований.
Елена Леонидовна, главный бухгалтер:
– Почему мы должны гадать, что учитывать при налогообложении: расход топлива по нормам или по лимитам? Или теперь нет никаких норм? Почему на семинарах консультируют, что расход топлива в целях налогового учета не нормируется?
Подготовила Лариса Некрасова, редактор "ГБ"