Валерий Викторович, аудитор:
– Вывод о том, что затраты по самовольному строительству отражаются на счете 91, а не на счете 08, сделан исходя из нормы п. 2 Инструкции № 10*, согласно которой объект незавершенного строительства – объект, строительство которого разрешено в соответствии с законодательством Республики Беларусь, работы по строительству которого начаты, но не завершены в установленном порядке.
__________________________
* Инструкция о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденная постановлением Минстройархитектуры Республики Беларусь от 14.05.2007 № 10 (далее – Инструкция № 10).
Однако в данном случае не были приняты во внимание нормы иных нормативных документов: Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26, Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50. Как показывает практика, с учетом норм этих документов большинство организаций отражают такие затраты в бухгалтерском учете на счете 08. И это логично, так как затраты на строительство (разрешено оно или нет) – это вложения во внеоборотные активы.
Самовольное строительство – это строительство с нарушением норм законодательства. Однако факт его наличия признается, иначе откуда бы взяться Положению о порядке принятия решений по самовольным постройкам, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.2007 № 1802?
Ольга Сергеевна, аудитор:
– Позицию специалистов, предлагающих затраты по самовольному строительству отражать на бухгалтерском счете 91, можно расценивать абсолютно по-разному:
– с одной стороны, попытка призвать к соблюдению строительных норм и правил в части осуществления строительной деятельности, конечно, является положительным моментом, тем более что согласно Инструкции № 10 правовые основания для такого вывода действительно есть;
– с другой стороны, бухгалтеры не должны знать, какая именно разрешительная документация на строительство должна быть в наличии**. Ведь для этого существуют специалисты инженерных служб, которые и должны нести персональную ответственность за осуществление строительства с отклонением от строительных норм и правил.
__________________________
** Напомним, что это решение исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительстве объекта, разрешение на производство строительно-монтажных работ, заключения согласующих организаций, полученные технические условия на строительство и т.п. – Прим. ред.
Работники налоговых органов могут квалифицировать учет затрат по самовольному строительству на счете 91 как уход от обложения налогом на недвижимость и платежей за землю в случае превышения нормативного срока строительства и наличия объекта сверхнормативного незавершенного строительства: ведь затрат на счете 08 нет, соответственно с точки зрения Налогового кодекса нет и налоговой базы по налогу на недвижимость. А это не маленькие суммы.
Аналогичный вопрос возникает в отношении уплаты налога на недвижимость и после окончания строительства, например в ситуации, когда объект официально не принят в эксплуатацию и в его отношении еще не принято решение о сносе либо узаконивании.
При таком подходе к учету затрат можно дойти и до абсурда: например, если автомобиль эксплуатируется без страховки, то расходы на топливо нельзя включать в состав затрат – ведь участие этого автомобиля в дорожном движении запрещено и т.д. Похожих ситуаций можно смоделировать огромное количество.
В то же время для нарушителей строительной деятельности есть специальные административные меры воздействия в виде довольно значительных штрафов, поэтому бухгалтерский и налоговый аспект учета затрат по самовольному строительству все-таки требует более взвешенного подхода…
Справочно: самовольное строительство жилых домов, производственных, хозяйственных, культурно-бытовых или иных строений и сооружений влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (БВ), на индивидуального предпринимателя – от 20 до 100 БВ, а на юридическое лицо – до 500 БВ (ст. 21.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Татьяна Викторовна, главный бухгалтер:
– Считаю, что отсутствие разрешительных документов на строительство не меняет экономической сущности происходящего: все равно самовольная постройка будет являться капитальным строением. Хочу напомнить один из принципов бухгалтерского учета и отчетности: принцип преобладания экономического содержания означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя не столько из правового, сколько из их экономического содержания (п. 7 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности"). Какие еще нужны аргументы в пользу отражения затрат по строительству, хоть и самовольному, на счете 08?
Нормативные документы не содержат особых требований к постановке на учет объектов самовольной постройки (недвижимого имущества), поэтому такие объекты, как и те, по которым есть соответствующие разрешения, должны, самое главное, соответствовать критериям и условиям их отнесения к основным средствам. Отражение расходов по их возведению на счете 91, на мой взгляд, методически неправильно. Счет 91 на отчетную дату сальдо не имеет. Это значит, что на отчетную дату все затраты, произведенные по самовольной постройке, нужно списать? А как тогда быть с принципом полноты, который означает наличие в отчетности организации всей информации, способной повлиять на принимаемые пользователями на ее основе решения, касающиеся финансового положения организации? Откуда возьмется полная информация обо всех понесенных расходах?
Надо правильно оценивать событие: нарушены правила узаконивания стройки – наказывайте за это. Но причем тут бухучет?