Следует ли начислять амортизацию по данным автомобилям с момента их фактического получения и до государственной регистрации в установленном порядке?
Объектами начисления амортизации являются числящиеся на бухгалтерском учете (кроме числящихся на забалансовых счетах) организации:
– нематериальные активы (счет 04 "Нематериальные активы");
– объекты, учитываемые в качестве доходных вложений в материальные активы, в т.ч. инвестиционной недвижимости (счет 03 "Доходные вложения в материальные активы") (п. 11 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6)).
Начисление амортизации от стоимости активов, учитываемых на иных счетах бухгалтерского учета, не предусмотрено.
Вместе с тем в соответствии с порядком бухгалтерского учета основных средств приобретаемые активы, которые подлежат принятию на учет в качестве объектов основных средств, подлежащие государственной регистрации, переводят в состав основных средств только после их государственной регистрации (п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26).
С учетом норм п. 11 Инструкции № 37/18/6 и того, что автомобили до государственной регистрации в ГАИ не будут учитываться на одном из указанных счетов, амортизацию также начислять не следует. После оформления необходимых регистрационных документов в соответствии с законодательством и принятия актива на учет по счету 01, амортизация будет начисляться в общем порядке исходя из сформированной амортизируемой стоимости и установленного организацией срока полезного использования (нормативного срока службы) с месяца, следующего за месяцем регистрации.
Например, если свидетельство о государственной регистрации получено в августе 2013 г., то с 1 сентября 2013 г. необходимо начать начисление амортизации по данному объекту.
Отметим также, что даже если государственная регистрация займет более длительный период, указанный подход по начислению амортизации сохранится.
Какой шифр и нормативный срок необходимо установить для ружья для целей определения нормы амортизации?
Инструкция № 37/18/6 содержит нормы, регламентирующие действия организации в случае отсутствия того или иного (в т.ч. аналогичного по выполняемым функциям и характеристикам) вида основных средств.
Так, нормативный срок службы по объектам основных средств, не включенным в классификацию амортизируемых основных средств, устанавливают решением комиссии по проведению амортизационной политики организации (далее – комиссия) на основании технической документации организаций-изготовителей, а в ее отсутствие – путем оценки комиссией технического состояния объекта. При этом объект основных средств по решению комиссии относят к одной из подгрупп классификации амортизируемых основных средств с присвоением локального шифра, соответствующего выбранной подгруппе (п. 17 Инструкции № 37/18/6).
Кроме этого, распределение амортизируемых объектов по видам, группам и позициям на основании классификации амортизируемых основных средств, оценка технического состояния, эксплуатационных характеристик и условий функционирования объектов, а также выбор и пересмотр нормативных сроков службы входят исключительно в компетенцию комиссии, которую создают из числа имеющихся в штате специалистов технических, производственно-технологических, информационно-технологических, финансово-экономических и бухгалтерских подразделений (п. 6, приложение 1 к Инструкции № 37/18/6).
Такой вид основных средств, как охотничьи ружья, в постановлении № 161 отсутствует. Соответственно решение относительно периода амортизации (нормативного срока службы) комиссии необходимо принять самостоятельно. При этом прежде всего следует обратиться к технической документации завода-изготовителя, в которой могут содержаться сведения о возможном сроке эксплуатации данного вида охотничьего ружья. В отношении ружья также может быть указан не конкретный срок службы, а эксплуатационный ресурс (количество выстрелов, на которое рассчитано его использование). В этом случае обоснованным будет принять срок амортизации исходя из предполагаемого периода использования указанного ресурса.
Вместе с тем обращаем внимание, что нормативный срок службы, установленный как постановлением № 161, так и комиссией организации, – это период, за который будет начислено 100 % амортизации, но не период возможной (допустимой) эксплуатации объекта.
В случаях использования объектов основных средств повышенной опасности (к которым можно отнести и ружья) при определении допустимого периода их использования необходимо в первую очередь обращаться к техническим условиям завода-изготовителя либо органам, осуществляющим контроль за использованием оружия, его регистрацию.
К какому виду работ необходимо отнести замену окон? Произойдет ли при этом изменение амортизируемой стоимости?
Действительно, в п. 9 Инструкции № 37/18/6 предусмотрено изменение амортизируемой стоимости в случае проведения модернизации, реконструкции объекта.
Такое изменение стоимости является следствием того, что затраты на проведение подобных работ увеличивают стоимость объектов основных средств (п. 14 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26 (далее – постановление № 26)).
Кроме того, Инструкция № 37/18/6 содержит общие определения отдельных видов работ: ремонта, реконструкции, модернизации и т.п. (приложение 5).
Вместе с тем классификацию конкретных видов строительно-монтажных работ необходимо производить на основании документов системы технического нормирования и стандартизации РБ.
Основным документом, к которому необходимо обращаться в данном случае, является технический кодекс установившейся практики "Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию" ТКП 45-1.04-206-2010 (02250), утвержденный приказом Минстройархитектуры РБ от 15.07.2010 № 267 (далее – ТКП).
– при текущем ремонте зданий и сооружений (приложение А);
– капитальном ремонте зданий и сооружений (приложение Б);
– модернизации зданий и сооружений (приложение В).
В приложении Г указан перечень основных видов работ, выполняемых при реставрации материальных недвижимых историко-культурных ценностей.
На основании указанных норм комиссия принимает решение об отнесении работ по замене окон к тому или иному их виду и соответственно принимается решение о необходимости изменения амортизируемой стоимости здания.
Какой шифр необходимо присвоить указанным объектам в соответствии с действующей классификацией амортизируемых основных средств?
Необходимо обратить внимание, что распределение амортизируемых объектов по группам (подгруппам, видам) на основании действующей классификации относят к функциям комиссии, которые закреплены в приложении 1 к Инструкции № 37/18/6. В вопросах классификации основных средств и выбора шифра в соответствии с постановлением № 161 организации обладают достаточной самостоятельностью.
Такое решение принимается на основании функционального назначения и технических характеристик каждого конкретного объекта с учетом мнения специалистов технических и технологических служб, входящих в состав комиссии. Выбор подгруппы, конкретного шифра основных средств осуществляют среди аналогичных по функциональному назначению и (или) техническим характеристикам объектов.
Так, например, планшет и калькулятор представляют собой электронные устройства, предназначенные для той или иной обработки информации, работающие на базе процессора. В данном случае можно рекомендовать комиссии, прежде всего, проанализировать виды основных средств, содержащиеся в подгруппе 480 "Техника вычислительная и организационная" постановления № 161.
Вид основных средств "сотовые телефоны" присутствует в подгруппе 456 "Оборудование связи", в разделе "Оборудование сотовой подвижной электросвязи".
Решение о присвоении шифров и установлении нормативных сроков службы указанных объектов, принятое комиссией, закрепляют протоколом заседания указанной комиссии, который утверждает руководитель организации и подписывают члены комиссии.
Дополнительно обращаем внимание, что группировка основных средств, предусмотренная постановлением № 161, содержит перечень только амортизируемых основных средств.
Соответственно указанная группировка не служит основанием для изначального отнесения имущества к основным средствам при принятии к учету. Так, если актив не соответствует критериям отнесения к основным средствам (постановление № 26), то, несмотря на его возможное наличие в постановлении № 161, к основным средствам его относить не следует.
1. Правомерно ли было с 1 января 2013 г. производить пересмотр срока полезного использования в сторону уменьшения – до 7 лет?
Случаи возможного пересмотра нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств, в т.ч. с начала отчетного года, определены в п. 24 Инструкции № 37/18/6.
Такой пересмотр срока полезного использования с начала отчетного года может быть осуществлен в случае закрепления соответствующего права организации в учетной политике. При этом следует учитывать, что срок полезного использования устанавливают в годах (соответствующем им количестве месяцев) в пределах между нижней и верхней границами диапазонов (с точностью до 2 знаков после запятой) по группам амортизируемых объектов основных средств и нематериальных активов согласно приложению 3 к Инструкции № 37/18/6 (п. 21 Инструкции № 37/18/6).
Таким образом, для рассматриваемого оборудования с нормативным сроком службы 14 лет организация вправе принять срок полезного использования в пределах от 7 лет до 21 года (от 0,5 до 1,5 от нормативного).
После пересмотра срока полезного использования базой для расчета амортизационных отчислений являются недоамортизированная стоимость объекта и остаточный срок его полезного использования (пп. 66, 67 Инструкции № 37/18/6).
Остаточный нормативный срок службы (остаточный срок полезного использования) каждого объекта на дату изменения порядка начисления амортизации исчисляют как разницу между нормативным сроком службы (сроком полезного использования), действующим на дату изменения порядка начисления амортизации, с учетом возможного пересмотра в случаях, указанных в п. 24 Инструкции № 37/18/6, и сроком фактической эксплуатации данного объекта на дату изменения порядка начисления амортизации (полных лет, месяцев).
Так, например, если срок фактической эксплуатации станка на момент пересмотра - 2 года, а общий срок полезного использования с учетом пересмотра составляет 7 лет, то остаточный срок будет равен 5 годам (7 – 2). Соответственно годовая норма амортизации после пересмотра составит 20 %.
Исходя из указанного остаточного срока (рассчитанной нормы) и недоамортизированной на момент пересмотра срока стоимости необходимо будет производить расчет амортизации.
Например, если остаточная стоимость составит 150 000 тыс. руб., то годовая сумма амортизации будет равна 30 000 тыс. руб. (150 000 / 5, или 150 000 × 20 %).