Предприятие уплатило налог на доходы за иностранную организацию, не осуществляющую деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, за счет собственных средств, потому что договором не предусмотрено удержание суммы налога на доходы из стоимости услуг иностранной организации.
Соответствуют ли такие действия требованиям национального законодательства? Если нет, то могут ли к предприятию применить меры административной ответственности, если налог в бюджет Республики Беларусь уплачен?
Налог на доходы исчисляется и перечисляется в бюджет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее – организации), начисляющими и (или) выплачивающими доход иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
Указанные организации признаются налоговыми агентами и имеют права, несут обязанности, установленные ст. 23 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) (п. 3 ст. 193 НК).
Следовательно, обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республики Беларусь через постоянное представительство, не зависит от наличия либо отсутствия таких норм в договоре между контрагентами. Такая обязанность установлена ст. 188 НК, а также вытекает из международных налоговых соглашений, заключенных Республикой Беларусь с иностранными государствами.
Плательщиками налога на доходы признаются иностранные и международные организации, которые соответствуют двум условиям одновременно: не осуществляют деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекают доходы из источников в Республике Беларусь (ст. 188 НК).
Учитывая тот факт, что НК возлагает на налогового агента обязанность исчислить налог за плательщика – иностранную организацию, удержать сумму налога из дохода нерезидента и уплатить ее в бюджет Республики Беларусь, то с формальной точки зрения уплата налога налоговым агентом за счет собственных средств не является исполнением налогового обязательства плательщиком – иностранной организацией. При этом интересы бюджета в данном случае не страдают, так как сумма налога в бюджет поступила.
Необходимо помнить, что формальный состав ст. 13.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), предусматривающей применение мер административной ответственности в отношении налоговых агентов, содержит такой состав правонарушения, как неудержание суммы налога.
Вместе с тем в письме МНС Республики Беларусь от 28.04.2017 № 4-25/000638-2 «Об отдельных вопросах применения главы 15 Налогового кодекса Республики Беларусь и мер административной ответственности по статье 13.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях» разъяснено, что если в похожих ситуациях налог будет исчислен и перечислен налоговым агентом, меры административной ответственности, предусмотренные ст. 13.7 КоАП, применяться не будут.
Учитывая, что данное разъяснение размещено на официальном сайте МНС (www.nalog.gov.by), плательщики могут им руководствоваться в случае наличия вышеназванных формальных оснований для применения ст. 13.7 КоАП |*|.
* Новации, произошедшие в порядке уплаты налога на доходы с 1 января 2019 г.