С 14 декабря 2011 г. машино-места стали относить к объектам недвижимого имущества. Данная норма определена ст. 1 Закона РБ от 22.07.2002 № 133-З "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним" (в ред. Закона РБ от 03.06.2011 № 271-З).
Справочно: до указанной даты определение понятия "машино-место" существовало в п. 1 Положения о создании и деятельности гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, утвержденного Указом Президента РБ от 28.01.2008 № 43.
Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему (п. 1 ст. 895 Гражданского кодекса РБ).
Пример 1
Физическое лицо (вверитель) передало в доверительное управление организации (доверительный управляющий) машино-место. Организация сдает машино-место в аренду организациям и индивидуальным предпринимателям. По поручению вверителя арендную плату за сдачу в аренду машиноместа доверительный управляющий перечисляет жене физического лица, которая является выгодоприобретателем.
В данном случае налог на недвижимость за машино-место должно уплачивать физическое лицо (вверитель).
С 1 января 2012 г. в НК действует новое определение объектов налогообложения – зданий и сооружений
В 2011 г. в ст. 185 НК содержалось 2 самостоятельных, хотя и похожих между собой определения к терминам "здание" и "сооружение".
С 2012 г. эти 2 определения объединили.
Теперь зданиями и сооружениями признают строительные системы, предназначенные для проживания и (или) пребывания людей, хранения имущества, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), выполнения различного вида производственных процессов, перемещения людей и (или) грузов, относимые в установленном порядке к зданиям, сооружениям.
Как видим, определение стало короче и менее четким. В связи с этим организации должны быть готовы к тому, что с 2012 г. объект налогообложения увеличится. Здания и сооружения, которые в 2011 г. не облагались налогом на недвижимость, теперь будут облагаться.
То есть в 2012 г. сооружения, перечисленные по шифру 2 "Сооружения" постановления Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161 "Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь" (далее – постановление № 161) и подпадающие под указанное определение, следует облагать налогом на недвижимость независимо от наличия фундамента, несущих, ограждающих или совмещенных конструкций, образующих замкнутый объем.
Пример 2
Земельный участок, на котором расположен склад организации, огорожен забором. С лицевой стороны и по бокам складского помещения забор установлен на фундаменте, с торцевой стороны склада – без фундамента.
В 2011 г. забор, установленный на фундаменте, облагался налогом на недвижимость, а забор, установленный без фундамента, не облагался.
В 2012 г. такой забор будет являться объектом обложения налогом на недвижимость без каких-либо исключений.
В постановлении № 161 по шифру 2 "Сооружения", в частности, числятся следующие виды заборов:
В 2011 г. налогом на недвижимость облагались только рекламные щиты, установленные на фундаменте. Рекламные щиты, установленные без фундамента, на крышах и стенах зданий, налогом на недвижимость не облагались. В 2012 г. налогом на недвижимость будут облагаться все рекламные щиты, стенды, стойки, так как согласно постановлению № 161 их относят к шифру 2 "Сооружения".
В начале 2011 г. налоговые инспекции не обращали внимания на это изменение и продолжали облагать налогом на недвижимость все здания и сооружения независимо от наличия фундамента.
То есть налоговые инспекции считали, что при определении объекта обложения необходимо руководствоваться не определениями, содержащимися в НК, а Временным республиканским классификатором основных средств и нормативными сроками их службы, утвержденными постановлением Минэкономики РБ от 21.11.2011 № 186 (утратил силу с 1 января 2012 г.).
В Классификаторе приведен перечень основных средств, относимых к зданиям (шифр 1), сооружениям (шифр 2) и передаточным устройствам (шифр 3).
Налоговые инспекции разъясняли, что все здания и сооружения, перечисленные в Классификаторе по указанным шифрам, следует облагать налогом на недвижимость. Об этом свидетельствует, в частности, письмо инспекции МНС по г. Минску от 28.02.2011 № 2-1-9/617-1. Однако затем под давлением плательщиков налоговые инспекции были вынуждены изменить свои подходы и стали строго придерживаться норм, установленных в НК.
В частности, в письмо инспекции МНС по г. Минску от 28.02.2011 № 2-1-9/617-1 были внесены изменения.
С 1 января 2012 г. увеличивается объект налогообложения за сверхнормативное незавершенное строительство
С 1 января 2012 г. встроенные, пристроенные, встроено-пристроенные нежилые части жилого дома в соответствии с проектной документацией на возведение объекта, сметой (сметной документацией) являются объектом обложения налогом на недвижимость.
До указанной даты здания и сооружения сверхнормативного незавершенного строительства, относящиеся к объектам жилищного строительства, без всяких исключений не признавались объектом обложения налогом на недвижимость (подп. 2.2 п. 2 ст. 185 НК, в ред. Закона РБ от 15.10.2010 № 174-З).
С учетом того что в налоговом и ином законодательстве отсутствует определение термина "объект жилищного строительства", налоговые инспекции на практике применяли и применяют термин "жилой дом", содержащийся в ст. 1 Жилищного кодекса РБ.
Так, жилой дом – это здание, в котором более половины площади пола занято жилыми помещениями. К жилым помещениям относят помещения, предназначенные и пригодные для проживания граждан.
Из определения жилого дома следовало, что если в доме 49 % площади занято нежилыми помещениями, то такой дом все равно считался жилым домом и не являлся объектом обложения налогом на недвижимость за сверхнормативное незавершенное строительство.
С 1 января 2012 г. в налоговом законодательстве данный недостаток устранен.
Новый порядок исчисления налога на недвижимость за сверхнормативное незавершенное строительство будет применяться по всем объектам жилищного строительства, имеющимся на 1 января 2012 г.
Пример 4
Организация осуществляет строительство жилого дома во встроено-пристроенными нежилыми помещениями. Согласно проекту жилой дом включает в себя подземную автостоянку, пристройку, в которой запланировано разместить супермаркет, на первых этажах дома расположены торговые и офисные помещения.
Общая площадь жилого дома составляет 20 тыс. кв.м, в т.ч. площадь супермаркета, подземной автостоянки, офисных и торговых помещений – 9,5 тыс. м2, или 47,5 %.
У организации сроки строительства жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями истекли в 2010 г. В 2011 г. она налог на недвижимость за сверхнормативное незавершенное строительство не уплачивала. С 1 января 2012 г. организация должна уплатить налог на недвижимость за сверхнормативное незавершенное строительство со стоимости вышеперечисленных встроено-пристроенных нежилых помещений.
Организации, осуществляющие строительство собственными силами, будут платить меньше налога на недвижимость за сверхнормативное незавершенное строительство
С 1 января 2012 г. исправлена оплошность, допущенная ранее в подп. 2.2 п. 2 ст. 185 НК. Теперь у организаций не будут признаваться объектом обложения налогом на недвижимость здания и сооружения сверхнормативного незавершенного строительства в части стоимости строительства, осуществляемого собственными силами без привлечения сторонней строительной организации.
Пример 5
Организация осуществляет строительство объекта собственными силами. 99 % работ выполнено собственными силами, и только 1 % – силами сторонней организацией. В 2012 г. при истечении нормативных сроков строительства организация должна уплатить в бюджет налог на недвижимость за сверхнормативное незавершенное строительство только в части работ, выполненных сторонней организацией, т.е. с 1 % стоимости объекта.
В реальной жизни фактически не бывает случаев, чтобы организация смогла осуществить строительство объекта исключительно собственными силами без привлечения сторонних строительных организаций.
Таким образом, в 2011 г. в НК содержалась нерабочая норма, которой плательщики не могли воспользоваться на практике.
Отметим, что это не единичный случай. Поэтому в 2011 г. МНС исходя из налоговой практики своими письмами разъяснило достаточно много нюансов и особенностей, имеющихся в налоговом законодательстве. Так и с комментируемым случаем. Плательщики, которые направляли в МНС в 2011 г. запросы по данной проблеме, получали ответы о том, что они могут не уплачивать налог на недвижимость в части стоимости сверхнормативного незавершенного строительства, осуществляемого собственными силами без привлечения сторонней строительной организации. Об этом свидетельствует и ответ Аллы Николаевны Трашковой (опубликован в "ГБ" № 1 на с. 50 в рубрике "Прямая линия"), которая многие годы являлась специалистом МНС.
Таким образом, практика прошлого года была учтена МНС и внесена Законом № 330-З в НК.
Изменился порядок налогообложения религиозных организаций
С 1 января 2012 г. не признают объектом обложения налогом на недвижимость культовые здания и сооружения, в т.ч. не завершенные строительством, религиозных организаций (объединений), зарегистрированных в соответствии с законодательством.
До этого времени культовые здания и сооружения, в т.ч. не завершенные строительством, религиозных организаций (объединений), зарегистрированных в соответствии с законодательством, в т.ч. в случае сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование таких зданий и сооружений (их частей) иным религиозным организациям также освобождались от налога на недвижимость (подп. 1.8 п. 1 ст. 186 НК, в ред. Закона РБ от 15.10.2010 № 174-З).
Однако пользоваться данной льготой по налогу на недвижимость было крайне трудоемко. Несмотря на то что все здания и сооружения религиозных организаций освобождались от налога на недвижимость, бухгалтеры были вынуждены тратить огромное количество времени на то, чтобы исчислить не поступивший в бюджет налог на недвижимость, определить стоимость этих зданий и сооружений, представить в налоговую инспекцию налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость и справку о размере полученных льгот.
С 1 января 2012 г. в налоговом законодательстве данный недостаток устранен.