СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ (РАСЧЕТА) И УПЛАТЫ НАЛОГА ИЗМЕНЕНЫ
С 2012 г. одним из существенных изменений в Налоговом кодексе РБ (далее – НК) в порядке исчисления и уплаты налога на недвижимость является то, что налоговую декларацию (расчет) по этому налогу нужно представлять в налоговый орган не позднее 20 марта текущего года. Это позволит организациям представить налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость с учетом результатов переоценки.
Сроки уплаты налога также изменены, и с 2012 г. налог следует уплачивать не позднее 22-го числа третьего месяца каждого квартала, т.е. не позднее 22 марта, 22 июня, 22 сентября и 22 декабря (пп. 10, 11 ст. 189 НК).
До 2012 г. налог на недвижимость следовало уплачивать не позднее 22-го числа первого месяца каждого квартала.
Справочно: форма налоговой декларации (расчета) по налогу на недвижимость организаций утверждена в приложении 4 к постановлению МНС РБ от 15.11.2010 № 82.
ПРИ ПЕРЕХОДЕ С ОСОБЫХ РЕЖИМОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПРЕДУСМОТРЕН ОТДЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ УПЛАТЫ НАЛОГА
С 2012 г. предусмотрен отдельный механизм уплаты налога на недвижимость при изменении применяемого порядка налогообложения для организаций, исчисляющих налоги ежеквартально, и отдельно для организаций, исчисляющих налоги ежемесячно (п. 8 ст. 189 НК).
Помимо этого, организации, переходящие на общий порядок налогообложения, уточненные налоговые декларации (расчеты) представляют в разные сроки: те, кто перешел с начала квартала, – в этом же квартале, а те, кто перешел с иной даты, например с середины квартала, – в следующем квартале.
Справочно: действовавший в 2011 г. порядок уплаты налога на недвижимость учитывал только особенности исчисления налога организациями, переходящими на общий порядок налогообложения с начала квартала без учета того, что организации могут переходить на общий порядок налогообложения с любого месяца квартала.
ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ УТОЧНЕНЫ В ЧАСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
С 2012 г. уточнены термины "здание" и "сооружение", являющиеся объектом обложения налогом на недвижимость.
Так, для целей исчисления налога на недвижимость с 2012 г. зданием, сооружением признают строительную систему, предназначенную для проживания и (или) пребывания людей, хранения имущества, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), выполнения различного вида производственных процессов, перемещения людей и (или) грузов, относимую в установленном порядке к зданиям, сооружениям.
Для целей исчисления налога на недвижимость к сооружениям также относят передаточные устройства – устройства электропередачи и связи, трубопроводы и газопроводы(в т.ч. магистральные), канализационные, водопроводные сети, илопроводы, цементопроводы и иные основные средства, относимые в установленном порядке к передаточным устройствам (п. 1 ст. 185 НК).
Как следует из устных разъяснений налоговых органов, такой порядок с 1 января 2012 г. установлен постановлением Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161 "Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь" (далее – постановление № 161).
Таким образом, с 2012 г. налогом на недвижимость облагают здания, сооружения и передаточные устройства, которые соответствуют шифрам 1, 2 и 3 постановления № 161.
ПОНЯТИЕ "СООРУЖЕНИЕ" УЖЕ НЕ СВЯЗЫВАЮТ С МОНТАЖОМ НА ФУНДАМЕНТЕ ИЛИ ПОД ЗЕМЛЕЙ
Так как понятие "сооружение" уже не связывают с монтажом на фундаменте или под землей, плательщикам необходимо пересмотреть в 2012 г. подходы к определению объектов обложения налогом на недвижимость.
Рекомендуем обратить внимание на такие объекты, как заборы, ограждения, ворота, калитки, эстакады, специальные и рекламные стенды, аншлаги, площадки, дорожки, тротуары, балюстрады, лестницы, витрины, панно, флагштоки, мачты осветительные, картины, вазы, скульптуры, скамейки, декоративные урны, беседки и др., на предмет их соответствия понятию "сооружение" применительно к нормам п. 1 ст. 185 НК и возможного включения в объект обложения налогом на недвижимость.
Справочно: вышеперечисленные объекты поименованы в постановлении № 161 (шифр 2 "Сооружения").
Во многих случаях такие объекты не были связаны с землей посредством крепления на фундаменте и поэтому не облагались в 2011 г. налогом на недвижимость (например, рекламные щиты и аншлаги, флагштоки крепились на стенах или крышах домов; скамейки, вазы устанавливались без крепления на фундаменте и т.д.).
В 2012 г. задача по определению объектов обложения налогом на недвижимость, на наш взгляд, не упростилась даже с учетом использования норм постановления № 161. Во-первых, в законодательстве отсутствует понятие "строительная система" (п. 1 ст. 185 НК). Во-вторых, необходимо концептуальное понимание, по каким признакам те или иные объекты отнесены к шифрам 1, 2, 3 постановления № 161.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛЬГОТ ПО НАЛОГУ НА НЕДВИЖИМОСТЬ ДОПОЛНЕН…
С 2012 г. перечень ранее действовавших льгот по налогу на недвижимость дополнен, некоторые действующие льготы уточнены.
…в отношении организаций культуры
В связи с приведением норм НК в соответствие с Указом Президента РБ от 14.05.2011 № 145 "О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации" (далее – Указ № 145) подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК дополнен нормой, согласно которой здания, сооружения (их части) организаций культуры освобождают от налога на недвижимость.
Справочно: для целей Указа № 145 термин "организация культуры" имеет значение, определенное в Законе РБ от 04.06.1991 № 832-XII "Аб культуры ў Рэспублiцы Беларусь" (подп. 2.1.1 п. 2 Указа № 145).
Организацией культуры признают юридическое лицо, которое осуществляет в качестве основной деятельности культурную деятельность. Заключение об отнесении организаций к организациям культуры дает Минкультуры (подп. 1.6 п. 1, п. 3 названного Закона).
…в отношении сельскохозяйственной деятельности
С учетом сезонности сельскохозяйственной деятельности уточнена действующая льгота в отношении зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения, используемых организациями для производства продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства.
С 2012 г. данная льгота распространяется не только на те объекты, которые участвуют в производстве сельхозпродукции в данный момент, но и на те, которые предназначены для производства сельскохозяйственной продукции (подп. 1.9 п. 1 ст. 186 НК).
…в отношении научной и высокотехнологической деятельности
До 1 января 2016 г. установлена льгота по налогу на недвижимость в отношении зданий и сооружений (их частей) научных организаций, научно-технологических парков, центров трансфера технологий (подп. 1.23 п. 1 ст. 186 НК).
Помимо этого, организации, применяющие те или иные льготы по налогу на недвижимость, а также бюджетные организации, сдающие в аренду здания, сооружения (их части) научным организациям, научно-технологическим паркам, центрам трансфера технологий, организациям культуры, не будут терять право на освобождение от налога (п. 2 ст. 186 НК).
СПИСОК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЛЯ ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ БУДЕТ УТВЕРЖДАТЬ СОВЕТ МИНИСТРОВ
С 2012 г. перечень льготируемых зданий и сооружений, признаваемых в установленном порядке материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей РБ, будет утверждать не Президент, а Совет Министров (подп. 1.6 п. 1 ст. 186 НК).
Справочно: такой перечень утвержден Указом Президента РБ от 01.11.2005 № 512.
УСТАНОВЛЕНЫ МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА НЕДВИЖИМОСТЬ ПРИ АРЕНДЕ ОБЪЕКТОВУ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
С 2012 г. закреплены принципы определения налоговой базы налога на недвижимость в отношении зданий, сооружений, машино-мест, расположенных на территории Республики Беларусь и взятых организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное и безвозмездное пользование у физических лиц (п. 2 ст. 187 НК).
Справочно: по зданиям и сооружениям, а также машино-местам (кроме переданных в доверительное управление и (или) приобретенных в процессе доверительного управления), расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование у физических лиц (как признаваемых, так и непризнаваемых налоговыми резидентами РБ), плательщиком налога на недвижимость признают организацию-арендатора (лизингополучателя, ссудополучателя) (п. 1 ст. 184 НК).
Так, налоговую базу в отношении данных объектов определяют исходя из стоимости этих зданий, сооружений, машино-мест, указанной в договорах аренды (финансовой аренды (лизинга)), иного возмездного и безвозмездного пользования, но не менее стоимости этих зданий, сооружений, машино-мест, определенной исходя из их оценки:
1) по оценочной стоимости зданий, сооружений, машино-мест, определенной территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по обращениям собственников на 1 января текущего года;
2) указанной в заключении об оценке (по рыночной стоимости) зданий, сооружений, машино-мест на 1 января текущего года, выданной оценщиком (индивидуальным предпринимателем либо работником индивидуального предпринимателя или юридического лица), имеющим свидетельство об аттестации оценщика на право проведения независимой оценки соответствующего вида объекта оценки;
3) произведенной в ином порядке, установленном Президентом.
Справочно: положение о порядке оценки принадлежащих физическим лицам зданий и сооружений утверждено Указом Президента РБ от 28.03.2008 № 187.
СТАВКУ 2 % ПО ОБЪЕКТАМ СВЕРХНОРМАТИВНОГО НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРИМЕНЯЮТ НЕЗАВИСИМО ОТ НАЛИЧИЯ НОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
В целях сокращения объектов сверхнормативного незавершенного строительства с 1 января 2012 г. указанные объекты подлежат налогообложению по ставке 2 % (ст. 188 НК).
Налог на недвижимость в части незавершенного сверхнормативного строительства исчисляют с квартала, следующего за кварталом, в котором истек нормативный срок строительства.
Справочно: до 2012 г. ставка 2 % применялась, если организация, имеющая на балансе объекты сверхнормативного незавершенного строительства, одновременно осуществляла новое строительство (т.е. организация могла одновременно применять 2 ставки налога на недвижимость – в размере 1 % и 2 %). С 2012 г. повышенную ставку применяют независимо от наличия либо отсутствия нового строительства.
МЕСТНЫМ СОВЕТАМ ДЕПУТАТОВ ПРИДЕТСЯ ПОТОРОПИТЬСЯ С ПРИНЯТИЕМ РЕШЕНИЙ О ВВЕДЕНИИ КОЭФФИЦИЕНТОВ К НАЛОГУ
Внесены изменения, согласно которым ставки налога на недвижимость, увеличенные (уменьшенные) местными Советами депутатов, можно применять только с 1 января года, следующего за годом, в котором принято решение о введении таких коэффициентов. Это позволит исключить случаи внесения плательщиками изменений в налоговые декларации по налогу на недвижимость, вызванные принятием таких решений в течение календарного года (ст. 188 НК).
От редакции:
Журнал "Главный Бухгалтер" уже озвучивал проблему, связанную с принятием решений местных Советов депутатов в течение года и нередко введением их задним числом. Это приводило к сложностям в применении повышающих (понижающих) ставок налога на недвижимость, сдаче уточненных деклараций по налогам (см.: "ГБ", 2011, № 2, с. 105–106). С внесением поправки в ст. 188 НК данная проблема решена.