1. Организация имеет на балансе и использует автомобили, для которых нормы расхода топлива законодательством не установлены.
Каким образом в 2019 г. следует учитывать при налогообложении прибыли расход топлива по таким автомобилям?
В 2019 г. к затратам, учитываемым при налогообложении прибыли, относятся:
– затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– нормируемые затраты (п. 1 ст. 169 НК [1]).
К нормируемым затратам |*| относятся в т.ч. затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.
* Особенности определения величины прочих нормируемых затрат
При отсутствии таких норм для механических транспортных средств затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленных их заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых – в пределах норм, установленных руководителем организации. Нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не определено законодательством. При отсутствии установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными (подп. 1.2 п. 1 ст. 171 НК).
Нормы расхода топлива на механические транспортные средства, суда, машины, механизмы и оборудование (нормы расхода топлива) установлены постановлением № 3 [2].
Таким образом, в 2019 г. для целей налогообложения прибыли при отсутствии норм расхода топлива, установленных законодательством, следует применять нормы расхода топлива, установленные заводом-изготовителем. Данные нормы, исходя из формулировок подп. 1.2 п. 1 ст. 171 НК, могут применяться бессрочно до установления законодательством норм для соответствующих модификаций автомобилей.
В случае отсутствия норм расхода топлива, установленных законодательством, и норм расхода топлива, установленных заводом-изготовителем, следует применять нормы, установленные руководителем организации, которые действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не предусмотрено законодательством.
Законодательством, устанавливающим иное, в данном случае является Инструкция № 141 [3]. Она предусматривает, что в случае отсутствия установленной нормы расхода топлива до ее установления учет расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования в Республике Беларусь производится по временной норме на срок не более 6 месяцев.
В случае отсутствия контрольного расхода топлива, установленного заводом-изготовителем, временная норма расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем (п. 7 Инструкции № 141).
Таким образом, для целей налогообложения прибыли |*|, если норма расхода топлива, установленная заводом-изготовителем, может применяться бессрочно до установления законодательством норм для соответствующих модификаций автомобилей, то норма, установленная руководителем организации, может применяться временно – не более 6 месяцев. По истечении 6-месячного срока и до момента установления норм в порядке, установленном законодательством, затраты на топливо не будут учитываться при налогообложении прибыли, так как будут являться сверхнормативными.
Продемонстрируем на схеме ситуацию, когда норма расхода топлива, установленная в соответствии с законодательством, отсутствует:
2. По ряду автомобилей нормы расхода топлива в организации установлены руководителем. В 2019 г. затраты на топливо будут сверхнормативными для целей налогообложения прибыли, поскольку по истечении 6-месячного срока нормы расходы топлива в законодательном порядке не установлены.
Каким образом сверхнормативный расход топлива учитывается в бухгалтерском учете: на счетах бухгалтерского учета затрат (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные затраты» и др.) либо на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности»)?
На счетах бухгалтерского учета затрат.
НК не регулирует вопросы бухгалтерского учета.
Таким образом, затраты на топливо, которые носят производственный характер, несмотря на то, что являются сверхнормативными для целей налогообложения прибыли, в бухгалтерском учете отражаются на счетах бухгалтерского учета затрат:
Д-т 20, 26 и др. – К-т 10 «Материалы»
Счет 90 (субсчет 90-10) при их отражении не используется.
3. Транспортная организация выполняет международные автомобильные перевозки грузов.
Может ли она для целей налогообложения прибыли в 2019 г. продолжать использовать нормы расхода топлива, установленные руководителем организации?
По мнению автора, может.
Как уже говорилось выше, к нормируемым затратам относятся затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством (подп. 1.2 п. 1 ст. 171 НК).
В рассматриваемой ситуации таким законодательством является Инструкция № 141 .
При эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок |*|, норма расхода топлива устанавливается руководителями организаций или индивидуальными предпринимателями (часть вторая п. 2 Инструкции № 141).
* Ситуацию, когда разрешения на международную автомобильную перевозку нет, а груз доставить надо
Таким образом, при выполнении международных автомобильных перевозок для целей налогообложения прибыли в 2019 г. можно продолжать использовать нормы расхода топлива, установленные руководителем организации.
По вопросам, изложенным в данном материале, отметим, что аналогичные выводы в части налогообложения прибыли содержит письмо № 2-2-10/00460 [4].