С 2012 г. в Налоговом кодексе увеличился перечень объектов обложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов
С 1 августа 2011 г. в соответствии с Указом Президента РБ от 18.07.2011 № 320 (далее – Указ № 320) в объект обложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов была включена добыча (изъятие) супеси и суглинка.
С 1 января 2012 г. нормы Указа № 320 перенесены в подп. 1.7 п. 1 ст. 211 Налогового кодекса РБ (далее – НК).
Справочно: суглинок и супесь наравне с глиной являются общераспространенными в Республике Беларусь полезными ископаемыми (подп. 1.3 п. 1 ст. 23 Кодекса РБ о недрах).
Суглинок – это рыхлая осадочная горная порода, содержащая 10–30 % глинистых частиц (размером менее 0,005 мм). По содержанию глинистых частиц выделяют тяжелые (20–30 %), средние (15–20 %) и легкие (10–15 %) суглинки. Они используются как сырье для производства кирпича, черепицы, реже – керамической плитки.
Супесью признается рыхлая осадочная горная порода с содержанием глинистых частиц менее 10 %. Ее применяют в качестве сырья при производстве строительной керамики.
Так как по своему природному составу, условиям залегания (часто переходят друг в друга) супесь и суглинок аналогичны таким полезным ископаемым, как глина и трепел, то и ставки налога на добычу супеси и суглинка установлены такие же, как на добычу глины и трепела.
До 2012 г. объектом налогообложения признавалась добыча поваренной соли.
В то же время ст. 20 Кодекса РБ о недрах каменные и калийные соли отнесены к нерудным полезным ископаемым. Таким образом, в НК и Кодексе о недрах использовались разные названия одной и той же соли.
С 1 января 2012 г. в НК вместо термина "поваренная соль" применяется используемый в Кодексе о недрах термин "каменная соль".
До 1 января 2012 г. налогом облагалась добыча 20 природных ресурсов. С этого года в объект налогообложения включены еще 4 природных ресурса.
В 2011 г. налогом облагалась добыча некоторых животных и насекомых, а именно виноградной улитки и личинок хирономид.
С 1 января 2012 г. эта практика получила продолжение. Налогом стала облагаться добыча зеленой лягушки (прудовой, съедобной, озерной) и гадюки обыкновенной.
Биомасса зеленой лягушки на территории Республики Беларусь составляет около 200 т. Промысловый запас составляет 40 т в год, или 20 % от биомассы. Таким образом, при изъятии промыслового запаса зеленой лягушки ежегодные поступления в местные бюджеты составят около 6,8 млрд. руб.
Биологический запас гадюки обыкновенной на территории Республики Беларусь составляет около 70 тыс. штук. Промысловый запас – 10 %, или 7 тыс. штук. Таким образом, при изъятии промыслового запаса гадюки обыкновенной ежегодно в местные бюджеты будет поступать около 175 млн. руб.
Кроме того, с 2012 г. налогом стали облагать добычу бурого угля (в пересчете на условное топливо) и горючих сланцев (в пересчете на условное топливо).
Так как уголь бурый и горючие сланцы имеют неодинаковую удельную теплоту сгорания, ставки налога на добычу этих природных ресурсов установлены на единицу условного топлива, что позволит взимать налог в зависимости от качественных тепловых характеристик бурого угля и горючих сланцев.
С 1 января 2012 г. в порядке исчисления налога произошли изменения
1. С 1 января 2012 г. гл. 20 НК приведена в соответствие с Указом № 320, который с 1 августа 2011 г. радикально изменил порядок исчисления налога за добычу нефти.
Так, ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти установлены в диапазоне от 9 до 103,5 долл. США исходя из среднего за истекший налоговый период уровня цен на нефть сорта "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья согласно приложению 10-1 к НК (п. 1 ст. 213 НК).
При этом под средним за истекший налоговый период уровнем цен на нефть сорта "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья понимают сумму средних арифметических цен покупки и продажи на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за все дни торгов, деленную на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде.
Важно! При расчете суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти следует учитывать, что налоговая ставка определяется в белорусских рублях по официальному курсу Нацбанка, установленному на последнее число истекшего налогового периода.
2. В 2011 г. налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов определялась как фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов по всем объектам налогообложения без исключения (ст. 212 НК).
С 1 января 2012 г. этот порядок не действует в отношении соли калийной. Теперь по ней налоговую базу налога за добычу (изъятие) природных ресурсов следует определять:
– как фактический объем добываемой (изымаемой) соли калийной (в целях применения ставки налога, установленной в твердой сумме);
– как произведение фактического объема реализации калийных удобрений и средневзвешенной цены реализации 1 т калийных удобрений за пределы Республики Беларусь (в целях применения ставки налога, установленной в процентном отношении).
Соответственно по калийной соли установлены 2 вида ставок налога – специфические (в рублях за добычу (изъятие) 1 т соли калийной в пересчете на оксид калия) и адвалорные (в процентах от средневзвешенной цены).
Таким образом, калийная соль будет облагаться налогом дважды – сначала при добыче, а затем при реализации.
По каменной соли ставки остались, как и раньше, в рублях за добычу 1 т.
3. В 2011 г. в 10-кратном размере установленной ставки налога взимался налог за добычу (изъятие), в т.ч. в случаях:
– превышения установленных лимитов (объемов) добычи (изъятия) виноградной улитки и личинок хирономид;
– добычи (изъятия) этих природных ресурсовбез установленных в соответствии с законодательством лимитов (объемов) (п. 2 ст. 213 НК).
С 2012 г. налог в 10-кратном размере не взимается:
– за превышение установленных лимитов (объемов) добычи (изъятия) виноградной улитки, личинок хирономид, зеленой лягушки (прудовой, съедобной, озерной) и гадюки обыкновенной;
– добычу (изъятие) этих природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством лимитов (объемов).
4. В 2011 г. налоговым периодом по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов признавался календарный квартал по всем объектам налогообложения. С принятием Указа № 320 (вступил в силу с 1 августа 2011 г.) налоговым периодом налога за добычу нефти признают календарный месяц (п. 3 Указа № 320).
Аналогичные изменения внесены с 1 января 2012 г. в ст. 214 НК. Таким образом, плательщики налога за добычу нефти должны по-прежнему ежемесячно представлять в налоговые инспекции налоговую декларацию (расчет) по налогу за добычу нефти не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплату налога за добычу нефти производят не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В отношении остальных объектов налогообложения в 2012 г. налоговым периодом налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, как и раньше, признают календарный квартал.
5. В большинстве случаев сумму налога за добычу (изъятие) природных ресурсов исчисляют как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
Однако следует учитывать, что с 2012 г. сумму налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной исчисляют путем сложения произведения фактического объема добычи (изъятия) соли калийной (в пересчете на оксид калия) и специфической ставки с произведением фактического объема реализации калийных удобрений, средневзвешенной цены, адвалорной ставки.
Иными словами, сначала следует умножить фактический объем добычи (изъятия) соли калийной (в пересчете на оксид калия) за месяц на специфическую ставку налога. Затем умножить фактический объем реализации калийных удобрений за месяц на средневзвешенную цену и адвалорную ставку. Сложив 2 этих показателя, мы определим сумму налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной за месяц.
Средневзвешенную цену для целей исчисления суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной определяют в белорусских рублях по официальному курсу Нацбанка, установленному на последнее число истекшего налогового периода.
6. С нового года для организаций – экспортеров калийных удобрений введена дополнительная отчетность. Они должны представлять в Минэкономики не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, сведения об объемах и ценах реализации за пределы Республики Беларусь калийных удобрений для последующего определения в установленном им порядке средневзвешенной цены для целей исчисления налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной и ее публикации не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 214 НК).
Важно! Налоговым периодом налога за добычу (изъятие) калийных удобрений (как и раньше) признают календарный квартал. Следовательно, экспортеры калийных удобрений должны не позднее 5 апреля 2012 г. представить в Минэкономики сведения об объемах и ценах реализации калийных удобрений за пределы Республики Беларусь.
7. В 2011 г. плательщики могли исчислять сумму налога за добычу (изъятие) природных ресурсов исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов (п. 3 ст. 214 НК).
В этом случае плательщики должны были:
– не позднее 20 апреля календарного года представить в налоговую инспекцию налоговую декларацию (расчет) исходя из установленного годового лимита;
– ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, производить уплату налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в размере 1/4 исчисленной суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов;
– не позднее 20 января года, следующего за истекшим годом, представить в налоговую инспекцию налоговую декларацию (расчет) на основании фактических годовых объемов добычи (изъятия) природных ресурсов и не позднее 22 января года, следующего за истекшим, произвести доплату налога за добычу (изъятие) природных ресурсов.
Если указанные объемы не превышали установленных годовых лимитов, излишне уплаченные суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов подлежали зачету либо возврату плательщикам в порядке, установленном ст. 60 НК.
В 2012 г. уточнено, что сумму налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти и соли калийной плательщики не могут исчислять исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога за добычу (изъятие) этих природных ресурсов.
Ставка налога за добычу воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения работников организаций увеличилась в 7,4 раза
В 2011 г. ставка налога за добычу (изъятие) 1 м3 подземных и поверхностных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и работников организаций составляла 19 руб. С 2012 г. ставка налога увеличена до 40 руб. за 1 м3, или в 2,1 раза. В то же время согласно новой редакции приложения 10 к НК по этой ставке облагается только добыча (изъятие) 1 м3 подземных и поверхностных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения.
В связи с этим возникает вопрос: по какой ставке с 2012 г. облагается добыча (изъятие) подземных и поверхностных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения работников организаций?
Если обратиться к подп. 2.9 п. 2 приложения 10 к НК, то мы увидим, что в 2012 г. установлены следующие ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в части добычи подземных и поверхностных вод:
– для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения – 40 руб. за 1 м3;
– организациями и индивидуальными предпринимателями для производства продукции животноводства и растениеводства, организациями и их обособленными подразделениями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по производству продукции рыбоводства, садоводческими товариществами – 2 руб. за 1 м3;
– пресных и минеральных для производства алкогольных, безалкогольных, слабоалкогольных напитков и пива – 14 620 руб. за 1 м3;
– для иного использования – 140 руб. за 1 м3.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что с 2012 г. добыча (изъятие) подземных и поверхностных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения работников организаций облагается по ставке, установленной для иного использования, – 140 руб. за 1 м3, т.е. ставка налога для этой категории потребителей воды с 2012 г. увеличилась в 7,4 раза.