Ассоциация белорусских банков направила в Нацбанк РБ предложения по внесению изменений и дополнений в Налоговый кодекс РБ (далее – НК).
Предложенные новации включают в себя следующие направления:
1) представление налоговой отчетности.
Предложено отменить представление в налоговый орган налоговой декларации (расчета) по НДС по оборотам, возникающим с доверительным управлением имуществом в интересах вверителя – физического лица или указанного им лица (выгодоприобретателя), учитывая, что физические лица не являются плательщиками НДС (за исключением ввоза товаров на территорию Республики Беларусь).
Многие банки имеют большое количество акционеров. Для целей минимизации налогового администрирования возможно к налоговой декларации прилагать реестры белорусских организаций, которым начислены дивиденды. Реестры должны содержать следующую информацию: наименование организации, УНП, сумму начисленных дивидендов, сумму налога на прибыль, начисленную по данному юридическому лицу, сумму дивидендов, фактически выплаченную. При этом в декларации данную информацию не нужно отражать;
2) налог на прибыль.
Предложено учесть в НК особенности уплаты налога на прибыль при объединении филиалов. Рекомендовано при закрытии филиала, который являлся плательщиком налога на прибыль, и присоединении его активов и пассивов к балансу другого филиала (плательщику налога на прибыль) правопреемнику, исполняющему налоговые обязательства юридического лица, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем закрытия филиала, представлять в ИМНС по месту регистрации закрытого филиала налоговую декларацию и уплачивать налог на прибыль исходя из фактической прибыли присоединенного филиала до его реорганизации. Филиал-правопреемник уплачивает налог на прибыль текущими платежами на основании подп. 3.1 п. 3 ст. 143 НК только исходя из налога на прибыль, исчисленного этим филиалом по итогам предыдущего года, без налога на прибыль присоединенного филиала;
3) налог на недвижимость.
Внесено предложение, чтобы местные Советы депутатов устанавливали повышающие коэффициенты к ставкам налога на недвижимость и земельного налога на длительный срок (5–10 лет), что позволит плательщикам правильно и своевременно произвести расчеты налогов и их уплату. В настоящее время исчисление налога на недвижимость по зданиям и сооружениям, арендованным организациями у физических лиц, сопряжено со сложностями в получении информации о стоимости объекта, указанного в договоре. Внесена норма об уплате налога самими физическими лицами;
4) налог на доходы.
Предложено освободить доходы по кредитам и займам от налога на доходы, так как, несмотря ни на какие межгосударственные соглашения, иностранные банки при установлении ставки по кредитам закладывают предполагаемые налоговые изъятия. Все это лишает государство возможности привлечения недорогих иностранных инвестиций в виде кредитов, займов;
5) НДС.
Внесено предложение исключить из состава льготируемых оборотов по НДС и включить в состав освобождаемых оборотов первичное размещение ценных бумаг, осуществляемое в соответствии с законодательством. Основанием для такого решения послужил вывод о том, что данная хозяйственная операция по своей сути не является реализацией и приводит к необоснованному уменьшению налоговых вычетов.