К моменту верстки журнала депутаты парламента одобрили изменения и дополнения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК), которые вступят в 2017 г. По горячим следам рассмотрим, что предлагает законопроект.
Общая часть НК
1. Для упрощения налогового администрирования в ст. 22 НК вносят дополнение: некоммерческие организации (которые включают религиозные и бюджетные организации), не осуществляющие предпринимательскую деятельность, освобождаются от представления в налоговые органы бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.
2. В целях совершенствования механизма приостановления операций по счетам, электронным кошелькам плательщиков в банке предлагается внести корректировки в ст. 53 НК.
Так, если по результатам проверки налогового органа установлен факт неуплаты (неполной уплаты) в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин), но решение по акту проверки еще не вынесено, предлагаемые изменения позволят обеспечить аккумулирование средств на счетах, электронных кошельках плательщиков, необходимых и достаточных для погашения доначисленных по акту проверки платежей.
При этом в рамках осуществления хозяйственной деятельности плательщики смогут распоряжаться имеющимися на их счетах средствами в размере, превышающем сумму задолженности, определенную в решении о приостановлении операций плательщика по его счетам, электронным кошелькам в банке.
3. Предлагается перечень счетов дебиторов, к которым не применяются меры принудительного взыскания (ст. 58 НК), дополнить счетами по учету аккредитивов.
4. В ст. 22 и 81 НК намечено установить возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет за счет наличных денежных средств путем предъявления плательщику требования о перечислении наличных денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.
Оперативность погашения задолженности позволит плательщику избежать отвлечения оборотных средств на уплату пеней и свободно распоряжаться денежными средствами на его расчетных счетах вследствие отмены налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам.
5. Для совершенствования механизма возврата из бюджета дебиторской задолженности в случае одновременного исполнения банком решений налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебитора плательщика соответствующие изменения вносятся в ст. 61 НК.
Это позволит сократить сроки возврата из бюджета дебитору плательщика денежных средств, поступивших в результате исполнения банком решения налогового органа о взыскании вышеуказанных средств за счет средств дебитора плательщика. Предложенный механизм значительно упростит порядок возврата дебиторской задолженности |*| и позволит исключить административную процедуру по возврату из бюджета таких денежных средств.
* Информация о списании безнадежной задолженности
6. Из сведений, составляющих налоговую тайну, намечено исключить сведения о регистрации в качестве резидента СЭЗ, резидента Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк «Великий камень», специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Парка высоких технологий. В связи с внедрением электронных счетов-фактур по НДС посредством программно-технического комплекса учета налоговых счетов-фактур (АИС «Учет счетов-фактур») сведения, представляемые участникам электронного взаимодействия, также исключаются из сведений, составляющих налоговую тайну.
Развитие электронных сервисов
1. НК дополняют ст. 401, устанавливающей, что на официальном интернет-сайте МНС будет размещаться перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих задолженность по налогам, сборам (пошлинам), пеням. Он будет содержать учетный номер плательщика, полное наименование организации, фамилию, имя собственное, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, имеющих задолженность по налогам, сборам (пошлинам), пеням на 1-е число месяца, следующего за отчетным.
Это позволит сократить количество административных процедур, исключить переписку по вопросам представления сведений о наличии (отсутствии) задолженности.
2. Ожидается снижение применяемого в настоящее время критерия численности работников на предприятии для целей обязательного электронного декларирования с 15 до 10 человек.
НДС
Предлагаемая корректировка ст. 106 НК нормативно закрепит порядок ограничения вычетов по НДС, применявшийся на практике в отношении крестьянских (фермерских) хозяйств.
Корректировка объясняется следующим. Крестьянские (фермерские) хозяйства в течение 3 лет со дня их государственной регистрации в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК (п. 1 ст. 328 НК).
По указанной деятельности эти хозяйства освобождены от обязанности представления налоговой декларации (расчета) по НДС (п. 2 ст. 63 НК).
В настоящее время фермерские хозяйства, применяя норму п. 1 ст. 328 НК и не заполняя декларацию, формально ограничены в осуществлении вычетов по расходам, понесенным в течение освобожденного 3-летнего периода.
Акцизы
В отношении алкогольной продукции предложено:
– установить ставки акцизов на крепкие алкогольные напитки на уровне III квартала 2016 г. (13,45 руб. за 1 л чистого спирта) в целях обеспечения эффективной работы предприятий-производителей данной продукции;
– сохранить ставки акцизов на вина плодовые крепленые на уровне текущего года (11,07 руб. за 1 л чистого спирта) в целях стабилизации ситуации с производством и реализацией данной продукции;
– сохранить ставки акцизов на пиво на уровне текущего года (0,35 руб. за 1 л) с учетом неповышения ставок акцизов на крепкие алкогольные напитки;
– поэтапная (по полугодиям) индексация ставок акцизов на иные виды алкогольной продукции в пределах прогнозируемого параметра инфляции (декабрь 2017 г. к декабрю 2016 г. – 109,8 %).
По табачным изделиям намечено поэтапное (по полугодиям) увеличение ставок акцизов на сигареты I ценовой группы в целом по году на 7 %, II ценовой группы – на 10,5 %, III ценовой группы – на 12 %, на прочие виды табачных изделий – на 10 %.
По нефтепродуктам предусматривается:
– сохранение ставок акцизов на бензины автомобильные и дизельное топливо на уровне текущего года.
Для обеспечения эффективности нефтепереработки в Республике Беларусь в условиях продолжающегося «налогового маневра» Российской Федерации возможно соответствующее компенсационное увеличение цен на нефтепродукты, реализуемые на внутреннем рынке.
Согласно параметрам «налогового маневра» ставка вывозной таможенной пошлины на нефть в Российской Федерации снижается с действующих 42 % от мировой цены на нефть до 30 % в 2017 г., что влечет удорожание поставляемой в Республику Беларусь нефти;
– поэтапная (по полугодиям) индексация ставок акцизов |*| на газ, используемый в качестве автомобильного топлива, а также на масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей в пределах прогнозируемого параметра инфляции.