– Николай Валерьевич, думаю, нашим бухгалтерам будет небезынтересно узнать об итогах работы налоговой службы республики и результативности проверок за данный период…
– За I квартал 2015 г. проведено 7 758 проверок действующих субъектов предпринимательской деятельности, в т.ч. 2 284 плановые проверки (29,4 % от общего количества). По сравнению с аналогичным периодом 2014 г. количество проверок уменьшилось на 14,3 %, в т.ч. юридических лиц – на 11,3 %.
Анализ данных свидетельствует, что по сравнению с соответствующим периодом прошлого года также сократилось количество плановых проверок (−594) и внеплановых выездных проверок (−1 093).
Кроме того, в отчетном периоде текущего года проведено 12 811 проверок субъектов хозяйствования, находящихся в процессе ликвидации.
По результатам проверок доначислено в бюджет 236,1 млрд. руб., в т.ч. по субъектам предпринимательской деятельности – 209,8 млрд. руб. По результатам плановых проверок субъектов хозяйствования доначислено в бюджет 196,7 млрд. руб. (в абсолютных суммах данный показатель больше уровня прошлого года на 115,8 млрд. руб.).
Из доначисленных по результатам проверок сумм налогов, пеней, административных штрафов за I квартал 2015 г. взыскано 183,2 млрд. руб., в т.ч. по субъектам хозяйствования – 155,7 млрд. руб.
К примеру, плановой проверкой коммунального унитарного предприятия, проведенной инспекцией МНС по Оршанскому району, предъявлено к уплате платежей в бюджет на сумму 1 376,6 млн. руб.
Проверкой выявлено, что данные бухгалтерского учета организации не соответствовали данным, отраженным в налоговых декларациях. Так, установлено завышение в налоговых декларациях налоговых вычетов по НДС за 2011–2012 гг., занижение налоговой базы для исчисления НДС за 2013 г. по ставкам 20 % и 10 %, а также необоснованное включение в состав налоговых вычетов сумм НДС по приобретенным за счет средств бюджета горюче-смазочным материалам и по погашенным за счет средств бюджета лизинговым платежам.
Показатели, не соответствующие данным бухгалтерского учета предприятия, были отражены также и в налоговой декларации при исчислении отчислений в инновационные фонды за 2011 г. Кроме того, предприятие как налоговый агент не перечислило в бюджет удержанные из заработной платы суммы подоходного налога с физических лиц.
Приведу второй пример. По результатам проверки сельскохозяйственного предприятия, проведенной инспекцией МНС по Ушачскому району, предъявлено к уплате в бюджет налогов (сборов), пени в сумме 226,6 млн. руб.
Это предприятие в 2013–2014 гг. завысило налоговые вычеты по НДС из-за необоснованного включения в их состав полной стоимости НДС по объекту лизинга, включения дважды сумм НДС по отдельным товарно-транспортным накладным, а также вследствие несоответствия данных книги покупок данным, отраженным в налоговой декларации. Кроме того, занижена налоговая база по НДС по причине невключения в ее состав сумм, полученных организацией сверх цены реализации товаров (надбавок за реализованное молоко).
– Относительно недавно появилась новая форма налогового контроля – мониторинг. Каковы результаты данной работы?
– Налоговые инспекции активно используют мониторинг как форму контроля, альтернативную проверке и ориентированную на профилактику и упреждение правонарушений.
За I квартал 2015 г. налоговые органы провели мониторинг в отношении 602 субъектов хозяйствования, в т.ч. в отношении 364 организаций, 238 индивидуальных предпринимателей, из них у 478 субъектов (79,4 %) установлены нарушения (недостатки). По результатам мониторинга добровольно уплачено в бюджет 19,7 млрд. руб.
В целом за I квартал 2015 г. за счет проведения контрольных мероприятий доначислено в бюджет 1 232,5 млрд. руб., в т.ч.:
– по результатам проведенных проверок – 223,1 млрд. руб.;
– результатам камерального контроля – 548,8 млрд. руб.;
– результатам проведенных мониторингов – 19,6 млрд. руб.
В вышеназванную сумму включены суммы:
– предотвращенного возврата НДС – 210,1 млрд. руб.;
– арестованных товарно-материальных ценностей и денежных средств на общую сумму 221,1 млрд. руб.;
– добровольно уплаченные контрагентами лжепредпринимательских структур, включенных в Реестр*, – 9,8 млрд. руб.
__________________________
* Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере создан МНС в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконных сумм минимизации налоговых обязательств" (далее – Реестр).
– Как обстоят дела в сфере лжепредпринимательства?
– В сфере контроля за совершением хозяйственных операций с субъектами, осуществляющими лжепредпринимательскую деятельность, в течение I квартала 2015 г. проведено 217 проверок (темп прироста по отношению к I кварталу 2014 г. – 77,5 %). Результативность проверок составила 100 %.
По их результатам доначислено в бюджет 78 210,7 млн. руб., привлечены к административной ответственности 67 лиц на сумму штрафов 119,3 млн. руб. Материалы проверок в отношении 63 субъектов предпринимательской деятельности направлены в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел, и уже возбуждено 4 уголовных дела.
Например, инспекция МНС по г. Новополоцку при проведении плановой проверки ЧУП выявила его взаимоотношения с 2 организациями, включенными в Реестр, и одной организацией, имеющей признаки неблагонадежности, по поступлению товаров на общую сумму 2 853,3 млн. руб. В ходе проверки были организованы контрольные мероприятия, направленные на проверку достоверности отраженных сделок с указанными организациями. По результатам мероприятий установлено фактическое отсутствие отраженных в учете плательщика хозяйственных операций по данным субъектам.
Товарно-транспортные накладные, оформленные от имени организаций, признаны не имеющими юридической силы и не подтверждающими факт совершения хозяйственной операции, в связи с чем у предприятия не принят к вычету НДС в сумме 475,5 млн. руб., а из затрат, учитываемых при налогообложении, исключена покупная стоимость товаров в размере 2 377,8 млн. руб. По результатам проверки в бюджет доначислено 1 467,5 млн. руб.
Приведу другой случай. Инспекция МНС по Первомайскому району г. Минска провела внеплановую проверку ОДО "К". Основными видами деятельности организации в проверяемом периоде являлись оптовая, комиссионная, розничная торговля, шиномонтажные работы и балансировка колес, ремонт местных повреждений шин и камер.
В ходе проверки установлено, что в 2009–2010 гг. ОДО "К" оформило документы на отгрузку товара в адрес лжеструктур на общую сумму 1 882,0 млн. руб.
Исходя из совокупности собранных доказательств следует, что представленные к проверке первичные учетные документы, которыми оформлены операции по отгрузке товара в адрес лжеструктур, не соответствовали требованиям ст. 9 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" и не имели юридической силы, так как содержали недостоверные сведения.
В итоге проверки денежные средства в размере 1 882,0 млн. руб. включены в состав внереализационных доходов как безвозмездно поступившие.
По результатам проверки ОДО "К" доначислено и взыскано 1 119,2 млн. руб., в т.ч. налогов, сборов – 494,6 млн. руб.
– Николай Валерьевич, налоговые органы проводят также внеплановые тематические оперативные проверки. Что Вы можете рассказать о них?
– За I квартал 2015 г. налоговые органы республики провели 3 892 внеплановые тематические оперативные проверки (за исключением проверок по вопросу выявления фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности (далее – НПД)). Результативность данных проверок составила 99,9 %.
Указанные мероприятия в целом обеспечили изъятие из теневого оборота товарно-материальных ценностей и денежных средств по предварительной оценке на сумму 204,9 млрд. руб. По решениям судов обращено в доход государства товарно-материальных ценностей на сумму 202,9 млрд. руб. (или 99 % арестованных денежных средств и товарно-материальных ценностей), что в 3,1 раза больше аналогичного показателя 2014 г.
С применением метода контрольной закупки проведено 2 832 проверки (с учетом проверок, проведенных с целью выявления фактов НПД), результативность которых составила 100 %.
К примеру, инспекция МНС по Московскому району г. Минска с применением метода контрольной закупки установила, что ООО "В" осуществляло теневую торговлю ноутбуками, винчестерами и запасными частями к ним без наличия соответствующих документов и контрольных знаков.
Таким образом, приобретая товары у ООО "В", потребитель не получал никаких гарантий на приобретенный товар.
В ходе проверки установлены следующие нарушения:
– реализация продукции без документов, подтверждающих их приобретение (поступление) и отпуск в реализацию. Ответственность за данное нарушение предусмотрена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) в виде штрафа до 50 базовых величин (далее – БВ) с конфискацией или без конфискации;
– отсутствие кассового оборудования при продаже товаров. Ответственность за данное нарушение предусмотрена КоАП в виде штрафа в размере до 100 БВ;
– реализация на территории Республики Беларусь юридическим лицом товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, без контрольных (идентификационных) знаков либо с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка. Ответственность за данное нарушение предусмотрена КоАП в виде штрафа в размере до 20 БВ с конфискацией товаров или без конфискации.
По результатам контрольных мероприятий изъято товарно-материальных ценностей (ноутбуки, винчестеры, сумки) в количестве 678 ед. на общую сумму более 3,0 млрд. руб.
Назову еще один результат нашей работы. В I квартале т.г. выявлено 1 000 фактов нарушений установленного законодательством порядка приобретения, хранения, использования в производстве, транспортировки, реализации товаров, что 1,85 раза больше, чем в I квартале 2014 г. По результатам контрольных мероприятий арест товарно-материальных ценностей и денежных средств составил 175,4 млрд. руб., что в 3,6 раза превысило показатель I квартала 2014 г.
Приведу примеры.
1. В ходе проведения контрольных мероприятий на автомобильной дороге Брест – Минск инспекцией МНС по Брестскому району остановлен автомобиль под управлением индивидуального предпринимателя З., в ходе осмотра которого были обнаружены костюмы в количестве 2 455 ед. на сумму 1,2 млрд. руб. без наличия сопроводительных документов, подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей. Товары стоимостью более 1,2 млрд. руб. изъяты, в отношении индивидуального предпринимателя начат административный процесс.
2. Работниками инспекции МНС по Минской области на основании имевшихся сведений проведена внеплановая тематическая оперативная проверка в отношении ООО "Д". В результате проверки была установлена реализация товаров китайского производства с использованием сети Интернет в количестве 755 ед. на сумму 247,8 млн. руб. без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих приобретение (поступление) и отпуск товаров для реализации.
В итоге товар подвергнут аресту и изъят. Постановлением экономического суда Минской области общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 БВ с конфискацией товара.
3. Сотрудниками инспекции МНС по Московскому району г. Минска совместно с ОБЭП УВД Московского района г. Минска проведена внеплановая тематическая оперативная проверка в отношении индивидуального предпринимателя Н., осуществлявшего теневую торговлю ноутбуками и комплектующими к ним посредством сети Интернет без соответствующих документов и контрольных знаков. В ходе контрольных мероприятий установлены:
– реализация продукции без документов, подтверждающих их приобретение (поступление) и отпуск в реализацию;
– реализация на территории Республики Беларусь товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, без контрольных (идентификационных) знаков либо с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка.
По результатам контрольных мероприятий арестовано ноутбуков и комплектующих в количестве 101 ед. на общую сумму 173,6 млн. руб.
Кроме того, в ходе проведения контрольных мероприятий установлено 106 фактов нарушений порядка осуществления валютных операций, или 123,3 % по отношению к соответствующему периоду прошлого года, изъято по результатам проверок валюты, эквивалентной 957,9 млн. руб., что в фактических ценах в 1,5 раза выше показателей I квартала 2014 г.
– Спасибо за интервью!
Интервью провел Михаил Щербаков,
редактор журнала "Главный Бухгалтер"