Научно-практическая конференция под таким названием, организованная МНС, состоялась 20 апреля 2012 г. в бизнес-центре "Виктория".
Основная идея конференции, по словам министра по налогам и сборам Владимира Полуяна, – это обсуждение с руководителями бизнеса, ведущими представителями экономической науки, международных организаций проблем дальнейшего развития налоговой системы Республики Беларусь и создания благоприятной налоговой среды.
Открывая мероприятие, министр заявил, что налоговая система нашей страны в сравнении с большинством государств Европейского союза имеет один из самых кратких перечней налогов и низкие ставки по прямым налогам. При этом В. Полуян высказал сомнение в том, что 156-я позиция Беларуси в рейтинге Всемирного банка "Ведение бизнеса-2012" отражает фактическое состояние налоговой системы Беларуси. В качестве примера были приведены данные из отчета авторов рейтинга, которые свидетельствуют о том, что белорусский плательщик затрачивает на налоговое администрирование 654 ч в год при 18 налоговых платежах, из которых 12 приходится на отчисления по обязательному страхованию. "В то же время украинский плательщик за такое же время (657 ч в год), как ни странно, осуществлял 135 обязательных платежей, – заметил министр. – Наряду с этим временные издержки российского плательщика (находящегося в сходных условиях с белорусским) при 9 платежах оценены в 290 ч в год. В Казахстане – 7 платежей и 188 ч".
Кроме того, отметил В. Полуян, последние 3 года в рейтинге экономической свободы, формируемом совместно американским исследовательским центром "Фонд наследия" (The Heritage Foundation) и газетой The Wall Street Journal, Беларусь по показателю налогообложения находится на 5-й позиции, характеризующей высокий уровень фискальной свободы.
"Вместе с тем очевидно, что совершенствовать налоговые правоотношения нужно и дальше", – подчеркнул министр, пояснив, что в условиях Единого экономического пространства фактически ведется конкурентная борьба за налогоплательщика.
О направлениях совершенствования налоговой системы и предложениях по формированию налогового законодательства на 2013 г. рассказала заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая. По ее словам, к 2015 г. налоговая нагрузка должна быть снижена до 26 % к ВВП. "Впереди непростой период, – констатировала замминистра. – Придется очень ответственно и взвешенно относиться ко всем аспектам бюджетной и налоговой политики, уделяя первостепенное значение на данном этапе совершенствованию налогового администрирования".
В числе приоритетов, которые должны стать основой формирования налогового законодательства 2013 г., Э. Селицкая назвала совершенствование механизма уплаты налога на прибыль вследствие принятия в 2012 г. нового Закона "О бухгалтерском учете и отчетности" (в настоящее время законопроект находится в Парламенте), нового плана счетов бухгалтерского учета, а также иных нормативных актов в области бухгалтерского учета, основанных на Международных стандартах финансовой отчетности.
Еще одним направлением совершенствования налоговой системы станет оптимизация налоговых льгот и, в первую очередь, отмена неэффективных льгот. "Мы осознаем, что сегодня налоговая система перегружена разными льготами, которые сужают налоговую базу, в отдельных случаях искажают условия конкуренции, – заявила Э. Селицкая. – В сокращении льгот мы видим серьезный резерв для снижения налоговой нагрузки. И наша цель – все-таки сделать простую и понятную налоговую систему с невысокими ставками по основным налогам. А налоговые льготы должны быть сохранены там, где они объективно необходимы".
Замминистра уточнила, что в части НДС продолжится работа по дальнейшему совершенствованию порядка предоставления налоговых вычетов. С учетом опыта экономически развитых стран прорабатывается вопрос по совершенствованию взимания имущественных налогов на основе рыночной стоимости объектов налогообложения, изучаются подходы по оптимальному налогообложению участников холдингов.
По словам замминистра, в части совершенствования налогового администрирования основными направлениями являются дальнейшее расширение сферы электронных услуг и переход на безбумажные технологии; предоставление плательщикам, подключенным к системе электронного декларирования, доступа к их лицевым счетам, который позволит получать информацию о состоянии расчетов с бюджетом; создание центра электронного информирования, предоставляющего возможность налоговым органам в формате электронных и SMS-сообщений извещать плательщиков о переплате, наличии задолженности, суммах налоговых обязательств.
Также плательщикам будет предоставлена возможность производить уплату налогов через Интернет с использованием карт-счетов.
Как заметила Э. Селицкая, плательщик оценивает совершенство налоговой системы через призму возникающих перед ним проблем и помощи налоговой службы в их решении. Поэтому одним из основных направлений совершенствования налогового администрирования является повышение качества информационно-разъяснительного обслуживания плательщиков, в т.ч. за счет размещения полноценной информации на сайте МНС, в специализированных СМИ, консультирования через колл-центр.
Упростит задачи плательщиков и уплата по месту постановки на учет налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности. По словам Э. Селицкой, эти вопросы сейчас прорабатываются.
"Сегодня мы стоим на пути, когда налоговая служба смещает свой акцент с фискальной части своих функций на взаимодействие с плательщиком и становится, по сути, партнером, который помогает плательщику в исполнении им обязанности по уплате налогов", – подчеркнула замминистра.