Напомним, что освобождаются от налога на прибыль с валовой прибыли:
– резиденты Парка высоких технологий (далее – Парк);
– юридические лица РБ, не являющиеся резидентами Парка, реализующие (планирующие реализовать) бизнес-проекты в сфере новых и высоких технологий по направлениям деятельности этого Парка (далее – нерезиденты Парка), – с прибыли, полученной в результате выполнения работ (оказания услуг) по зарегистрированному бизнес-проекту (пп. 22, 48 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом № 12 (далее – Положение о Парке)).
При реорганизации юридического лица, зарегистрированного в качестве резидента Парка, сохранение или переход его статуса резидента Парка, а с ним и права на применение льготы по налогу на прибыль допускаются при его реорганизации лишь в форме:
– присоединения к нему одного или нескольких юридических лиц;
– выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц;
– преобразования.
Отметим основные правила, которые необходимо учитывать при применении льготы:
1) в случае реорганизации юридического лица, зарегистрированного в качестве резидента Парка, в форме слияния, разделения, присоединения его к другому юридическому лицу, ликвидации юридического лица такое юридическое лицо утрачивает статус резидента Парка. С утратой такого статуса юридическое лицо лишается права и на применение льготы по налогу на прибыль;
2) резиденты Парка должны осуществлять или планировать осуществлять только определенные виды деятельности (один или несколько).
– анализ, проектирование и программное обеспечение информационных систем: проектирование, разработка, поставка и документирование информационных систем и индивидуального программного обеспечения, отвечающих заказам конкретных потребителей; проектирование, разработка, поставка и документирование готового программного обеспечения общего пользования; производство программ по указанию пользователя; проектирование, разработка и внедрение АСУ; оказание услуг по эксплуатации произведенных самим резидентом Парка информационных систем, в т.ч. по обучению работе (повышению квалификации) с этими системами;
– деятельность по обработке данных с применением программного обеспечения потребителя или собственного программного обеспечения;
– фундаментальные и прикладные исследования, экспериментальные разработки в области естественных и технических наук (выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или опытно-технологических работ, связанных с направлениями деятельности Парка) и реализация результатов таких исследований и разработок;
– другие виды деятельности, определенные Советом Министров по согласованию с Президентом (п. 3 Положения о Парке);
4) при неисполнении бизнес-проекта нерезидент Парка обязан в 10-дневный срок письменно известить об этом администрацию Парка (п. 47 Положения о Парке).
В данном случае регистрацию бизнес-проекта аннулируют, а нерезидент Парка утрачивает право на льготу по налогу на прибыль и обязан уплатить данный налог за все время пользования льготой в полном объеме с применением мер ответственности за неуплату, неполную уплату сумм налогов, сборов (пошлин), нарушение установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации и начислением пеней согласно налоговому законодательству.
Как подтвердить право на льготу?
Администрация Парка обязана письменно извещать инспекцию МНС по месту постановки на учет резидента (нерезидента) Парка о принимаемых ею решениях:
– о регистрации резидента Парка, а также о регистрации бизнес-проекта – в 5-дневный срок;
– лишении (утрате) статуса резидента Парка, а также об исключении (аннулировании) бизнес-проекта из реестра резидентов Парка и бизнес-проектов – в 3-дневный срок.
Эти письменные извещения администрации Парка являются для налоговых органов основанием для подтверждения права на применение льготы по налогу на прибыль (либо лишение такого права) в соответствии с Декретом № 12.
Указанную льготу отражают по стр. 11 разд. I части I налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд (далее – налоговая декларация). При этом в обязательном порядке представляется приложение к форме налоговой декларации "Справка о размере и составе использованных льгот по налогу на прибыль".
ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РБ ОТ 28.11.2003 № 24 "О ПОЛУЧЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНОСТРАННОЙ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПОМОЩИ" (ДАЛЕЕ – ДЕКРЕТ № 24)
От налога на прибыль освобождают иностранную безвозмездную помощь у получателей такой помощи, а также у организаций, получивших данную помощь в порядке ее распределения согласно плану, направляемую:
– для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– проведения научных исследований, разработок, обучения, а также реализации научно-исследовательских программ;
– содействия охране, восстановлению, созданию историко-культурных ценностей, развитию природоохранных заповедников;
– оказания медицинской помощи;
– оказания социальной помощи малообеспеченным гражданам, инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным, неполным, опекунским и приемным семьям, а также гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей их нормальную жизнедеятельность;
– иных целей, определяемых Управлением делами Президента по согласованию с Президентом (п. 3 Декрета № 24).
Как подтвердить право на льготу?
Это один из редких случаев, когда в самом нормативном правовом акте законодательства установлен конкретный перечень документов, которые плательщик, использующий льготу, должен представить в инспекцию МНС по месту постановки на учет.
Так, при использовании льгот в соответствии с Декретом № 24 получатели иностранной безвозмездной помощи обязаны представить:
– соответствующее заявление;
– копию удостоверения о регистрации иностранной безвозмездной помощи, содержащего сведения о предоставленных налоговых льготах;
– копию плана, согласованного с Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента.
Льготу по налогу на прибыль предоставляют в том случае, если сведения о ней содержатся в удостоверении о регистрации иностранной безвозмездной помощи.
В налоговой декларации указанную льготу не отражают, так как в состав внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении, не включают (следовательно, не признают объектом налогообложения) товары (работы, услуги), имущественные права, денежные средства, безвозмездно полученные в качестве иностранной безвозмездной помощи в порядке и на условиях, установленных Президентом (в данном случае – Декретом № 24) (подп. 4.9.6 п. 4 ст. 128 НК).
Также не требуется в такой ситуации представлять приложение к форме налоговой декларации "Справка о размере и составе использованных льгот по налогу на прибыль".
Не признают объектами обложения налогом на прибыль получаемые в рамках международной технической помощи денежные средства, в т.ч. в иностранной валюте, иное имущество (включая относимое к основным фондам, товарно-материальным ценностям и нематериальным активам) (подп. 1.3 п. 1 Указа № 460).
Как подтвердить право на льготу?
Минэкономики на основании решения Комиссии по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров (далее – Комиссия) представляет в МНС:
– копию решения Комиссии;
– один экземпляр перечня имущества, в т.ч. денежных средств, предоставляемых для реализации проекта (программы) международной технической помощи.
Перечень является документом, подтверждающим, что указанное в нем имущество, в т.ч. денежные средства, относится к имуществу, предоставляемому для осуществления проектов (программ) международной технической помощи. Соответственно не облагается налогом на прибыль только то имущество, в т.ч. денежные средства, которое указано в перечне.
Представлять плательщикам дополнительно какие-либо документы, подтверждающие получение международной технической помощи, не нужно (если отсутствует соответствующее требование налогового органа).
Следует учесть, что МНС осуществляет контроль за целевым использованием денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте, имущества, предоставляемых в рамках проектов (программ) международной технической помощи и освобождаемых от обложения налогами, включая налог на прибыль.
Следовательно, по требованию налоговых органов получатели международной технической помощи в ходе проведения проверок должны представить документы, подтверждающие целевое использование денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте, имущества, предоставляемых в рамках проектов (программ) международной технической помощи:
– копию проекта (программы) международной технической помощи, зарегистрированного в Минэкономики;
– договоры (контракты), заключаемые в целях реализации указанных проектов (программ);
– товарно-транспортные и (или) товарные накладные;
– первичные учетные документы, подтверждающие выполнение работ (оказание услуг) в рамках зарегистрированного проекта (программы) международной технической помощи;
– платежные документы и иные.
В налоговой декларации указанную льготу, так же как и льготу при получении иностранной безвозмездной помощи, не отражают в связи с непризнанием полученного имущества, в т.ч. денежных средств, объектом налогообложения на основании подп. 4.9.6 п. 4 ст. 128 НК.
Приложение к форме налоговой декларации "Справка о размере и составе использованных льгот по налогу на прибыль" в данном случае также не представляют.
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РБ ОТ 14.04.2011 № 145 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СФЕРАХ КУЛЬТУРЫ И ИНФОРМАЦИИ" (ДАЛЕЕ – УКАЗ № 145)
От обложения налогом на прибыль освобождают прибыль организаций в размере не более 10 % валовой прибыли, безвозмездно переданную в установленном законодательством порядке зарегистрированным на территории Республики Беларусь:
1) организациям культуры или использованную на оплату счетов за приобретенные и переданные указанным организациям товары (работы, услуги), имущественные права на объекты авторского права и смежных прав.
Как подтвердить право на льготу?
Для подтверждения спонсорам права на применение льготы по налогу на прибыль при оказании спонсорской помощи организациям культуры следует истребовать информационное письмо, в котором подтверждается отнесение их к организациям культуры;
При заключении договоров на оказание спонсорской помощи таким организациям в договорах должно быть указано, что помощь оказывается для выполнения работ по производству фильмов.
При заключении договоров на оказание спонсорской помощи таким организациям в договорах должно быть прописано, что помощь оказывается для выполнения работ по производству телерадиопередач.
Как подтвердить право на льготу?
Считаем необходимым для подтверждения спонсорам льготы истребовать от таких организаций – получателей помощи информационное письмо, в котором указана доля Республики Беларусь в уставном фонде данных организаций, а также подтверждение об их отнесении к организациям, на которые возложены функции редакций средств массовой информации;
При заключении договоров на оказание спонсорской помощи таким организациям в договорах следует указать цель: для проведения реставрационно-восстановительных работ, а также наименование объекта, на котором данные работы производятся.
Решение о наделении материальных объектов статусом историко-культурных ценностей принимает Совет Министров в установленном порядке. Материальные объекты, по которым Совет Министров принял решение о придании им статуса историко-культурных ценностей, включают в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь (ст. 23 Закона РБ от 09.01.2006 № 98-З "Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь" (далее – Закон № 98-З)).
5) организациям для осуществления социально значимых проектов в Интернете.
Основанием для освобождения от обложения налогом на прибыль в данном случае является заключение Мининформа об отнесении проектов, осуществляемых в Интернете, к социально значимым.
Кроме того, иными документами, кроме обозначенных выше, подтверждающими право на применение льготы по налогу на прибыль в соответствии с Указом № 145, являются:
– договор на оказание спонсорской помощи;
– договоры, согласно которым обязательства по оплате товаров (работ, услуг) переходят к спонсору (договор перевода долга, договор в пользу третьего лица);
– платежные поручения;
– товарно-транспортные или товарные накладные;
– акты выполненных работ (оказанных услуг).
Суммы льгот по налогу на прибыль, установленных Указом № 145, отражают по стр. 12 разд. I части I налоговой декларации. При этом в обязательном порядке представляется приложение к форме налоговой декларации "Справка о размере и составе использованных льгот по налогу на прибыль".
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РБ ОТ 06.06.2011 № 231 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫХ ПРОИЗВОДСТВ" (ДАЛЕЕ – УКАЗ № 231)
На основании Указа № 231 организации, реализующие бизнес-планы развития и обеспечивающие ежегодно в 2011–2013 гг. достижение показателей по рентабельности продаж в промышленности и удельному весу отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции выше нижней границы уровней, соответственно установленных в ежегодно принимаемых указах Президента о важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития на очередной год, включенные в перечень, утверждаемый Советом Министров по согласованию с Президентом, по итогам 2011, 2012, 2013 гг. освобождают от уплаты в бюджет суммы превышения налога на прибыль, уплаченного (подлежащего уплате) в отчетном году, по сравнению с суммой налога, подлежавшего уплате в предыдущем году, скорректированной с учетом изменений налогового законодательства (изменений налоговых ставок, налоговых льгот), увеличенной на индекс цен производителей промышленной продукции за отчетный год (далее – индекс цен) и коэффициент соотношения фактического уровня рентабельности продаж за предыдущий год к фактическому уровню рентабельности продаж за отчетный год (далее – коэффициент соотношения).
При этом подлежавшая уплате за предыдущий год сумма налога на прибыль определяется без учета мер государственной поддержки, установленных в соответствующих указах Президента, иных решениях Президента и Совета Министров.
Порядок определения организациями суммы превышения налога на прибыль по итогам 2012 г. в соответствии с Указом № 231 установлен Положением о порядке определения организациями суммы превышения налога на прибыль по итогам 2012 года, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 01.08.2012 № 723 (далее – Порядок).
Указанный Порядок помимо тех требований, которые содержит Указ № 231, предусматривает, что сумма налога на прибыль, подлежавшая уплате по итогам 2011 г., определяется согласно налоговой декларации до ее уменьшения на суммы превышения налога на прибыль, полученные организациями по итогам 2011 г.
В случае если в результате корректировки на индекс цен за январь – декабрь 2012 г. и коэффициент соотношения скорректированная сумма налога на прибыль:
– увеличивается по сравнению с суммой этого налога, определенной согласно налоговой декларации за 2011 г. до ее уменьшения на суммы превышения налога на прибыль, полученные организациями по итогам 2011 г., сумма превышения налога на прибыль определяется как разница между суммой налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет по итогам 2012 г. согласно налоговой декларации за 2012 г., и суммой налога на прибыль, подлежавшей уплате по итогам 2011 г., определенной согласно налоговой декларации за 2011 г. до ее уменьшения на суммы превышения налога на прибыль, полученные организациями по итогам 2011 г., скорректированная с учетом изменений налогового законодательства, а также на указанные выше индекс цен и коэффициент соотношения;
– уменьшается по сравнению с суммой этого налога, определенной согласно налоговой декларации за 2011 г. до ее уменьшения на суммы превышения налога на прибыль, полученные организациями по итогам 2011 г., сумма превышения налога на прибыль определяется как разница между суммой налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет по итогам 2012 г. согласно налоговой декларации за 2012 г., и суммой налога на прибыль, подлежавшей уплате по итогам 2011 г., определенной согласно налоговой декларации за 2011 г. до ее уменьшения на суммы превышения налога на прибыль, полученные организациями по итогам 2011 г., и скорректированной с учетом изменений налогового законодательства. При этом корректировку на указанные выше индекс цен и коэффициент соотношения не производят.
Сумму превышения налога на прибыль по итогам 2012 г. определяют в целом за налоговый период, т.е. за 2012 г.
При отсутствии налогового обязательства по итогам 2011 г. организации уплачивают налог на прибыль за 2012 г. в полном объеме без применения льготы.
Указом № 231 установлено целевое использование средств, высвобождаемых в результате применения рассматриваемой льготы:
– на научные исследования и разработки, разработку высокотехнологичной продукции;
– модернизацию, техническое переоснащение производства и повышение качества продукции;
– сертификацию производства в соответствии с международными стандартами;
– погашение кредитов, займов, полученных на эти цели, и уплату процентов по ним.
Указанное целевое использование осуществляется в году, следующем за отчетным.
Рассматриваемая льгота предоставляется в виде частичного освобождения от уплаты налога на прибыль. Следовательно, в данной ситуации налог на прибыль исчисляется в полном объеме, а уплачивается в бюджет за минусом предоставленной льготы.
Как подтвердить право на льготу?
В налоговый орган следует представить расчет суммы превышения налога на прибыль, а при проведении выездной проверки – первичные учетные документы и договоры, подтверждающие целевое использование высвобожденных средств.
Льготу по налогу на прибыль в соответствии с Указом № 231 отражают по стр. 16 разд. I части I налоговой декларации. При этом в обязательном порядке представляют приложение к форме налоговой декларации "Справка о размере и составе использованных льгот по налогу на прибыль", в котором гр. 4 не заполняют.
ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РБ ОТ 20.12.2007 № 9 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ" (ДАЛЕЕ – ДЕКРЕТ № 9)
Организации, филиалы, представительства, иные обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, находящиеся в сельской местности, при осуществлении в сельской местности деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) вправе применять особый порядок налогообложения.
Он заключается в т.ч. в виде освобожденияот уплаты налога на прибыль с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2012 г. в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) плательщиками в сельской местности (за исключением прибыли, полученной от торговой посреднической деятельности).
Плательщики, претендующие на применение льготы в соответствии с Декретом № 9, могут помимо осуществления деятельности в сельской местности осуществлять также деятельность за пределами такой местности, а также торговую посредническую деятельность. Однако они должны обеспечить ведение раздельного учета выручки, полученной от этих видов деятельности.
Также не вправе применять особый порядок, установленный Декретом № 9, плательщики:
– при производстве подакцизных товаров;
– осуществлении лотерейной, туристической (за исключением агроэкотуризма, международного въездного и внутреннего туризма, экскурсионного обслуживания), риэлтерской, страховой, банковской деятельности, профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности в сфере игорного бизнеса, деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр, а также в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы.
С порядком применения льгот и пониженных ставок по налогу на прибыль, установленных в НК, можно ознакомиться в "ГБ", 2012, № 45, с. 68–77; № 46, с. 76–80.