Ограничения, установленные на проведение проверок, не действуют в отношении проверок налогового и бюджетного законодательства
На территории Республики Беларусь действует единый порядок контрольной (надзорной) деятельности. Его регулирует Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 (далее – Указ № 510). Им определены объекты проверки и органы, имеющие право на ее проведение.
Требования Указа № 510 должны исполнять как контролирующие (надзорные) органы, так и проверяемые субъекты.
Указом № 510 установлены ограничения при проведении проверок субъектов**:
1) по частоте проверки субъекта в зависимости от отнесения его к одной из 3 групп риска:
– не чаще одного раза в течение календарного года – для субъектов, отнесенных к высокой группе риска.
_______________________
* Под налоговой проверкой следует понимать проверку соблюдения налогового законодательства.
** Лица, отнесенные к проверяемым субъектам, указаны в части первой п. 1 Указа № 510.
** Лица, отнесенные к проверяемым субъектам, указаны в части первой п. 1 Указа № 510.
Пример 1
Организация осуществляет деятельность по реализации алкогольной продукции и в соответствии с критериями отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, утвержденными Указом № 510 (далее – перечень групп риска), отнесена к высокой группе риска. Предыдущая плановая проверка этой организации окончена 1 марта 2011 г. Следовательно, налоговый орган вправе назначить очередную плановую проверку в отношении такого субъекта не ранее 2 марта 2012 г. При этом, если по результатам проведенной плановой проверки нарушений законодательства не установлено, следующую плановую проверку этого же субъекта налоговый орган назначает не ранее чем через 2 года;
– не чаще одного раза в 3 года – для субъектов, отнесенных к средней группе риска.
Пример 2
Предыдущая плановая проверка организации общественного питания (в соответствии с перечнем групп риска ее деятельность отнесена к средней группе риска) окончена 1 марта 2010 г. Следовательно, следующая плановая проверка указанной организации может быть назначена не ранее чем через 36 месяцев начиная с указанной даты (2 марта 2013 г.). Если по результатам проведенной плановой проверки нарушений законодательства не установлено, очередную плановую проверку этого субъекта налоговый орган назначает не ранее чем через 5 лет;
– по мере необходимости, но не чаще одного раза в 5 лет – для субъектов, отнесенных к низкой группе риска (часть первая п. 7 Указа № 510).
Ограничения частоты проведения проверок призваны защитить интересы субъектов и оградить их от необоснованного давления со стороны контролирующих органов путем создания препятствий функционированию субъектов предпринимательской деятельности;
2) по периоду, подлежащему проверке.
В рамках проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года (часть первая п. 13 Указа № 510).
Указанное ограничение не действует в отношении проверок:
– перечисленных в части второй п. 13 Указа № 510, в т.ч. проверок по вопросам соблюдения бюджетного и налогового законодательства, дополнительных и встречных проверок;
– при проведении которых не применяется Указ № 510, например камеральных проверок.
Важно! Проверяемый период по вопросам соблюдения налогового законодательства не имеет временных ограничений.
Перед контролирующими (надзорными) органами стоит задача не допустить ситуаций, при которых бы субъект не проверялся более 3 лет, поскольку тогда появляются периоды, которые проверить уже невозможно в силу прямого указания законодательного акта (например, порядок ведения кассовых операций, приема наличных денежных средств и др.).
Справочно: в действовавшем до 1 января 2010 г. законодательстве, регулировавшем организацию и проведение проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности, содержалось ограничение по частоте проведения плановой проверки одного и того же субъекта предпринимательской деятельности – не чаще одного раза в течение календарного года. При этом отсутствовало упоминание о периоде, который может быть проверен в рамках данной процедуры.
__________________
__________________
* Основополагающим актом выступал Указ Президента РБ от 15.11.1999 № 673 "О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь".
Если срок взыскания налоговым органом неуплаченных сумм налогов, сборов (пошлин) не ограничен, излишне уплаченные суммы налогов можно вернуть только в течение 3 лет
Как правило, налоговые органы при проведении проверок оценивают соответствие осуществляемой проверяемым субъектом деятельности требованиям законодательства. Поскольку они обладают обширной компетенцией на проведение проверок (она регламентирована перечнем контролирующих (надзорных) органов с указанием сфер контрольной (надзорной) деятельности, утвержденным Указом № 510), при указании периода проверки в документах, предшествующих ее проведению (уведомление о проведении проверки), определяющих ее начало (предписание на проведение проверки) и ее результаты (акт проверки), период проверки подлежит оценке в зависимости от сферы контроля. Иными словами, проверка соблюдения субъектом налогового законодательства не ограничена периодом времени, а например, по вопросам ведения кассовых операций ограничена 3 годами. Соответственно при выявлении факта неисполнения проверяемым субъектом налогового обязательства налоговый орган взыскивает неуплаченные суммы налогов, сборов (пошлин) за весь период неуплаты, а также суммы пени, начисленные за их несвоевременную уплату. Не совсем логичным в связи с этим представляется наличие в Налоговом кодексе РБ (далее – НК) нормы о сроке возврата (зачета) излишне уплаченных (взысканных) сумм налога, сбора (пошлины), который равен 3 годам со дня уплаты (взыскания) указанных сумм.
Пример 3
Проведение проверки назначено в октябре 2011 г. Ранее проведенной налоговыми органами комплексной проверкой, в т.ч. по вопросам соблюдения налогового законодательства, был охвачен период с 1 января 2004 г. по 31 марта 2007 г. Проверяемыми периодами будут следующие:
– не затронутые ранее проведенной проверкой по одному и тому же вопросу – при проведении проверки по вопросам, не ограниченным 3 годами (например, по вопросам соблюдения налогового законодательства) – с 1 апреля 2007 г. по 30 сентября 2011 г.;
– с 1 января 2008 г. по 30 сентября 2011 г. (3 предшествующих года и 9 месяцев текущего года) – при проведении проверки по вопросам, ограниченным 3 годами.
Период с 1 апреля 2007 г. по 1 января 2008 г. не подлежит проверке.
После налоговой проверки документы надо хранить 3 года
Нормы Указа № 510, касающиеся проверки соблюдения проверяемым субъектом налогового законодательства, взаимоувязаны с положениями законодательства, обязывающими субъекта обеспечить сохранность документов, необходимых для налогообложения (т.е. сроки хранения документов привязаны к окончанию налоговой проверки (3 года)).
Справочно: организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение установленных законодательством сроков (ст. 16 Закона РБ "О бухгалтерском учете и отчетности"). На протяжении сроков, определенных законодательством, плательщики должны обеспечивать сохранность документов бухгалтерского учета, других документов и сведений, необходимых для налогообложения (подп. 1.11 п. 1 ст. 22 НК).
Перечень типовых документов органов государственной власти и управления, организаций Республики Беларусь, индивидуальных предпринимателей по организации системы управления, ценообразованию, финансам, страхованию, управлению государственным имуществом, приватизации, внешнеэкономическим связям с указанием сроков хранения утвержден постановлением Госкомархива РБ от 06.08.2001 № 38 (далее – Перечень). Он содержит все виды бухгалтерских (иных) документов, подлежащих хранению, и сроки их хранения. Например, первичные документы, явившиеся основанием для бухгалтерских записей, и приложения к ним (кассовые, бухгалтерские документы, извещения банков, квитанции, накладные, авансовые отчеты и др.) должны храниться в течение 3 лет при условии завершения проверки, проводимой в рамках ведомственного контроля, и после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства (ст. 462 гл. 7 "Бухгалтерский учет и отчетность" разд. III "Финансы" Перечня).
Таким образом, после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства организации должны большинство бухгалтерских и иных документов, необходимых для налогообложения, хранить в течение срока, определенного названным Перечнем. Как правило, это 3 года.
Справочно: уничтожение бухгалтерских документов (документов предпринимательской деятельности, документов учета доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения (УСН)) и (или) иных документов, нужных для исчисления и уплаты налогов, до истечения установленных сроков их хранения либо их сокрытие влечет административную ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 12.1 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП) в виде штрафа в размере от 10 до 100 базовых величин (БВ). Нарушение правил хранения бухгалтерских документов (документов предпринимательской деятельности, документов учета доходов и расходов при УСН) и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, повлекшее их утрату, влечет административную ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 12.1 КоАП в виде штрафа в размере от 4 до 35 БВ.
При привлечении к административной ответственности следует учитывать сроки давности
Независимо от того что проверке может быть подвергнут период деятельности субъекта, превышающий 3 года, в отношении применения мер ответственности действующее законодательство республики предусматривает сроки давности.
Так, административное взыскание может быть наложено (пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 7.6 КоАП):
– за совершение административного правонарушения – не позднее 2 месяцев со дня его совершения;
– за совершение длящегося административного правонарушения – не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения.
Более продолжительные сроки наложения административных взысканий за административные правонарушения в определенных областях деятельности, равные 3 годам со дня совершения административного правонарушения и 6 месяцам со дня его обнаружения, предусмотрены в п. 4 ч. 1 ст. 7.6 КоАП. К ним относят административные правонарушения, совершенные, в частности, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования.
По своей правовой природе срок давности наложения административного взыскания является пресекательным и восстановлению не подлежит.
Важно! Проверяемый субъект не может быть привлечен к ответственности за налоговые правонарушения, выявленные за период деятельности плательщика, превышающий 3 года со дня их совершения и 6 месяцев со дня их обнаружения.
Пример 4
Проверка проведена за период с 1 января 2006 г. по 31 октября 2011 г. Установлены нарушения налогового законодательства в 2007, 2008 и 2010 гг. Постановление о наложении административного взыскания вынесено 15 ноября 2011 г.
Для привлечения к ответственности период с 1 января 2007 г. по 15 ноября 2008 г. не учитывают, так как прошло более 3 лет со дня совершения выявленных в 2007–2008 гг. нарушений.
Поскольку постановление о наложении административного взыскания вынесено 15 ноября 2011 г. , именно с этой даты идет обратный отсчет 3-летнего срока для привлечения к ответственности.
Следует различать понятия даты обнаружения правонарушения и даты его совершения.
Дата совершения правонарушения – это день фактического совершения противоправного деяния, а в случае совершения длящегося правонарушения, т.е. правонарушения, отличающегося длительным невыполнением физическим или юридическим лицом предусмотренных законом обязанностей, – день, когда должностным лицом выявлен факт совершения правонарушения (как правило, при проведении налоговой проверки днем обнаружения правонарушения является день составления акта проверки).
Пример 5
Организация потеряла печать. Данное нарушение относится к длящемуся нарушению.
Нарушение установленного порядка сдачи печатей и штампов юридического лица для уничтожения после принятия решения о его ликвидации, совершенное должностным лицом, либо нарушение правил их хранения, повлекшее их утрату, влекут наложение штрафа в размере от 10 до 30 БВ (ч. 1 ст. 23.38 КоАП).
Пример 6
Взыскание за воспрепятствование проведению проверки, экспертизы (ст. 23.2 КоАП) может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня его совершения (правонарушение носит разовый характер).
Пропуск одного из сроков (срока, исчисляемого со дня обнаружения правонарушения либо со дня совершения правонарушения) расценивается как истечение срока в целом и влечет равные правовые последствия – прекращение дела об административном правонарушении на основании п. 3 ч. 1 ст. 9.6 КоАП.
Пример 7
При проведении в ноябре 2011 г. налоговой проверки организации выявлен факт неуплаты экологического налога за период с 1 января 2008 г. по 31 марта 2008 г. по сроку не позднее 22 апреля 2008 г. Ввиду истечения срока для привлечения к административной ответственности (3 года со дня совершения правонарушения) выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 11.10 Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП)).
Пример 8
Акт проверки составлен 5 апреля 2011 г. Постановление о наложении административного взыскания может быть вынесено не позднее 5 октября 2011 г.
Постановление о наложении административного взыскания имеет срок исполнения
Сроки давности привлечения лица к административной ответственности следует отличать от сроков давности исполнения постановления о наложении административного взыскания.
Так, если постановление о наложении административного взыскания не было обращено к исполнению в течение 3 месяцев со дня вступления его в законную силу, то оно не подлежит исполнению (ст. 13.6 ПИКоАП).
Справочно: обращением к исполнению признают процессуальные действия, целью которых является реальное исполнение уполномоченным органом постановления о наложении административного взыскания (например, направление судебному исполнителю хозяйственного суда постановления о наложении административного взыскания с представлением о принудительном исполнении) (подп. 1.22 п. 1 разд. 1 Методических рекомендаций по применению Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, утвержденных постановлением Президиума ВХС РБ от 21.02.2011 № 8).
Под приведением в исполнение постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа следует также понимать:
– направление копии постановления в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию (ч. 3 ст. 15.3 ПИКоАП);
– направление представления о принудительном взыскании, копии постановления и других документов в районный (городской) суд или в иной государственный орган в соответствии с законодательством (ст. 15.4 ПИКоАП).
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование, т.е. по прошествии 10 суток со дня получения копии постановления лицом, в отношении которого ведется административный процесс, со дня объявления его такому лицу (ч. 1 ст. 11.12, ч. 1 ст. 12.4 ПИКоАП).
Если вступившее в законную силу постановление о наложении административного взыскания обращено к исполнению в пределах срока, предусмотренного ст. 13.6 ПИКоАП, последующее вторичное его предъявление к исполнению (например, после его возвращения без исполнения ввиду отсутствия у подвергнутого административному взысканию лица денежных средств и другого имущества) не требует проверки соблюдения указанного срока.
Истечение срока давности и отсутствие оснований для приостановления течения срока давности предъявления постановления к исполнению являются основаниями для отказа в его исполнении банком и (или) небанковской кредитно-финансовой организацией, а также судебным исполнителем в возбуждении исполнительного производства по делу об административном правонарушении (ст. 12.6, 14.7 и 14.8 ПИКоАП).
Пример 9
Постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа вступило в законную силу 5 апреля 2011 г. В случае неуплаты штрафа организацией в течение срока, установленного на его добровольную уплату (ч. 1 ст. 15.3 ПИКоАП*), копия постановления подлежит направлению в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для взыскания суммы штрафа из денежных средств организации в срок не позднее 5 июля 2011 г.
Штраф должен быть уплачен юридическим лицом не позднее 15 дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, а в случае его обжалования (опротестования) – не позднее 1 месяца со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения (ч. 1 ст. 15.3 КоАП).
_______________________
*Не позднее 15 дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования (опротестования) такого постановления – не позднее 1 месяца со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения.
Привлечение к ответственности не освобождает от обязанности уплатить налоги, сборы (пошлины) и пени
Наложение административного взыскания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание (ч. 4 ст. 7.1 КоАП). Применение мер наказания не исключает применения правовосстановительных мер: привлечение плательщиков к ответственности за нарушение законодательства не освобождает их от исполнения налогового обязательства, т.е. им следует уплатить определенный налог, сбор (пошлину), а также пени (п. 3 ст. 37 НК).
Юридические лица (индивидуальные предприниматели) после исполнения налогового обязательства могут быть освобождены от уплаты пени (п. 6 ст. 52 НК). Порядок такого освобождения предусмотрен Указом Президента РБ от 17.10.2005 № 481 "О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий".