Расчеты электронными деньгами взяты под налоговый контроль
Налоговый контроль – это система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий. Данные меры реализуются посредством:
– учета плательщиков (иных обязанных лиц);
– проверок;
– опроса плательщиков и других лиц;
– проверки данных учета и отчетности;
– анализа информации об использовании электронных денег в качестве оплаты за товары (работы, услуги), имущественные права;
– осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли);
– других форм, предусмотренных налоговым и иным законодательством (ст. 64 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
С нового года данный перечень дополнен новой формой контроля – анализом налоговым органом информации об использовании электронных денег в качестве оплаты за товары (работы, услуги).
С этого же момента у налогового органа появилось право требовать от банков проведения обязательной идентификации держателей электронного кошелька в случаях предложения ими неограниченному кругу лиц перечислить электронные деньги в их адрес в качестве оплаты за товары (работы, услуги) и получать от банков сведения об осуществленных указанными лицами операциях с электронными деньгами по письменному запросу (подп. 1.5-2 п. 1 ст. 81 НК).
Справочно: порядок совершения юридическими лицами операций с электронными деньгами на территории Республики Беларусь установлен в Правилах осуществления операций с электронными деньгами, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 26.11.2003 № 201 (далее – Правила). Операции с электронными деньгами включают в себя эмиссию, распространение, использование, погашение электронных денег (п. 2 Правил).
Использование электронных денег – это передача электронных денег держателем другому лицу в оплату за товары, работы, услуги, а также при совершении иных гражданско-правовых сделок в соответствии с законодательством, за исключением погашения и распространения электронных денег (п. 3 Правил).
Эмиссию электронных денег на территории Республики Беларусь могут осуществлять только белорусские банки. Эмитируемые банками электронные деньги должны быть номинированы в белорусских рублях (п. 9 Правил).
Юридические лица, получившие электронные деньги от банка-эмитента, агента банка-эмитента, банка-агента, вправе использовать их для выдачи своим работникам на оплату командировочных и иных расходов, предусмотренных частью второй п. 15 Правил. Порядок использования и погашения электронных денег с участием юридических лиц на указанные цели определен в пп. 15–17 Правил.
Для проведения операций с электронными деньгами юридическими лицами, не являющимися в соответствии с Правилами банком-эмитентом, банком-агентом, получение специального разрешения Нацбанка не требуется. Юридические лица, не являющиеся банками, в т.ч. агенты, должны осуществлять операции с электронными деньгами с соблюдением требований законодательства, определяющих порядок ведения кассовых операций, расчетов наличными денежными средствами и осуществления банковских переводов в белорусских рублях и иностранной валюте (п. 5 Правил).
Сокращено число оснований для постановки на учет иностранных организаций
С 2012 г. отменена обязанность иностранных организаций становиться на учет в налоговом органе в случае установления в пользу такой организации ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, находящееся на территории Республики Беларусь.
Справочно: под ограничением (обременением) прав на недвижимое имущество понимают право в отношении конкретного недвижимого имущества лица, не являющегося его собственником (ст. 1 Закона РБ от 22.07.2002 № 133-З "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним").
Так, в пользу иностранной организации могут быть установлены, в частности, сервитут (право ограниченного пользования чужим имуществом, например право проезда по земельному участку), ипотека (залог), условие или запрещение, ограничивающие право-обладателя, в т.ч. арест имущества (например, арест, налагаемый судом в целях обеспечения иска иностранной организации к ответчику – собственнику имущества). Теперь в подобных случаях ставить иностранную организацию на учет в налоговом органе не потребуется.
В то же время в случае приобретения иностранной организацией права собственности, иных прав на недвижимое имущество (права оперативного управления; хозяйственного ведения; доверительного управления; аренды, субаренды, безвозмездного пользования), находящееся на территории Республики Беларусь, она по-прежнему будет подлежать постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения указанного имущества по ее заявлению, которое должно быть подано в налоговый орган до государственной регистрации возникновения права собственности, иных прав на недвижимое имущество, сделок с ним (подп. 2.3 п. 2 ст. 66 НК).
Исключение еще одного случая постановки иностранных организаций на учет – проведение и организация на территории Республики Беларусь концертно-зрелищных мероприятий, в т.ч. концертов, цирковых программ, – связано вовсе не с либерализацией законодательства. В основе такого исключения лежит установленный Положением о проведении культурно-зрелищных мероприятий, утвержденным Указом Президента РБ от 19.10.2010 № 542 "О проведении культурно-зрелищных мероприятий", запрет иностранным организациям выступать организаторами культурно-зрелищных мероприятий (театральных постановок, концертных программ, иных результатов творческой деятельности исполнителей или коллективов художественного творчества, рассчитанных на публичное исполнение). Организовывать и проводить указанные мероприятия могут только юридические лица РБ или белорусские индивидуальные предприниматели.
Налоговые органы учтут все факты переоформления банковских счетов
До 1 января 2012 г. банки обязаны были сообщать в налоговые органы об открытии или закрытии счетов организаций и индивидуальных предпринимателей (в т.ч. вкладного (депозитного) и (или) корреспондентского счетов иностранного банка, вкладного (депозитного) счета иной иностранной организации) (ст. 68 НК).
С указанной даты их обязанности расширились. Так, теперь банки должны сообщать и о случаях переоформления счетов (например, при изменении наименования владельца счета). Информация об этом должна быть направлена банком в налоговый орган по месту постановки на учет организации или индивидуального предпринимателя в течение одного рабочего дня после переоформления счета.
Полномочия налоговых органов расширены
1. С 1 января 2012 г. НК приведен в соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 (далее – Положение), которым уже предусмотрено право налоговых органов:
– самостоятельно выносить лицензиатам требования (предписания) об устранении выявленных нарушений и устанавливать сроки их устранения (теперь это подп. 1.3-1 п. 1 ст. 81 НК);
– вносить представления в лицензирующий орган о приостановлении действия специального разрешения (лицензии) в случаях, определенных законодательными актами РБ (теперь это подп. 1.3-2 п. 1 ст. 81 НК).
Ранее налоговый орган имел право заявлять ходатайства о даче лицензирующим органом лицензиату предписания об устранении выявленных нарушений, а также об аннулировании специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности.
Напомним, что действие лицензии приостанавливается по решению лицензирующего органа по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом (далее – контролирующий орган) проверки, в ходе которой выявлено нарушение лицензиатом (его работником, обособленным подразделением, в т.ч. филиалом) законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий. В таком случае контролирующий орган прежде всего выносит лицензиату требование (предписание) об устранении выявленных нарушений и регламентирует срок их устранения. Этот срок не может превышать 6 месяцев. Решение о приостановлении действия лицензии (возможно на срок до 6 месяцев) лицензирующий орган принимает по представлению контролирующего органа в строго определенных случаях:
– если в установленный срок лицензиатом не устранены нарушения, указанные в требовании (предписании).
Важно! Контрольная оценка устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой выдачу требования (предписания) об устранении выявленных нарушений, назначается контролирующим органом не позднее 2 рабочих дней и должна быть завершена в течение 10 рабочих дней со дня получения им уведомления и документов, подтверждающих их устранение. Срок проведения контрольной оценки, как правило, не должен превышать 5 рабочих дней (п. 80 Положения);
– если лицензиат не представил в контролирующий орган письменное уведомление об устранении таких нарушений.
Важно! Лицензиат обязан письменно уведомить контролирующий орган об устранении нарушений, повлекших за собой выдачу требования (предписания) об устранении выявленных нарушений, с приложением документов, подтверждающих их устранение. Указанное уведомление должно быть направлено лицензиатом в соответствующий орган не позднее дня, установленного соответствующим требованием (предписанием) об устранении выявленных нарушений (п. 79 Положения);
– если контролирующим органом выявлено нарушение лицензиатом (его работником, обособленным подразделением, в т.ч. филиалом) особых лицензионных требований и условий.
Важно! Особые лицензионные требования и условия – это лицензионные требования и условия, сведения о которых указываются непосредственно в самой лицензии (п. 2 Положения).
Действие лицензии считается приостановленным со дня, указанного в таком решении. При этом данный день не может быть установлен позднее чем по истечении 10 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии.
Лицензирующий орган вправе принять решение о приостановлении действия лицензии в целом либо о приостановлении действия лицензии по указанным в ней одному или нескольким обособленным подразделениям, в т.ч. филиалам, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, или на определенной территории, если Положением предусмотрено, что лицензия на соответствующий вид деятельности действует на указанной в ней части территории Республики Беларусь. При этом действие лицензии сохраняется в неприостановленной части.
2. В НК включены 2 принципиально новых полномочия налоговых органов, которые ранее не предусматривались.
Так, налоговые органы получили право:
– вводить временное ограничение на снятие плательщиками (иными обязанными лицами), имеющими задолженность по платежам в бюджет, транспортных средств с учета в компетентном органе (подп. 1.7-2 п. 1 ст. 81 НК).
По всей видимости, пользоваться данным полномочием налоговые органы будут при невозможности установить фактическое местонахождение транспортных средств, числящихся по данным учета государственной автомобильной инспекции. В иных случаях необходимости в такой мере не будет – налоговые органы вправе описать транспортные средства и наложить на них арест, что предусмотрено ст. 54 НК;
– в случаях и в порядке, определенных законодательством, при проведении выездной проверки на срок, не превышающий срок проведения проверки, направлять с изъятием или без изъятия игровые автоматы на техническое освидетельствование (подп. 1.18 п. 1 ст. 81 НК).